ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3780
Скачиваний: 1
3 - 4. Под объектами особо охраняемых территорий понимаются в п. 6 ст. 94 ЗК прежде всего объекты культурного наследия РФ. В п. п. 3 и 10 ст. 95 ЗК предусматриваются также земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы. Последнее время к законодательству об особо охраняемых территориях и их объектах, к его применению привлечено большое внимание ввиду особой ценности этих земель, попыток их урезать, уменьшить и желания некоторых представителей современного истеблишмента принять участие в приватизации части этих земель.
5. Незавершенность перечня особо охраняемых территорий и объектов федерального, регионального (субъектов РФ) и местного значения позволяет создавать их новые виды.
Так, ФАС Московского округа принял Постановление по делу N КГ-А40/7921-03.
При рассмотрении возникшего спора арбитражным судом установлено, что по постановлению Правительства Москвы и распоряжению мэра Москвы Всероссийский выставочный центр включен в состав территориальной единицы с особым статусом как представляющий значительную историко-культурную и архитектурно-природную ценность.
В соответствии со ст. 94 ЗК указанный земельный участок является особо охраняемой территорией, и права на земельный участок согласно ст. 56 ЗК ограничены. В соответствии с ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" расположенные на особо охраняемых территориях организации могут осуществлять лишь разрешенные виды использования земельного участка, не нарушающие режим особо охраняемой территории. Земельные участки в границах особо охраняемой территории могут быть по решению Правительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам в рекреационных, физкультурно-оздоровительных, культурно-просветительных целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой территории.
Участки особо охраняемых природных территорий предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям, организациям, осуществляющим охрану, содержание и использование особо охраняемых территорий.
Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" распоряжение правами пользования земельным участком особо охраняемой природной территории (залог, продажа права аренды, субаренда и др.) не допускается.
6. Особенно часто новые виды особо охраняемых территорий создаются на землях, занятых объектами культурного наследия РФ. В качестве примера разрешенного судом спора по этим вопросам можно привести Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 февраля 2006 г. N 9-Г06-1. Так, при осуществлении в 2001 г. работ нулевого цикла в границах земельных участков, отведенных по договорам аренды ООО "В", были обнаружены останки средневекового кладбища и белокаменные фундаменты Никольской Верхнепосадской церкви г. Нижнего Новгорода, относящиеся к периоду XV - XVIII вв. После этого администрацией Нижегородской области было издано Постановление об объявлении территории средневекового кладбища Никольской церкви в г. Нижнем Новгороде заповедным местом "Никольское кладбище" и часть территории, переданной под размещение временной автостоянки, на которой обнаружены останки древних захоронений и фундаменты церкви, была признана заповедным местом с особым режимом.
На время издания оспариваемого Постановления действовали следующие нормативные акты: Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 г.), Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1 (в ред. Федерального закона от 23 июня 1999 г.), Постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 29 декабря 1989 г.).
В соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. к памятникам истории и культуры относятся: памятники истории; памятники археологии; памятники градостроительства и архитектуры; памятники искусства; документальные памятники. К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. было установлено, что отдельные участки городов и других населенных пунктов, имеющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, а также памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями, могут быть объявлены заповедными местами советами министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Охрана заповедных мест осуществляется на основании положений, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Статьей 62 ФЗ об объектах культурного наследия признан утратившим силу Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
При этом признание утратившим силу Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г., за исключением ряда статей, не влияет на законность обжалуемого Постановления администрации Нижегородской области.
Пунктом 1 ст. 63 ФЗ об объектах культурного наследия предусмотрено, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов, издание которых отнесено названным Федеральным законом к полномочиям Правительства РФ, но не позднее 31 декабря 2010 г., сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры РФ, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат указанному Федеральному закону.
В силу п. 3 ст. 64 того же Федерального закона памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.
Согласно выписке, представленной Министерством культуры Нижегородской области, заповедное место "Никольское кладбище" включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ по Нижегородской области г. Нижнего Новгорода.
Таким образом, учитывая, что положения ФЗ об объектах культурного наследия действуют и в отношении объектов культурного наследия, ранее принятых под охрану государства в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры", оснований для удовлетворения требований ООО "В" у суда не имелось.
Суд правильно исходил из того, что Постановление администрации Нижегородской области от 5 июня 2001 г. N 136 не противоречит положениям ни ЗК, ни Градостроительного кодекса 1998 г.
В соответствии с п. 3 ст. 99 ЗК на отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
Согласно п. 10 ст. 2 Градостроительного кодекса законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе и на принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В силу ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, и решения о режиме содержания земельных участков принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия.
Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
Комментарий к статье 95
1. Согласно п. 6 ст. 95 действующего ЗК земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. Это не исключает того, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативного (вредного) воздействия на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Национальные парки имеют преимущественное право приобретения этих земель. Предполагается, что постепенно государственные природные заповедники и национальные парки выкупят либо иным способом получат участки земель, расположенные на их территории и принадлежащие иным землеобладателям, с тем, чтобы их территории составляли неразрывный комплекс. В США, например, на выкуп земельных участков, расположенных на территориях заповедников и национальных парков, из федерального бюджета и бюджетов штатов ежегодно выделяются немалые средства, что приводит к консолидации особо охраняемых земель.
Российскому обществу и законодателю понадобилось выделение в земельном законодательстве РФ и в категории земель особо охраняемых территорий и их объектов еще земель особо охраняемых природных территорий, поскольку в ст. 95 "Земли особо охраняемых природных территорий" ЗК предусматривается отнесение их к объектам общенационального достояния, установление на них особого специального правового режима охраны и использования, создание охранных зон и округов на прилегающих к ним земельных участках, запрещение ряда действий, в том числе изменения целевого назначения земельных участков или прекращения прав на них при использовании для нужд, не соответствующих их целевому назначению.
2. Выделение и охрана особо охраняемых природных территорий базируются на ст. ст. 9, 36, 42, 71 и др. Конституции РФ, ст. ст. 1, 3, 4, 58 - 62 ФЗ "Об охране окружающей среды", являющегося головным в природоохранном, экологическом законодательстве, и отражают потребности общества в сохранении уникальных, особо ценных природных территорий и природных объектов в интересах настоящего и будущих поколений.
Регулирование земельных отношений на землях особо охраняемых природных территорий должно увязываться с регулированием отношений в области организации особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Основным актом регулирования использования и охраны участков земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, является ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Галиновская Е.А., Кичигин Н.В., Пономарев М.В. Об особо охраняемых природных территориях. Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006.
В систему нормативных правовых актов об особо охраняемых природных территориях входят Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1155 "Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации" <1>, Постановление Правительства РФ от 19 октября 1996 г. N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" <2> и иные законодательные акты РФ, а также правовые акты субъектов РФ.
--------------------------------
<1> САПП РФ. 1992. N 14. Ст. 1096.
<2> СЗ РФ. 1996. N 44. Ст. 5014.
В условиях продолжающейся в Российской Федерации реформы немаловажное значение имеют полномочия региональных и муниципальных органов по созданию и отграничению земель особо охраняемых природных территорий, поскольку особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться соответственно в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.
Регулирование соответствующих полномочий осуществляется в ЗК, в ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в иных законодательных актах РФ и конституциях, уставах, иных правовых актах субъектов РФ.
Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к территориям федерального значения, являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть федерального и регионального значения, находиться в федеральной или региональной (субъектов РФ) собственности и соответственно в ведении федеральных либо региональных органов государственной власти.
Природные парки имеют региональное значение. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут быть федерального, регионального и местного значения и находиться в соответствующих формах собственности и в соответствующем ведении.
3. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются и их земли устанавливаются и отграничиваются от других земель соответственно Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а особо охраняемые природные территории местного значения и отведение им земель определяются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Поскольку особо охраняемые природные территории и объекты служат эталонами окружающей природной среды, то компетенция по охране в последние два года в связи с административной реформой постоянно меняется согласно федеральному законодательству. Новые полномочия в области охраны окружающей среды и регулирования особо охраняемых природных территорий получили субъекты РФ.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" ст. 6 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды" ФЗ "Об охране окружающей среды" изложена в новой редакции.
В соответствии с этой статьей к их полномочиям отнесены следующие функции, связанные с регулированием особо охраняемых природных территорий:
- участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта РФ; принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
- право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды; право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта РФ;