Файл: ЗК_комм_Боголюбов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3775

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственный природный заповедник утверждается постановлением Правительства РФ при условии отнесения его территории к объектам федеральной собственности, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории заповедника производится в том же порядке.

Специфика режима земель государственных природных заповедников предполагает особые полномочия дирекций заповедников в области использования и охраны земель заповедников.

На прилегающих к территориям заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны заповедника принимается и утверждается в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ <1> Правительством РФ.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" (в ред. от 29 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; 2006. N 1. Ст. 10; N 23. Ст. 2380; N 50. Ст. 5279; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21.


Такое упорядочение компетенции является обоснованным в связи с разграничением государственной собственности на землю и отнесением заповедников и национальных парков исключительно к федеральному ведению <1>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О разграничении государственной собственности на землю" (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2002.


<1> См.: Комментарий к Федеральному закону "О разграничении государственной собственности на землю" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003. При этом надо учитывать, что ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ признан утратившим силу с 1 июля 2006 г.


На территории заповедника запрещается деятельность, не соответствующая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам.

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.


Согласно Положению о государственных природных заповедниках к числу запрещенных на территории заповедников видов деятельности (наряду с указанными в п. 7 ст. 95 ЗК) относятся:

- действия, изменяющие гидрологический режим земель; изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений горных пород;

- строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;

- сбор минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Степаницкий В.Б. Комментарий к Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" (предисловие С.А. Боголюбова). М., 1997, 2002.


Землепользование, назначение и статус национальных парков отличаются от землепользования, назначения и статуса государственных природных заповедников и иных особо охраняемых природных территорий.

Национальные парки, являясь природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями (что объединяет их с заповедниками), предназначены и для регулируемого туризма. В настоящее время насчитывается более 30 национальных парков; первые - "Лосиный остров" в Москве и Московской области и "Сочинский" - были организованы в начале 1980-х годов.

Постановлением Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 769 <1> было утверждено Положение о национальных природных парках Российской Федерации. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей.

--------------------------------

<1> САПП РФ. 1993. N 34. Ст. 3180.


Функциональные зоны национальных парков - заповедные с запрещением любой хозяйственной деятельности и рекреации; особо охраняемые со строго регулируемым посещением; познавательного туризма для экологического просвещения; рекреационные для отдыха; охраны историко-культурных объектов; обслуживания посетителей для размещения мест ночлега, сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; хозяйственного назначения.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. Здесь нормы ЗК и ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" взаимодействуют с нормами ФЗ о территориях природопользования коренных малочисленных народов.

В земли национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий допускается включение земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 926 было утверждено Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха. В настоящее время названный документ утратил силу в связи с введением в действие Правил подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 47 <1>.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 6. Ст. 758.


9. Государственными природными заказниками согласно ст. 22 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Объявление территории государственным природным заказником, как и иной особо охраняемой природной территории, допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

- комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

- биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношении;

- палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

- гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

- геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством РФ государственных органов РФ и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.

Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников, предоставляются льготы по земельному налогу в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается либо ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов РФ, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.


Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Приказом Минприроды России от 16 января 1996 г. N 20 утверждено Примерное положение о государственных природных заказниках <1>. Согласно этому Примерному положению к видам деятельности, подлежащим запрещению или ограничению на территориях государственных природных заказников (если она противоречит целям создания заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам), относятся:

--------------------------------

<1> Примеч. ред.: документ не опубликован. Названный Приказ фактически не применяется, так как Министерством юстиции РФ было отказано в регистрации данного документа // Бюллетень Минюста России. 1998. N 4.


- распашка земель;

- рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром;

- промысловая, спортивная и любительская охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, другие виды пользования животным миром;

- сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;

- предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;

- проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;

- строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций;

- применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;

- взрывные работы; проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавучих транспортных средств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;

- любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.

Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ (Определение от 13 декабря 2006 г. N 58-Г06-48) установлено, что постановлением губернатора Хабаровского края переименованы государственные охотничьи заказники краевого значения "Бобровый", "Бирский", "Ванна", "Кава", "Озерный", "Улья", "Харпинский" в государственные природные заказники краевого значения; утверждены площади данных природных заказников краевого значения без изменения географических границ занимаемых ими земельных участков; продлен срок действия государственных природных заказников краевого значения "Бобровый", "Бирский", "Ванна", "Кава", "Озерный", "Улья", "Харпинский" на 10 лет начиная с 18 марта 2003 г.


В связи с изданием оспариваемого постановления было произведено изъятие природных ресурсов из федеральной собственности в собственность субъекта РФ, установлен особый правовой режим территории, препятствующий Российской Федерации осуществлению правомочий собственника и управленческих полномочий, поскольку заказник "Бирский" создан на территории Бикинского лесхоза Федерального агентства лесного хозяйства и включает в свою территорию земли, относящиеся к лесному фонду, что противоречило положениям ЛК 1997 г., ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ст. ст. 9, 10 ЗК.

Судом установлено, что решением Хабаровского крайисполкома в 1967 г. организован на территории Бикинского района Хабаровского края сроком на 10 лет в целях сохранения редких комплексов фауны и флоры заказник "Бирский" (бывший "Вяземский").

В 1982 г. решением исполнительного комитета Хабаровского краевого совета народных депутатов продлен на 10 лет срок закрепления охотничьих угодий, отведенных под государственный охотничий заказник краевого значения "Бирский", а также утверждено Положение о данном государственном охотничьем заказнике краевого значения, согласно которому срок действия заказника не ограничивался.

На основании решения Малого совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов "О государственных республиканских зоологических заказниках и охотничьих заказниках краевого значения Хабаровского края" в 1993 г. утвержден функционирующий охотничий заказник краевого значения "Бирский" со сроком действия 10 лет.

Постановлением Правительства РФ в 1997 г. утверждена Федеральная целевая программа "Сохранение амурского тигра". В связи с этим в 1998 г. постановлением главы администрации Хабаровского края в составе территории заказника "Бирский" была выделена буферная зона и в новой редакции утверждено Положение о государственном комплексном биологическом (охотничьем) заказнике краевого значения "Бирский", которым срок его действия не устанавливался (не ограничивался).

Пункт 1.9 данного Положения предусматривает, что ликвидация заказника, изменение его площади и границ, изменения и дополнения Положения могут производиться администрацией края по представлению управления охотничьего хозяйства Хабаровского края.

Постановлением губернатора Хабаровского края в 2003 г. заказник "Бирский" переименован в государственный природный заказник краевого значения, при этом правовой статус заказника не изменен, не введены ограничения видов деятельности, допустимых на соответствующей территории.

Государственный природный заказник краевого значения "Бирский" был создан и получил особый правовой статус в 1967 г.

Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" не содержит норм о возможности ограничения срока действия особо охраняемых природных территорий.