ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3761
Скачиваний: 1
Требования, предъявляемые к документам, удостоверяющим государственную регистрацию прав на землю, закреплены в ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно ст. 17 упомянутого Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.
Форма свидетельств и специальной надписи устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав.
Глава XVIII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ
ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА
Статья 101. Земли лесного фонда
Комментарий к статье 101
1. Текст комментируемой статьи подвергся значительным изменениям в связи с принятием ЛК, поскольку приведен в соответствие с его содержанием. В связи с некоторым разночтением норм ЗК и ЛК возникает вопрос: как соотносятся земельное и лесное законодательство при регулировании особенностей использования и охраны земель лесного фонда?
В соответствии с п. 1 ст. 3 ЗК земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Согласно п. 1 ст. 2 ЗК нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК <1>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2006.
<1> См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. 7-е изд., перераб. М.: Проспект, 2007.
Основным актом лесного законодательства РФ является ЛК. Согласно ст. 7 ЛК лесной участок - это земельный участок, границы которого определяются в соответствии с ФЗ "О землеустройстве" и ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Согласно ст. 3 ЛК лесные отношения регулируются лесным законодательством, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, - гражданским и земельным законодательством РФ, если иное не установлено ЛК, другими федеральными законами <1>.
--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.
С учетом представления о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе, т.е. как о совокупности растительности и земли, применение земельного и лесного законодательства к использованию и охране земель лесного фонда представляет определенную сложность, обусловленную приведенными выше положениями ЗК (приоритетными по отношению к земельным отношениям) и ЛК, регулирующего лесные отношения.
После изменений, произошедших в результате административной реформы, управление землями лесного фонда имеет определенную специфику, обусловленную тем, что леса согласно ст. 6 ЛК располагаются не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. С учетом общественно-социальной значимости лесов и единства леса и земли, на которой он расположен, основные функции принадлежат государственному управлению в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и органам кадастра, регистрации объектов недвижимости.
Основы использования и охраны земель лесного фонда связаны с организацией лесного хозяйства - делением лесов по целевому назначению на группы, отнесением их к категориям защитности, порядком установления возраста рубок и утверждением расчетной лесосеки, переводом земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, государственным учетом лесного фонда, лесным кадастром, мониторингом, лесоустройством, государственным и иным контролем.
В ходе административной реформы, узловыми моментами которой считаются Указы Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 12 марта 2007 г.), от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и др. <1>, создаются государственные органы с различной по уровням компетенцией - федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
--------------------------------
<1> РГ. 2008. 13 мая.
МПР России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства.
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, издает индивидуальные правовые акты, ведет реестры, регистры и кадастры.
Сферы земельного управления и деятельности предусматриваются в вышеназванных Указах Президента РФ, а также в Постановлениях Правительства РФ "Вопросы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации", "Вопросы Федерального агентства лесного хозяйства" и Положениях об этих федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Правительством РФ.
Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ <1>, Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства утверждено Постановлением Правительства РФ <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3260; N 32. Ст. 3347; 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5759; 2006. N 52 (ч. 3). Ст. 5597; 2007. N 22. Ст. 2645.
<2> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2565; 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5759; 2006. N 33. Ст. 3635; N 49 (ч. 2). Ст. 5219; 2007. N 22. Ст. 2646.
К ведению МПР России относятся охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
Контрольные функции в области земель лесного фонда осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) и Росприроднадзором, находящимися в ведении МПР России.
Разграничение полномочий между ними осуществляется в соответствии с утвержденными о них Положениями. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования утверждено Постановлением Правительства РФ <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3347; 2006. N 44. Ст. 4596; N 52 (ч. 3). Ст. 5597; 2007. N 22. Ст. 2647.
Федеральное агентство лесного хозяйства, находящееся в ведении Минсельхоза России, осуществляя свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, обеспечивает выполнение гидромелиоративных и иных работ по ведению лесного хозяйства, рациональному использованию земель лесного фонда, сохранению и усилению средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных свойств лесов.
Агентство предоставляет права пользования участками лесного фонда, оказывает государственные услуги по предоставлению информации о состоянии участков лесного фонда и организации их выбора для разрешенных видов лесопользования.
2 - 5. Пункты 2 - 5 комментируемой статьи признаны утратившими силу ФЗ о введении в действие ЛК.
6. Имеются особенности использования земель лесного фонда по сравнению с использованием земель других категорий. Логика регулирования земельных и лесных отношений, понимания леса как экологической системы или как природного ресурса, т.е. совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, больше всего прослеживается в ЛК. В нем предусматриваются особенности использования земель, где расположены леса, с которыми связаны:
- заготовка древесины; способы рубок в зависимости от целевого назначения лесов и категорий защитности лесов, правила рубки, организация и порядок заготовки древесины при рубках, объем заготовки древесины при сплошных рубках, определение объема заготовки древесины при промежуточных и прочих рубках;
- порядок заготовки живицы (сиропообразного смолистого вещества, выделяющегося при ранении хвойных деревьев, - основного сырья для получения канифоли и скипидара), порядок заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования;
- пользование лесными участками для нужд охотничьего хозяйства, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, в пограничных зонах, на особо охраняемых природных территориях.
Из этого вытекают возможности физических и юридических лиц по использованию земель лесного фонда, основания владения землями лесного фонда. Объекты земельных и лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве. Участки земель лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Включение земель в состав земель лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в соответствии с земельным и лесным законодательством России.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться. Однако это право может быть ограничено на основе законодательства в интересах пожарной и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ (по ЛК 1997 г. допускалось также ограничение пребывания граждан в лесах в интересах ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства).
Лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам на правах пользования: аренды, безвозмездного срочного пользования, постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитута). Лесопользователи обязаны соблюдать земельное законодательство и условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок на землях лесного фонда по истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные правила.
Основным правом лесопользования является аренда. По поводу заключения договоров аренды рассматривается немало споров. Так, ФАС Московского округа (Постановление по делу N КА-А41/7391-02) установил, что спецлесхоз обратился с иском об обязании ЗАО "К" освободить территорию государственного лесного фонда в квартале N 69 Горенского лесопарка. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечена администрация Балашихинского района и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Балашихинского района.
Сотрудник спецлесхоза составил протокол о лесонарушении, в котором зафиксировал факт самовольного захвата ЗАО "К" территории государственного лесного фонда под возведение строения с уничтожением лесной подстилки и плодородного слоя лесных почв. Исчисленный на основании названного протокола ущерб ЗАО "К" уплатило, однако захваченную территорию не освободило, в связи с чем спецлесхоз подал иск об обязании освободить этот участок.
В соответствии с ЛК лицо, привлеченное к административной ответственности за самовольный захват (занятие) участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, обязано освободить указанные участки в установленные сроки. Исследовав имеющиеся в деле доказательства, Арбитражный суд Московской области пришел к выводу о том, что участок, в отношении которого был составлен протокол о лесонарушении, относится к лесному фонду. Суд также установил факт отсутствия у ЗАО "К" правоустанавливающих документов на данный участок. Утверждение общества о заключении в отношении спорного участка договора аренды земли являлось неверным. Из материалов дела, объяснений представителя администрации и самого ответчика следовало, что указанный договор не распространяется на 69-й квартал Горенского лесопарка.
В соответствии с п. 1 Положения о Московском городском управлении лесами <1>, утвержденного первым заместителем премьера Правительства Москвы 27 апреля 1999 г., названная организация является специально уполномоченным органом государственного управления в области охраны и защиты городских лесов и лесного фонда. Согласно п. 5.1 Положения о специализированном лесхозе Балашихинский от 22 декабря 1999 г. на истца возложены функции по осуществлению контроля за состоянием лесов.