ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3759
Скачиваний: 1
--------------------------------
<1> Примеч. ред.: Постановлением Правительства Москвы от 4 октября 2005 г. N 755-ПП (Вестник мэра и Правительства Москвы. 2005. N 57) государственное учреждение "Московское городское управление лесами" переименовано в государственное учреждение "Московское городское управление особо охраняемыми природными территориями".
На землях лесного фонда могут осуществляться различные виды лесопользования: заготовка древесины, коры, бересты, новогодних елок, живицы; сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор камыша, опавших листьев; проведение научно-исследовательских работ, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятий.
Лесопользователи и землепользователи вправе: получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование; осуществлять пользование лесным фондом в пределах, установленных договором аренды, безвозмездного пользования, а также лесорубочного билета, ордера и лесного билета (оформляющих и закрепляющих договоры, заканчивающих свое действие в соответствии со ст. 4 ФЗ о введении в действие ЛК); возводить на срок лесопользования строения и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом и обусловленные в документах.
Особенности и виды использования лесных участков при осуществлении определенных (одного или нескольких) видов лесопользования определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Основные требования к использованию земель лесного фонда содержатся в нормах и статьях ЗК. Однако в ЛК также предусматриваются требования к использованию земель лесного фонда, обусловливающие их специфику, которые совпадают с требованиями к лесопользованию. Они сводятся к следующему:
- обеспечение непрерывного, неистощительного, многоцелевого и рационального использования леса для удовлетворения потребностей экономики и населения в древесине и других лесных ресурсах;
- сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей среды и развития экономики;
- установление порядка лесо- и землепользования в зависимости от значения лесов, выполняемых ими функций, местоположения, природных и экономических условий;
- платность и соблюдение научно обоснованных норм лесопользования на основе единой технической политики, использования передового опыта;
- воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрана и защита лесов;
- сохранение биологического многообразия, объектов историко-культурного и природного наследия.
При использовании, охране и переводе в другие категории земель лесного фонда, особенно занятых защитными лесами, законодательством РФ предусматривается проведение государственной экологической экспертизы, необходимость получения ее положительного заключения. В связи с рассредоточением в настоящее время государственной экологической экспертизы по нескольким учреждениям и по двум "этажам" - в Российской Федерации и в субъектах РФ - возникает необходимость решения вопроса о том, куда обращаться на федеральном уровне и какими полномочиями обладают органы государственной экологической экспертизы субъектов РФ. По-видимому, проведение государственной экологической экспертизы на федеральном уровне будет организовываться в Ростехнадзоре.
На федеральном уровне по объектам экологической экспертизы федерального уровня функциями государственной экологической экспертизы наделены Ростехнадзор и Росприроднадзор.
Согласно положениям о них Ростехнадзор проводит экспертизу, связанную с охраной окружающей среды, а Росприроднадзор - связанную с природопользованием. Разделение этих функций является достаточно условным и примерным, поскольку организация рационального использования земель, лесов и иных природных ресурсов тесно связана с охраной окружающей среды и наоборот.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и новой редакцией ст. 6 ФЗ "Об экологической экспертизе" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление ряда полномочий в области экологической экспертизы.
Переданные полномочия включают организацию и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов РФ, и т.д.
Эти полномочия передаются органам государственной власти субъектов РФ без предоставления субвенций из федерального бюджета. Финансирование их осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе.
Согласно названному Федеральному закону в связи с этим предусматриваются дополнительные функции МПР России, федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы, высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
Согласно ст. 6.1 ФЗ "Об экологической экспертизе" к полномочиям субъектов РФ относится получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта РФ.
К полномочиям субъекта РФ также отнесено делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов в случае реализации этих объектов на территории субъекта РФ и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта РФ деятельности, намечаемой другим субъектом РФ.
Отсутствие положительных заключений государственной экологической экспертизы в конце 1990-х годов при переводе лесных площадей в нелесные послужило поводом и основанием решения ВС РФ об отмене распоряжений Правительства РФ о таком переводе.
Важнейший институт государственной и общественной экологической экспертизы тесно связан, согласно п. 2 ст. 13 ЗК, с охраной земель от деградации, загрязнения, захламления, от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями леса и других растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности <1>.
--------------------------------
<1> См. также: Кичигин Н.В., Пономарев М.В. Комментарий к Федеральному закону "Об экологической экспертизе". М.: Юстицинформ, 2006.
Статья 102. Земли водного фонда
Комментарий к статье 102
1. Земли водного фонда имеют особенности статуса, правового режима и определения границ. Согласно п. 1 ст. 7 ЗК при подразделении земель в Российской Федерации по целевому назначению на семь основных категорий, наряду с землями особо охраняемых территорий и объектов, землями лесного фонда и другими, выделяются земли водного фонда.
Статья 102 ЗК излагается в редакции ФЗ о введении в действие ВК. В связи со спорами по поводу принадлежности земельных участков к землям водного фонда, по-разному порой рассматриваемыми и решаемыми в судах и арбитражных судах, важно определить, что следует понимать под землями, покрытыми водами, сосредоточенными в водных объектах, где находятся их границы.
Согласно ст. 1 ВК водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Для понимания водного объекта можно привести перечень видов водных объектов, предусмотренный в ВК. Согласно ч. 2 ст. 5 к поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется: для моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива; для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды; для болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.
Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством РФ о недрах.
Согласно ч. 6 ст. 6 ВК полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 км, у которых береговая полоса составляет 5 м.
Согласно п. 8 ст. 27 ЗК запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК.
Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регламентируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК и ЗК.
Последнее время много говорилось об обособленных водных объектах и возможности их приватизации и дальнейшего соответствующего использования. Согласно ст. 1 ВК 1995 г. под обособленным водным объектом (замкнутым водоемом) понимался небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
В ст. 11 ВК 1995 г. предусматривалось, что обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка, а положения водного законодательства применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это не противоречит гражданскому законодательству. Из этого исходит и гл. 17 ГК.
Принадлежность обособленного водного объекта к земельному участку, на котором он расположен, и к недвижимому имуществу делала его предметом гражданского оборота и полноправным (хотя и своеобразным) объектом имущественных отношений с вытекающими отсюда последствиями, в том числе в виде приватизации обособленных водных объектов, их купли-продажи, дарения, обмена, залога и т.п.
В обсуждавшихся новых редакциях ВК предполагалось, с одной стороны, установить в земельном законодательстве пределы по площади и удаление от поселений обособленных водных объектов, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, а с другой - расширить (а может быть, и исключить) понятие обособленного водного объекта в целях возможности приватизации и иных, не только обособленных, водоемов.
В новом ВК 2006 г. понятие "обособленный водный объект" отсутствует. По ВК пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому либо юридическому лицу, находятся согласно ч. 2 ст. 8 соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического либо юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Остальные водные объекты, как поверхностные, так и подземные, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Понятие пруда и обводненного карьера является важным для определения их режима: эти водные объекты и соответствующие земли водного фонда относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. В отношении их могут совершаться продажа, залог, другие сделки, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, эти водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством (ч. ч. 3 и 4 ст. 8 ВК).
Не допускается отчуждение пруда, обводненного карьера без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращения права собственности Российской Федерации на этот водный объект. В муниципальной собственности - городских и сельских поселений, других муниципальных образований - находятся пруды, обводненные карьеры, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления (ст. 27 ВК).
2. Земли водного фонда, прошедшие государственную кадастровую регистрацию, составляют площадь в 27 млн. га. Земли под водой составляют более 72 млн. га, из них к категории земель лесного фонда относятся 18 млн. га, сельскохозяйственного назначения - 13 млн. га, земель запаса - 10 млн. га, земель промышленности и иного специального назначения - более 2 млн. га и т.п. Статистики территорий водоохранных зон и гидротехнических сооружений не опубликовано.
3. Строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов, сооружений на землях водного фонда обусловливает повышенный и специальный режим использования и охраны земель водного фонда, особое внимание к резервированию земель для них.
В ВК регулируются использование водохранилищ (ст. 45), охрана водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем (ст. 60), водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, в том числе их ширина и режим использования и охраны (ст. 65), требования к которым должны учитываться при использовании земель водного фонда и их резервировании.
В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) <1> и в ст. ст. 10, 39, 42, 46, 62 и др. ВК предусматриваются правила использования гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498.
Использование и резервирование водных объектов и земель водного фонда для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения являются приоритетными. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для указанных целей определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора.
Режим использования, резервирования и охраны земель водного фонда, их особенности и специфические требования во многом определяются способами, задачами и целями водопользования, которые предполагают установление дополнительных требований к землепользованию.
Следующей после питьевого водоснабжения целью водопользования является использование вод для отраслей народного хозяйства. Водопользователи, использующие водные объекты для промышленности, энергетики, сельского и лесного хозяйства, и владельцы земель водного фонда обязаны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов и земель водного фонда, обеспечивать сохранение температурного режима.