Файл: ЖК_комм_Шешко_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1517

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Капитальный ремонт жилого дома осуществляется в установленные сроки. Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, содержится в приложении N 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Госстроем России (Постановление от 27.09.2003 N 170).

5. Согласно п. 26 Постановления Пленума ВС СССР N 2 жилое помещение, предоставляемое на время капитального ремонта, должно быть пригодным для проживания, отвечать санитарным и техническим требованиям. Постановлением Пленума ВС РФ от 26.12.84 N 5 было предусмотрено, что при разрешении споров о выселении на время капитального ремонта необходимо выяснить, находится ли предоставляемое помещение в том же населенном пункте и пригодно ли оно для проживания граждан с учетом их возраста, состояния здоровья, других заслуживающих внимания интересов, а также продолжительности капитального ремонта дома (п. 13).


Статья 89. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением


Комментарий к статье 89


1. Комментируемая статья посвящена вопросам предоставления гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением по следующим основаниям, предусмотренным ЖК РФ:

снос дома (ст. 86);

перевод жилого помещения в нежилое (ст. 87);

признание жилого помещения непригодным для проживания (ст. 87);

существенное изменение размера жилого помещения в результате капитального ремонта или реконструкции жилого помещения либо ликвидация жилья в результате этих работ (ст. 88).

2. В соответствии с ч. 1 ст. 89 предоставляемое жилье должно:

1) быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта. Это значит, что уровень благоустроенности не должен быть ниже. Иными словами, в случаях выселения граждан с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения суд обязан проверить, отвечает ли предоставляемое помещение степени благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47) предусматривается, что жилое помещение должно быть обеспечено определенными инженерными системами (п. 12);

2) быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилью. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им должна быть предоставлена квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Следует отметить, что в ст. 89 отражены позиции ст. 96 ЖК РСФСР. Однако ст. 96 содержала отсылку к положениям ЖК РСФСР в части требований к предоставляемому жилому помещению, в том числе его размеру, а также необходимости учета интересов граждан при предоставлении жилья. Нет сомнений, что такой подход являлся правильным.


Комментируемая статья подобных положений не содержит. Вместе с тем представляется необходимым учитывать при ее применении правила ряда статей Жилищного кодекса РФ, которые, к сожалению, не упомянуты в ней. Так, нельзя игнорировать положения ст. 58 ЖК РФ, согласно которой заселение по договору социального найма одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия (ч. 1); правила ч. 2 этой же статьи в отношении граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний. Кстати сказать, в ст. 58 не говорится, что она касается только случаев обеспечения жильем очередников;

3) отвечать установленным требованиям (см. комментарий к ст. 15);

4) находиться в черте данного населенного пункта.

3. Комментируемая статья решает вопросы предоставления жилья (по обозначенным в ней основаниям) по договорам социального найма.

Представляет интерес Постановление Пленума ВС СССР N 2 (в части выселения из жилых помещений с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения), которым отмечено: при решении вопроса о количестве предоставляемых комнат необходимо учитывать наличие в семье разнополых лиц, кроме супругов, а также состояние здоровья выселяемых граждан и другие заслуживающие внимания обстоятельства (п. 15).

4. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому по суду, должно быть указано в решении суда.


Статья 90. Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма


Комментарий к статье 90


1. Комментируемая статья регулирует порядок выселения нанимателя и членов его семьи, которые без уважительных причин не вносят плату за жилье и коммунальные услуги. Эти лица выселяются в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, причем требования о благоустройстве законодатель в данном случае не предусматривает. Вместе с тем предоставляемое жилье должно соответствовать размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие, т.е. быть не менее 6 кв. м на человека.

Такому выселению предшествует расторжение договора в случае, если неуплата длится без перерыва в течение 6 месяцев. Если же она прерывается, то оснований к расторжению договора и выселению нет (см. комментарий к ст. 83).

2. Статья 90 не содержит нормы о том, что жилое помещение, предоставляемое в связи с выселением, указывается в решении суда. Вместе с тем это необходимо. В решении суда должно быть названо конкретное жилое помещение, которое предоставляется гражданину в связи с выселением.

Суд должен определять уважительность причин неоплаты жилья и коммунальных услуг. Видимо, уважительными можно признать - продолжительную болезнь, длительные задержки выплаты заработной платы и т.п.


Следует отметить, что помимо выселения к нанимателю может быть применено правило п. 14 ст. 155 ЖК РФ о взимании пени.

3. Выселение в подобном порядке предусматривалось и Законом об основах федеральной жилищной политики от 24.12.92 N 4218-1. Статьей 15.5 Закона было определено, что невнесение платы за жилое помещение в течение 6 месяцев влечет выселение нанимателя и проживающих с ним членов семьи с предоставлением жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в пределах норм общежития. Обратим внимание, что по этому Закону выселение производилось в случае невнесения платы за жилое помещение. В настоящее время расторжение договора найма и выселение допускаются в случаях невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.


Статья 91. Выселение нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения


Комментарий к статье 91


1. В соответствии с комментируемой статьей наниматель и члены его семьи могут быть выселены из занимаемых жилых помещений без предоставления другого жилья в случаях, если:

1) используют жилое помещение не по назначению (в качестве офиса, подсобной площади помещения и проч.). Статьей 17 ЖК РФ определено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан. Часть 2 этой статьи допускает использование жилья, наряду с проживанием, для профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности (см. комментарий к ст. 17);

2) систематически нарушают права и законные интересы соседей. Согласно ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан; соседей. Статья 1 ЖК РФ устанавливает, что, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, граждане не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Такое нарушение может выразиться в поведении, противоречащем общепризнанным (с точки зрения морали) правилам;

3) бесхозяйственно обращаются с жильем, допуская его разрушение. Эта норма вытекает из обязанности соблюдать правила пользования жилым помещением, бережно относиться к санитарно-техническому и иному оборудованию, проводить текущий ремонт жилого помещения (см. комментарий к ст. 67). При этом в качестве условий выселения определены систематический характер таких нарушений и принятие к виновному мер предупреждения, которые оказались безрезультатными (ч. 1 ст. 91).

Упомянем ст. 29 ЖК РФ ("Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения"). Законодатель не установил последствий расторжения договора социального найма по основаниям, предусмотренным этой статьей (п. 2 ч. 5). Представляется возможным классифицировать такой случай как повреждение жилья или нарушение прав и интересов граждан (поскольку судом не принято решение о сохранении жилья в перестроенном или перепланированном состоянии - см. ч. 4 ст. 29) и, следовательно, применять нормы п. 2 и 3 ч. 4 ст. 83, а также ст. 91 ЖК РФ.


2. Согласно ч. 2 ст. 91 без предоставления другого жилья выселяются лица, лишенные родительских прав, если суд признает невозможным их совместное проживание с детьми, в отношении которых они этих прав лишены. Данная норма призвана защитить несовершеннолетних, создав им надлежащие условия для проживания. Лишение родительских прав также производится в судебном порядке.

3. Рассматривая вопрос о выселении, необходимо учитывать следующее.

Выселение возможно:

а) в случаях расторжения договора (см. комментарий к ст. 83);

б) при утрате права пользования жилым помещением. Утратившими это право признаются:

лица, лишенные родительских прав (если их совместное проживание с детьми суд считает невозможным);

лица, допускающие порчу жилья или нарушающие интересы соседей.

Один из основных принципов законодательства - ответственность виновного лица; поэтому выселению по ст. 91 подлежат лица, виновные в нарушении правил пользования жильем.

Таким образом, утрата права пользования жильем касается конкретного лица (нанимателя, члена его семьи); договор социального найма (в измененном виде) продолжает действовать в отношении всех остальных его участников. Если же виновными суд признал и нанимателя, и всех членов его семьи, то договор социального найма подлежит расторжению.

4. Выселение возможно и в случаях, когда жилое помещение занято самоуправно. В подобных ситуациях право на жилое помещение отсутствует, поэтому говорить о лишении данного права нельзя.

То же практически касается выселения, когда договор жилищного найма признан недействительным. При этом договор считается "несуществующим" с момента его заключения.

5. Не всегда прекращение жилищных правоотношений сопровождается выселением. Например, при расторжении договора социального найма в связи с приватизацией жилья гражданин продолжает им пользоваться, но уже на правах собственности. Нет выселения в случае смерти гражданина или в случае уничтожения жилья (например, в результате стихийного бедствия).


Раздел IV. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД


Глава 9. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО

ЖИЛИЩНОГО ФОНДА


Комментарий к главе 9


Жилищный кодекс РФ установил исчерпывающий перечень специализированных жилых помещений, определил назначение каждого вида специализированного жилья, предусмотрел основания его предоставления, а также порядок и условия прекращения правоотношений по пользованию этим жильем.


Статья 92. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда


Комментарий к статье 92


1. Согласно комментируемой статье в качестве специализированных используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Назначение этих помещений - целевое, поэтому законодатель установил пределы его использования. Статьей 92 предусмотрено, что специализированное жилье нельзя отчуждать, передавать в аренду, внаем, за исключением передачи по договору найма (см. комментарии к ст. 104 - 108).


2. Использовать жилье в качестве специализированного допустимо только после его отнесения к таковому. Правительством РФ принято Постановление от 26.01.2006 N 42 <1>, которым утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 697.


Вместе с тем, исходя из законодательных норм о предоставлении жилья из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также жилья в домах системы социального обслуживания, вопрос о принадлежности таких помещений к определенному виду специализированного жилья не требует дополнительной регламентации.

Уже в процессе создания указанных фондов, а также домов системы социального обслуживания определено их целевое назначение. Так, фонды для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, создаются за счет федерального бюджета, являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении соответствующих территориальных органов миграционной службы <1>.

--------------------------------

<1> Статья 11 Закона РФ от 19.02.93 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" // Ведомости РФ. 1993. N 12. Ст. 427; ст. 11 Федерального закона "О беженцах", в ред. Федерального закона от 28.06.97 N 95-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 2956.


Жилые помещения этих фондов подлежат учету в реестре федерального имущества. Используются указанные фонды на основе Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 <1>, и Положения о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 275 <2>. Таким образом, вопросы использования (целевого назначения) указанных жилых помещений решены органом, который управляет жилищным фондом (согласно ст. 114 Конституции РФ федеральной собственностью управляет Правительство РФ).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4562.

<2> СЗ РФ. 2001. N 16. Ст. 1604.


Что касается жилых помещений в домах системы социального обслуживания, то их назначение и использование определены специальными актами о социальном обслуживании населения в Российской Федерации. Государственная система социальных служб состоит из предприятий и учреждений социального обслуживания. Они являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ, к полномочиям которых отнесены: создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания (ст. 4, 21 Закона об основах социального обслуживания).

Статья 17 Закона об основах социального обслуживания к стационарным учреждениям социального обслуживания относит: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, дома-интернаты для умственно отсталых детей и проч. Их создание подчинено целевому назначению и осуществляется органами, которые и управляют этим жильем.