Файл: ЖК_комм_Тихомиров_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2849

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений Кодекса, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рекомендаций и разъяснений федеральных органов исполнительной власти <1> и иных актов.

--------------------------------

<1> См., например: Приказ Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.05.2006 N 58/403; письмо Министерства регионального развития РФ от 07.12.2006 N 13241-РМ/07 "Об установлении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых при расчете субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. 2007. N 15.


Для одного муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов, жилые помещения в которых относятся к различным жилищным фондам, и для жилых домов индивидуального жилищного фонда. Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг дифференцируются по муниципальным образованиям одного субъекта Российской Федерации.

Расчет размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для каждого городского округа, городского и сельского поселения в составе муниципальных районов производится с учетом:

уровня благоустройства домов, под которым понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять коммунальные услуги: холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе газобаллонных установок), отопления (теплоснабжения), в том числе печного отопления <1>;

--------------------------------

<1> См.: п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.


конструктивных и технических параметров домов: степени износа, этажности, материала стен и кровли, наличия лифта и мусоропровода и т.п.

7. В настоящее время порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень представляемых с заявлением о предоставлении субсидии документов, условия приостановления и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением субсидий, установлены Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".

Данные отношения ранее регулировались в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", которым было утверждено Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг <1>. Некоторые положения названного Постановления вступили в противоречие с Кодексом, в связи с чем оно было признано утратившим силу.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3671.


8. Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ редакция ч. 8 ст. 159 Кодекса была изменена. Определен новый источник финансирования расходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - бюджет субъекта Российской Федерации. Ранее финансирование предусматривалось из местных бюджетов за счет субвенций.

Расходы, связанные с предоставлением субсидий, включают в себя расходы непосредственно на предоставление субсидий и расходы на обеспечение их предоставления.

Согласно п. 67 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг финансирование расходов на предоставление субсидий: сотрудникам, проходящим военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, сведения о которых не подлежат разглашению, а также лицам, проходящим либо проходившим военную службу по контракту за пределами Российской Федерации в территориальных органах, воинских частях, подразделениях и организациях соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Объем финансирования расходов, связанных с предоставлением субсидий, устанавливается законами о бюджетах соответствующего субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.

9. В ч. 9 ст. 159 Кодекса сделан акцент на специальном регулировании Правительством РФ порядка финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий и на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках.

Данные отношения урегулированы в Правилах предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ 14.12.2005 N 761 (см. п. п. 65 - 67, 70 - 71, п. п. 54, 1 - 50, 56 - 64).

Гражданам, проживающим в закрытых военных городках, субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением. Порядок и условия предоставления субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, установлены в п. п. 1 - 50 и 56 - 64 названных Правил.

10. Часть 10 ст. 159 Кодекса утратила силу - см. ФЗ от 29.12.2006 N 258-ФЗ (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 21).

11. Органам местного самоуправления предоставлены полномочия по установлению дополнительных условий предоставления субсидий в соответствующем муниципальном образовании путем отхода от показателей региональных стандартов. Нормы ч. 11 ст. 159 Кодекса имеют диспозитивный характер.

Органы местного самоуправления могут установить, например, стоимость жилищно-коммунальных услуг ниже регионального стандарта или установить максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи ниже аналогичного показателя, предусмотренного субъектом Российской Федерации. Если реальная себестоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг при этом будет выше регионального стандарта стоимости их предоставления, то в этом случае органы местного самоуправления обязаны выделить недостающие ресурсы за счет собственных средств.


Для некоторых категорий граждан право на получение субсидий необходимо сохранять вне зависимости от уровня их доходов. На практике к числу таких граждан местные органы самоуправления относят, как правило, Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, одиноких неработающих пенсионеров, семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалидов по общим заболеваниям, многодетные семьи и др. Финансирование расходов в случаях освобождения решениями органов местного самоуправления таких категорий граждан от оплаты жилищно-коммунальных услуг в полном объеме предусматривается при уточнении местного бюджета на очередной финансовый год.

12. Положения ч. 12 ст. 159 Кодекса исходит из приоритета международных договоров по отношению к законодательству Российской Федерации (см. ФЗ от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <54>) и конкретизируют правила ст. 9 Кодекса.

--------------------------------

<54> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757; 2007. N 49. Ст. 6079.


В случае если в соответствии с международным договором Российской Федерации иностранным гражданам должны предоставляться субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то общее правило, установленное в комментируемой норме, не применяется.


Статья 160. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг


Комментарий к статье 160


1 - 2. В ч. 1 ст. 160 определены виды нормативных правовых актов, которыми могут устанавливаться порядок и условия предоставления льгот в виде компенсаций расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Эти виды установлены в исчерпывающем перечне, поэтому иными актами порядок и условия предоставления таких компенсаций устанавливаться не могут. Если такие акты были приняты, то они по общему правилу не могут применяться к отношениям, возникшим после введения в действие Кодекса.

Однако в силу ст. 8 Вводного закона до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Кодекса компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами <1> и иными нормативными правовыми актами <2> до введения в действие Кодекса.

--------------------------------

<1> См., например: ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563; 1998. N 31. Ст. 3803; 1999. N 2. Ст. 232; N 29. Ст. 3693; 2000. N 22. Ст. 2267; 2001. N 24. Ст. 2410; N 33 (ч. I). Ст. 3426; N 53. Ст. 5024; 2002. N 1. Ст. 2; N 22. Ст. 2026; 2003. N 2. Ст. 167; N 43. Ст. 4108; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 25; 2006. N 1. Ст. 10; 2007. N 43. Ст. 5084; N 45. Ст. 5421; N 49. Ст. 6070; 2008. N 9. Ст. 817; N 29 (ч. I). Ст. 3410; N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 52 (ч. I). Ст. 6224; 2009. N 18 (ч. I). Ст. 2152; N 30. Ст. 3739.


<2> См., например: Правила предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями. оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 // СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3936.


Реформирование действующей системы льгот проводится в Российской Федерации в направлении пересмотра и отмены ряда льгот и введения адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения, перевода льгот, установленных для различных категорий работающих граждан (работников правоохранительных органов, военнослужащих и др.) в форму денежных выплат.

Натуральные меры социальной поддержки заменяются на ежемесячные денежные компенсации. Это предполагает оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов и последующее получение денежной компенсации.

Размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки (льгот) по каждой потребляемой гражданином жилищно-коммунальной услуге. Денежные эквиваленты рассчитываются организациями - поставщиками услуг.

Такой подход оправдан, однако на практике претворение его в жизнь требует взвешенного подхода и, самое главное, строгих и обоснованных расчетов его финансовой составляющей. Необходимо обеспечить такой уровень размеров компенсаций, чтобы он был адекватен замененной льготе и не ухудшал материальное положение получающих соответствующие компенсации граждан. Другой способ решения данной проблемы, являющийся наиболее трудоемким и вместе с тем наиболее эффективным, - повышение уровня доходов населения в той степени, в какой это необходимо для того, чтобы оплата жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме не приводила к понижению качества жизни плательщиков.

Жилищное законодательство не содержит нормативного определения понятия "компенсация". В связи с этим во многих актах даются довольно противоречивые определения. Чаще всего происходит смешение или объединение понятий "субсидия" и "компенсация", не выделяются специфические для них свойства.

Компенсация - это возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.

Возмещение производится в денежной форме, при этом размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги не уменьшается на величину предоставленной компенсации и оплата осуществляется без уменьшения размера платы <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. п. 44 - 45 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.


Чаще всего в федеральном законодательстве до введения в действие Кодекса устанавливался порядок, в соответствии с которым предусматривалась такая форма предоставления льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как скидка, то есть уменьшение размера оплаты.


В отличие от субсидий (которые перечисляются гражданам до наступления срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги) компенсации носят характер "последующего" возмещения, то есть они предоставляются после оплаты жилищно-коммунальных услуг в установленном порядке.

Размер компенсаций с учетом уровня инфляции подлежит корректировке в целях недопущения снижения эффективности помощи, оказываемой отдельным категориям граждан посредством выплаты компенсаций. Например, Правительство РФ обязало Минздравсоцразвития РФ и Минфин РФ ежегодно (в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год) представлять в установленном порядке в Правительство РФ проект Постановления Правительства РФ о порядке индексации размеров компенсаций и иных выплат, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // РГ. 2004. 31 декабря.


Среди законов, в соответствии с которыми отдельным категориям граждан предоставляются компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяются порядок и условия их предоставления, можно назвать следующие:

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <1>;

--------------------------------

<1> Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; 1993. N 17. Ст. 606; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399; 1999. N 29. Ст. 3690; 2000. N 26. Ст. 2736; 2001. N 51. Ст. 4834; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 15. Ст. 1278; 2007. N 10. Ст. 1151; N 31. Ст. 4011; 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6229; 2009. N 19. Ст. 2273; N 23. Ст. 2755; N 26. Ст. 3124; N 29. Ст. 3594; N 39. Ст. 4533; N 45. Ст. 5264, 5266; N 48. Ст. 5746; 2010. N 14. Ст. 1557; N 27. Ст. 3419.


Закон РФ от 21.01.1993 N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (в редакции Закона РФ от 21.07.1993 N 5481-1) <1>;

--------------------------------

<1> Ведомости РФ. 1993. N 6. Ст. 181; N 34. Ст. 1395; 2004. N 18. Ст. 1687; N 35. Ст. 3607.


ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции ФЗ от 2.01.2000 N 40-ФЗ) <1>,

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168; 1998. N 47. Ст. 5703, 5704; 2000. N 2. Ст. 161; N 19. Ст. 2023; 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3427; N 53 (ч. I). Ст. 5030; 2002. N 30. Ст. 3033; N 48. Ст. 4743; 2003. N 19. Ст. 1750; 2004. N 19. Ст. 1837; N 25. Ст. 2480; N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 25; N 19. Ст. 1748; N 52 (ч. I). Ст. 5576; 2007. N 43. Ст. 5084; N 45. Ст. 5421; 2008. N 9. Ст. 817; N 29 (ч. I). Ст. 3410; N 30 (ч. I). Ст. 3609; N 40. Ст. 4501; N 52 (ч. I). Ст. 6224; 2009. N 18 (ч. I). Ст. 2152; N 26. Ст. 3133; N 29. Ст. 3623. N 30. Ст. 3739; N 52 (ч. I). Ст. 6403; 2010. N 19. Ст. 2287; N 27. Ст. 3433; N 30. Ст. 3991; N 31. Ст. 4206.