Файл: ЖК_комм_Тихомиров_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2845

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЗ от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 144; 1997. N 30. Ст. 3587; 2000. N 32. Ст. 3341; 2001. N 10. Ст. 484; N 13. Ст. 1147; N 53 (ч. I). Ст. 5030; 2002. N 26. Ст. 2522; 2004. N 35. Ст. 3607; 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6229; 2009. N 26. Ст. 3124.


ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. II). Ст. 12; N 26. Ст. 2729; N 33. Ст. 3348; 2001. N 31. Ст. 3173; 2002. N 1. Ст. 2; N 19. Ст. 1794; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 48. Ст. 4740; 2003. N 46. Ст. 4437; 2004. N 18. Ст. 1687; N 30. Ст. 3089; N 35. Ст. 3607; N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, 2; N 6. Ст. 637; N 19. Ст. 2062, 2067; N 29. Ст. 3122; N 31. Ст. 3452; N 43. Ст. 4415; N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 41; N 2. Ст. 360; N 10. Ст. 1151; N 13. Ст. 1463; N 26. Ст. 3086 - 3087; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5431; N 49. Ст. 6072; N 50. Ст. 6237; 2008. N 24. Ст. 2799; N 29 (ч. I). Ст. 3411; N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 44. Ст. 4983; N 45. Ст. 5149; N 49. Ст. 5723; N 52 (ч. I). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 11. Ст. 1263; N 30. Ст. 3739; N 51. Ст. 6150; N 52 (ч. I). Ст. 6415; 2010. N 30. Ст. 3990.


ФЗ от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" <1>,

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4538; 2002. N 30. Ст. 3033; 2004. N 35. Ст. 3607; 2009. N 30. Ст. 3739.


ФЗ от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" <1> и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2620; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 52 (ч. I). Ст. 5582; 2007. N 49. Ст. 6072; 2008. N 24. Ст. 2799; 2009. N 52 (ч. I). Ст. 6415.


В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ отсутствие бюджетного финансирования (либо недостаточное финансирование для покрытия расходов по реализации законов, предусматривающих льготы (компенсации, субсидии), само по себе не может являться основанием для отказа гражданину в предоставлении льгот, предусмотренных в законе.

Ресурсоснабжающие организации имеют возможность компенсировать свои расходы из федерального, субъекта Российской Федерации или местного бюджета в зависимости от того, нормативным актом какого уровня предусмотрена льгота и из какого именно бюджета предусмотрены расходы на ее реализацию.

Если ресурсоснабжающая организация прекратит предоставление коммунальных услуг (отключит электроэнергию или воду и т.п.) в связи с тем, что гражданином перечисленные услуги оплачивались не полностью, а в размере с учетом предоставленных ему льгот, то по требованию такого гражданина суд обязывает эту организацию восстановить предоставление услуг и может взыскать компенсацию за причиненный моральный вред в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции ФЗ от 09.01.1996 N 2-ФЗ) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 1998 г.


Согласно КоАП РФ непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, является административным правонарушением и влечет наложение на виновных лиц административного штрафа (ч. 3 ст. 14.8).



Раздел VIII. УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ


Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом


Комментарий к статье 161


1. В статьях раздела VIII Кодекса систематически определены основные правила управления многоквартирным домом, требования к договору управления, принципы управления многоквартирными домами, собственниками которых являются государство или муниципальные образования. Органы местного самоуправления обязаны создавать надлежащие условия для осуществления управленческой деятельности в данной сфере.

В соответствии со ст. 9 Вводного закона действие раздела VIII Кодекса распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.

Для сравнения напомним, что в ЖК 1983 г. управлению жилищным фондом был посвящен раздел II, статьи которого закрепляли централизованную систему органов, наделенных управленческими полномочиями. Указанная система была достаточно подробно описана в юридической литературе <1> и воспроизводить ее характеристику в настоящем комментарии вряд ли целесообразно. Поэтому обратим внимание на основные новеллы.

--------------------------------

<1> См., например: Комментарий к жилищному законодательству Российской Федерации / Отв. ред. В.Б. Исаков. 4-е изд., испр. М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 158 и сл.; Седугин П.И. Жилищное право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма-Инфра-М, 2001. С. 90 и сл.


Статья 161 Кодекса устанавливает основные правила и способы управления многоквартирным домом. В ч. 1 комментируемой статьи содержатся целеполагающие правовые нормы, которые устанавливают юридические и фактические ориентиры для управленческой деятельности по управлению многоквартирным домом. Указанные нормы-цели служат своеобразным критерием, которому должны соответствовать повседневные практические действия субъектов управления в данной сфере.

2. Обеспечить эффективное управление имуществом может только его собственник или иное лицо, уполномоченное собственником. На данном очевидном принципе, основанном на положениях ГК РФ, базируются нормы Кодекса, посвященные управлению многоквартирными домами. Это коренным образом отличает современное правовое регулирование указанных отношений от прежнего жилищного законодательства. ЖК 1983 г. декларировал возможность участия в управлении жилищным фондом общественных организаций, трудовых коллективов, граждан, домовых комитетов и других органов общественной самодеятельности, не являющихся собственниками жилищного фонда (см. ст. ст. 18, 19). Кодекс не называет указанных субъектов среди участников деятельности по управлению объектами жилищного фонда.

Поскольку жилищный фонд может находиться в частной (граждан и юридических лиц), государственной (Российской Федерации и ее субъектов) и муниципальной (муниципальных образований) собственности, постольку правила ст. 161 Кодекса в равной мере применяются в отношении всех указанных собственников жилых помещений.


На собственников жилых помещений в многоквартирном доме Кодекс возлагает обязанность и одновременно предоставляет право самостоятельно выбрать наиболее удобный для них способ управления соответствующим многоквартирным домом из числа указанных в ч. 2 ст. 161 Кодекса.

Во-первых, собственники помещений в многоквартирном доме могут осуществлять управленческую деятельность по организации эффективного использования своего имущества непосредственно. В этом случае таким собственникам необходимо руководствоваться правилами раздела II Кодекса. В частности, управленческие правомочия собственников помещений опосредуются в деятельности такого органа управления, как общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (см. ст. ст. 44 - 48, 164 Кодекса и комментарии к указанным статьям).

Во-вторых, управление многоквартирным домом может осуществлять юридическое лицо, объединяющее значительное количество собственников помещений в многоквартирном доме и (или) иных лиц. Такую деятельность в пределах своей специальной правоспособности могут осуществлять товарищество собственников жилья (см. ст. ст. 135 - 152 Кодекса) либо жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив (см. ст. ст. 110 - 134 Кодекса) или иной специализированный потребительский кооператив. Речь идет, в частности, о жилищных накопительных кооперативах, деятельность которых Кодекс не регулирует: соответствующие отношения подчиняются общим нормам ГК РФ о юридических лицах и потребительских кооперативах, а также правилам специального ФЗ от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" <1>. Порядок создания и деятельности, а также права и обязанности членов иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых для удовлетворения потребностей граждан в жилье, определяются специальными федеральными законами.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 41; 2006. N 43. Ст. 4412; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.


В-третьих, управление многоквартирным домом при наличии соответствующего решения собственников помещений в таком доме может осуществлять управляющая организация (понятие "управляющая организация" обозначает как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, так и индивидуального предпринимателя - см. ч. 4 ст. 155 Кодекса).

3. Следует полагать, что допуская множественность вариантов организации управления многоквартирным домом, Кодекс имеет целью демонополизировать хозяйственную и управленческую деятельность в данной сфере. Если собственники помещений многоквартирного дома сочтут избранный ими ранее способ управления недостаточно эффективным, то они вправе своим решением изменить его (см. ч. 3 комментируемой статьи). Таким образом, данные положения Кодекса направлены на создание правовых условий для свободной конкуренции субъектов управления многоквартирными домами, должны стимулировать их заинтересованность в повышении качества обслуживания. Прежнему жилищному законодательству подобного рода нормы не были известны.


Решение о выборе способа управления многоквартирным домом вправе принять только общее собрание собственников помещений в этом доме. Понятие "выбор способа управления" включает в себя не только возможность первично определить этот способ, но и изменить его впоследствии, выбрав новый способ управления.

В соответствии со ст. ст. 44 - 46 Кодекса решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается на общем собрании собственников помещения. Такое собрание является правомочным, если в нем приняли участие собственники помещений в этом доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов; решение о выборе способа управления домом должно быть принято большинством голосов собственников, участвующих в общем собрании.

4. Ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (см. ч. 2 ст. 18 Вводного закона).

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" <1> утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 7. Ст. 786; 2007. N 30. Ст. 3943.


В целях указанных Правил под конкурсом понимается форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс.

Конкурс проводится, если:

1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:

собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

по истечении двух месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:


большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 Кодекса;

собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст. 162 Кодекса;

3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В соответствии с п. 15 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом при проведении конкурса устанавливаются следующие требования к претендентам (т.е. любым юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателям, представившим заявку на участие в конкурсе):

соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;

в отношении претендента не проводится процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица не проводится процедура ликвидации;

деятельность претендента не приостановлена в порядке, предусмотренном КоАП РФ;

отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25% балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Претендент считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе не вступило в силу;

отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70% балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

внесение претендентом на счет, указанный в конкурсной документации, средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом претендент считается соответствующим данному требованию, если непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе средства поступили на счет, указанный в конкурсной документации.

Указанные требования предъявляются ко всем претендентам. Организатор конкурса при проведении конкурса не вправе устанавливать иные требования к претендентам.