Файл: ЖК_комм_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3598

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует обратить также внимание на то, что ч. 5 ст. 146 ЖК РФ наряду с председателем правления товарищества выделяет также лицо, являющееся заместителем председателя правления товарищества. При этом комментируемый Кодекс не определяет порядок избрания либо назначения такого лица. Представляется, что данное лицо должно избираться правлением в том же порядке, как и председатель правления товарищества. Вместе с тем свое окончательное разрешение данный вопрос должен получить в уставе товарищества либо во внутренних документах товарищества, утверждаемых общим собранием членов товарищества.

10. Заседания правления товарищества проводятся в соответствии с ч. ч. 5 и 6 комментируемой статьи.

В частности, согласно ч. 5 комментируемой статьи заседания правления товарищества созывает председатель правления в установленные уставом товарищества сроки. При этом уставом товарищества может быть предусмотрено проведение регулярных заседаний правления по графику, утверждаемому правлением товарищества.

Согласно ч. 6 комментируемой статьи заседание правления товарищества считается правомочным, если в нем участвует большинство членов правления. Иными словами, правление товарищества как коллегиальный орган управления товариществом только тогда правомочно принимать решения, когда на момент начала его заседания присутствует такое количество членов правления товарищества, которое обеспечивает соблюдение указанного требования о правомочности заседания правления товарищества. В противном случае решения правления товарищества не будут иметь юридической силы.

Содержание понятия "созыв заседания" и указанное требование об участии в заседании большинства членов правления товарищества достаточно очевидно свидетельствуют о том, что заседания правления товарищества должны проводиться только в очной форме.

11. В соответствии с ч. 3 ст. 145 ЖК РФ дополнительная компетенция общего собрания членов товарищества может быть установлена уставом товарищества. При этом согласно п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица определяется порядок управления деятельностью юридического лица. Поэтому вопросы, связанные с порядком проведения заседаний правления товарищества и принятия им решений (в т.ч. касающиеся порядка формирования повестки дня заседания правления товарищества, ее утверждения, определения количества принадлежащих каждому из членов правления голосов, порядка и формы голосования при принятии правлением решений (большинством или квалифицированным большинством голосов; открытое или тайное голосование), требований о ведении протоколов заседаний правления и об их хранении, порядка ознакомления иных членов товарищества с содержанием принятых правлением решений, требований о допустимости либо недопустимости участия в заседании правления товарищества представителя члена правления и осуществления голосования таким представителем), могут быть решены либо согласно уставу товарищества, либо общим собранием членов товарищества (при условии, если это будет допускать устав товарищества) путем утверждения им соответствующих внутренних документов товарищества <1>.


--------------------------------

<1> В то же время в исключительной ситуации, при отсутствии в названных документах указаний на порядок голосования на заседаниях правления товарищества, можно допустить возможность принятия решений в порядке, установленном непосредственно членами правления товарищества на самом заседании правления.


Решения правления товарищества могут приниматься простым большинством голосов присутствующих членов правления товарищества путем поименного голосования или поднятия рук. Представляется, что член правления товарищества в случае несогласия с решением правления должен иметь право зафиксировать свое особое мнение в протоколе заседания правления и довести его до сведения общего собрания членов товарищества в установленном уставом товарищества порядке. При этом достаточно очевидно, что на заседании правления при принятии решений по вопросам повестки дня каждому члену правления товарищества должен принадлежать один голос (в данном случае неприемлема ситуация, при которой количество принадлежащих члену правления товарищества голосов будет определяться исходя из количества голосов, принадлежащих ему как собственнику помещения в многоквартирном доме или как члену товарищества соответственно на общем собрании собственников помещений или общем собрании членов товарищества).

Кроме того, заседание правления товарищества должно проводиться с обязательным ведением протокола. Протокол заседания правления товарищества может вестись в произвольной форме. Представляется, что в нем должна содержаться информация, из которой следуют ответы на основные вопросы, касающиеся обсуждаемых на заседании проблем, а также сведения о порядке голосования. При этом с учетом положений ч. 6 комментируемой статьи в протоколе должны быть отражены принятые на заседании правления товарищества решения. За содержание протокола должен отвечать подписывающий данный протокол председатель правления товарищества либо его заместитель.

Ознакомление иных членов товарищества с содержанием принятых правлением решений может реализовываться через обеспечение их доступа к протоколам заседаний правления товарищества. При этом место хранения протоколов заседаний правления по аналогии с определением места хранения протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме может быть определено по решению общего собрания членов товарищества либо уставом товарищества.

Кроме того, уставом товарищества может быть предусмотрено право любого члена товарищества свободно посещать заседания правления товарищества.

Участие в заседании правления товарищества как в коллегиальном органе является личным правом его члена, поэтому представляется, что передача этого права не должна допускаться никаким иным субъектам, в том числе другим членам правления товарищества.



Статья 148. Обязанности правления товарищества собственников жилья


Комментарий к статье 148


1. Жилищный кодекс РФ относит к компетенции правления товарищества собственников жилья целый комплекс особенно важных для деятельности такого товарищества вопросов.

В частности, среди основных функций правления товарищества собственников жилья - выполнение решений общего собрания членов товарищества, оперативное руководство текущей финансово-производственной деятельностью товарищества (см. комментарий к ст. 147 ЖК).

2. Комментируемая статья определяет основные обязанности правления товарищества собственников жилья.

Данные обязанности являются своеобразными способами обеспечения реализации правлением товарищества его прав, связанных с выполнением им управленческих функций, и служат дополнительным правовым средством определения компетенции этого органа управления товариществом.

Таким образом, в комментируемой статье закреплены основные вопросы компетенции правления товарищества.

3. Одной из главных обязанностей правления товарищества является обеспечение соблюдения в деятельности товарищества действующего законодательства, устава товарищества. Достаточно очевидно, что такой обязанности корреспондирует право правления товарищества на принятие необходимых мер по устранению выявленных нарушений. При этом следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ товарищество может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления им деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям.

4. К обязанностям правления товарищества собственников жилья также отнесены функции, связанные с контролем за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов. Осуществление контроля за своевременным внесением членами товарищества обязательных платежей и взносов обеспечивается в основном путем использования лицевых счетов членов товарищества, в которых отражаются их денежные обязательства перед товариществом.

5. Значительные полномочия предоставлены правлению товарищества по вопросам организации составления приходно-расходной сметы, годовых отчетов товарищества и их представления на утверждение общего собрания его членов. В частности, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи правление товарищества обязано составлять смету доходов и расходов товарищества на очередной год и отчеты о финансовой деятельности, представляя их общему собранию членов товарищества на утверждение.

Решение данных вопросов непосредственно связано с обеспечением эффективного управления и реализации уставных целей, поскольку для этого необходимо финансовое планирование, которое позволяет рассчитать размер целевых взносов членов товарищества, определить движение денежных средств применительно к конкретным временным периодам.


Главным элементом финансового планирования является составление годового плана о финансовой деятельности (годового бюджета) товарищества - сметы доходов и расходов.

В качестве исходных данных при формировании сметы на очередной год могут послужить:

- бюджет прошлых лет и его выполнение;

- условия инфляции;

- технические характеристики объектов общего имущества в многоквартирном доме;

- предполагаемая заработная плата работников товарищества;

- цены на услуги по обслуживанию, эксплуатации и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- остатки финансовых средств с прошлых лет;

- остатки материальных ресурсов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Расходная часть сметы товарищества может включать следующие виды расходов:

- административно-управленческие расходы (заработная плата административно-управленческого персонала с начислениями, содержание помещения правления товарищества (отопление, горячее и холодное водоснабжение, освещение, оплата телефона и др.), канцелярские расходы, содержание оргтехники, информационные и юридические услуги, транспортные расходы, связанные со служебными поездками, и прочие подобные расходы);

- расходы на техническое обслуживание, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (заработная плата с начислениями для обслуживающего персонала, расходы на инвентарь и материалы, на дератизацию и дезинфекцию, на дежурное освещение мест общего пользования, оплату услуг по договорам о техническом обслуживании подрядных организаций и т.п.);

- отчисления в образованный товариществом фонд капитального ремонта многоквартирного дома и др.

Доходная часть сметы товарищества может складываться из следующих видов поступлений:

- обязательных платежей и взносов членов товарищества;

- доходов от прочей хозяйственной деятельности товарищества.

Отчет о финансовой деятельности товарищества за прошедший годовой период - один из основных документов, откуда члены товарищества, иные лица могут получить информацию о финансовом состоянии дел товарищества. Особое значение в этом смысле имеет годовая бухгалтерская отчетность товарищества, поскольку именно в ней содержатся основные финансовые показатели деятельности товарищества по итогам года.

6. Пункт 4 комментируемой статьи возлагает на правление товарищества обязанность по управлению многоквартирным домом. При этом по существу предлагается на выбор два варианта осуществления такого управления:

- непосредственно членами правления;

- управляющей организацией на основании заключенного с ней договора управления многоквартирным домом.

При первом из указанных вариантов все бремя управления многоквартирным домом ложится на членов правления товарищества, причем коллегиальность правления товарищества предполагает, что между членами правления могут быть распределены обязанности по обеспечению функционирования того или иного объекта общего имущества в многоквартирном доме. Вместе с тем такое управление членами правления товарищества имеет свои недостатки в силу особенностей формирования названного органа управления товариществом.


В частности, членами правления могут быть только члены товарищества, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме. Соответственно выбор кандидатур членов правления достаточно ограничен. Это в свою очередь может повлечь недостаточность профессиональных знаний в сфере управления многоквартирными домами у членов правления, а также недостаточность у них времени (в силу занятости на основной работе) для решения постоянно возникающих текущих вопросов, связанных с управлением. Неэффективность же управления многоквартирным домом в целом скажется на каждом собственнике помещения в этом доме.

Именно поэтому законодатель предусмотрел возможность выбора второго варианта управления многоквартирным домом, при котором допускается передача функций правления товарищества по управлению многоквартирным домом управляющей организации. В этом случае такое управление будет осуществляться уже силами профессиональных управленцев на основании договора управления соответствующим домом.

В частности, по договору управления многоквартирным домом управляющая организация (любая коммерческая организация или индивидуальный предприниматель) по заданию правления товарищества в течение согласованного срока за плату будет обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в этом доме и лицам, пользующимся помещениями в нем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (см. комментарий к ст. 162 ЖК).

Достаточно очевидно, что профессиональное управление в большинстве случаев может дать лучший конечный результат и обеспечить непрерывность управления. В то же время данный вариант управления может потребовать и больших расходов, вызванных необходимостью оплаты услуг профессиональных управляющих.

7. Пункт 5 комментируемой статьи возлагает на правление товарищества обязанность по найму работников для обслуживания многоквартирного дома. Данной обязанности соответственно корреспондирует и право правления товарищества увольнять указанных работников.

Наем работников для обслуживания общего имущества в многоквартирном доме и их увольнение должны осуществляться правлением товарищества с соблюдением правил, закрепленных ТК РФ.

В частности, наем работников должен производиться на основании заключения с ними трудовых договоров. В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовым договором является соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.