Файл: ЖК_комм_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3675

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Сравнительно редко основанием возникновения жилищных прав и обязанностей является один юридический факт. Чаще всего они порождаются юридическим составом, под которым принято понимать совокупность юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления юридических последствий, предусмотренных нормой права. Так, для возникновения права пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищных фондов необходима совокупность таких юридических фактов, как: 1) решение о предоставлении жилого помещения; 2) договор социального найма жилого помещения; 3) передача наймодателем жилого помещения нанимателю. Только при наличии всех юридических фактов, причем накапливающихся в строго определенном (указанном) порядке, возникает право пользования жилым помещением (и обязанности нанимателя). Первые два названных юридических факта порождают и промежуточные юридические последствия. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора (ч. 4 ст. 57 ЖК). Договор социального найма порождает обязанность одной стороны (наймодателя) передать другой стороне (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем (ч. 1 ст. 60, ч. 2 ст. 65 ЖК).

Аналогичным образом могут быть охарактеризованы и многие другие юридико-фактические основания движения иных жилищных правоотношений.

С учетом сказанного следует иметь в виду некоторую условность перечня оснований возникновения жилищных прав и обязанностей, содержащегося в комментируемой статье. Чаще всего жилищное правоотношение порождается не одним из оснований, указанных в том или ином пункте комментируемой статьи, но определенным юридическим составом.

4. К договорам, упоминаемым в п. 1 настоящей статьи, относятся такие гражданско-правовые соглашения, как договоры найма (коммерческого и социального), поднайма, безвозмездного пользования и т.д.

В ряде случаев закон не упоминает о договоре, но договорная природа отношений не вызывает сомнения. Например, соглашение о вселении временных жильцов.

Говоря об "иных сделках", о которых содержится упоминание в п. 1 комментируемой статьи, можно указать, например, на завещательный отказ: на наследника, к которому переходит жилой дом, квартира или иное жилое помещение, завещатель может возложить обязанность предоставить другому лицу на период жизни этого лица или на иной срок право пользования этим помещением или его определенной частью (п. 2 ст. 1137 ГК). Волеизъявление на получение завещательного отказа также есть односторонняя сделка, входящая в юридический состав, порождающий право отказополучателя пользоваться жилым помещением. Напротив, отказ от принятия завещательного отказа представляет собой одностороннюю сделку, препятствующую возникновению права пользования (см. также ст. 33 ЖК и комментарий к ней) (о договорах и иных сделках, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему, служащих основаниями возникновения жилищных прав и обязанностей, см. также п. 2 настоящего комментария).


5. Среди актов органов, о которых идет речь в п. 2 комментируемой статьи, можно назвать, например, решение о предоставлении жилого помещения в социальный наем, принимаемое органом местного самоуправления (см. также п. 3 настоящего комментария).

6. Жилищные права и обязанности нередко основываются на судебном решении. Так, судебное решение может входить в юридический состав, порождающий право нанимателя и (или) собственника, проживающего в коммунальной квартире, на освободившееся в этой квартире жилое помещение (ст. 59 ЖК).

Часто судебное решение может входить в правоизменяющий юридический состав (например, при выселении одного из пользователей).

7. При приобретении жилых помещений в собственность (п. 4 комментируемой статьи) (по различного рода договорам (купли-продажи, мены, дарения и др.), в порядке наследования, в результате приватизации и прочего) возникают жилищные права и обязанности, предусмотренные ст. ст. 288 - 292 ГК; ст. ст. 30 - 34 ЖК).

8. Членство в жилищном или жилищно-строительном кооперативе (п. 5 комментируемой статьи) является основанием возникновения прав, предусмотренных ст. 116 ГК и ст. ст. 110 - 134 ЖК.

9. О действиях, не предусмотренных п. п. 1 - 5 комментируемой статьи, но с которыми акт жилищного законодательства связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (п. 6), см. п. 2 настоящего комментария.

10. Иногда возникновение жилищных прав и обязанностей федеральными законами или иными актами жилищного законодательства связывается с наступлением определенного события. Так, тот факт, что ребенок стал сиротой или остался без попечения родителей, дает право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Такое же право имеют граждане в случае заболевания одной из болезней, указанных в утвержденном Правительством РФ перечне (ч. 2 ст. 57, а также п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК).

Возникновение жилищных прав и обязанностей нередко связывается с таким своеобразным событием, как истечение срока. Например, граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения соответствующих действий (ст. 53 ЖК). Стало быть, истечение указанного (пятилетнего) срока порождает право встать на учет.

11. Как неоднократно отмечалось, названные в комментируемой статье юридические факты могут быть также правоизменяющими и (или) правопрекращающими. Так, при объединении договоров (ч. 1 ст. 82 ЖК) происходит изменение жилищных прав и обязанностей. Правоизменяющим юридическим фактом является договор социального найма, заключенный вместо ранее существовавших двух (или более) договоров.

Договор социального найма может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (ч. 1 ст. 83 ЖК). Это соглашение сторон является правопрекращающим юридическим фактом.


Иные сделки, упоминаемые в комментируемой статье, также могут быть правоизменяющими или правопрекращающими. Так, наниматель по договору социального найма вправе с письменного согласия членов своей семьи вселить в жилое помещение новых членов семьи (ст. 70 ЖК). Такое согласие есть сделка, влекущая изменение договора (ч. 2 ст. 70 ЖК).


Статья 11. Защита жилищных прав


Комментарий к статье 11


1. Защита жилищных прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, органы внутренних дел, государственная жилищная инспекция и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.

Система защиты прав граждан, в том числе и в жилищной сфере, предусмотрена законодательством РФ, которым установлены как судебные, так и внесудебные процедуры защиты прав граждан.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, ч. 1 комментируемой статьи устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, т.е. прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. При этом право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за субъектом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. Данное правило следует из содержания ч. 2 настоящей статьи, предусматривающей, что решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом или другим федеральным законом. На это обстоятельство особо обращено внимание судов в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.

Таким образом, законодателем установлен всеобъемлющий судебный контроль за действиями несудебных органов и должностных лиц, принимающих решения по жилищно-правовым вопросам в административном порядке.


Необходимость обеспечения судебной защиты нарушенных жилищных прав отнесена к основным началам жилищного законодательства (ч. 1 ст. 1 ЖК).

3. В отличие от ст. 11 ГК РФ "Судебная защита гражданских прав" в настоящей статье не называются судебные органы, осуществляющие защиту нарушенных жилищных прав. В последующих статьях ЖК РФ применяется также общий термин "суд".

В то же время согласно п. 1 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <1> правосудие <2> в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и данным Законом. Пунктом 2 ст. 4 названного Закона установлено, что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

<2> Правосудие - это форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел, в том числе и гражданских, которая осуществляется в установленном законом процессуальном порядке (см.: Власов А.А. Гражданское процессуальное право: Учебник. М.: ТК "Велби", 2003. С. 9).


К федеральным судам относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов (п. 3 ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

К судам субъектов Федерации относятся:

- конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;

- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации (п. 4 ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Суды осуществляют судебную власть в Российской Федерации. При этом судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.

Третейские суды в судебную систему РФ не входят, правосудие не осуществляют. Не упоминаются они и в ч. 1 комментируемой статьи в качестве органа, защищающего нарушенные жилищные права. Однако в силу п. 2 ст. 1 ФЗ от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" <1> в третейский суд может по соглашению сторон передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Принимая во внимание, что большая часть жилищных правоотношений по своей юридической природе являются гражданско-правовыми, можно сделать вывод о возможности обращения сторон для разрешения жилищного спора к третейскому суду. Третейский суд представляет собой суд, избранный по соглашению сторон, для разрешения конкретного возникшего спора гражданско-правового характера с обязательством подчиниться решению этого суда.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.


4. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Подведомственность позволяет определить круг конкретных дел, рассматриваемых тем или иным судом.

В юридической литературе предлагаются различные понятия подведомственности: а) как совокупность гражданских процессуальных норм, устанавливающих границы полномочий различных органов (судов) по рассмотрению и разрешению дел; б) как гражданско-процессуальный институт, выполняющий функции распределительного механизма между различными органами (судами); в) как свойство дела, в силу которого оно подлежит разрешению определенным органом (судом); г) как предпосылка права на обращение в суд, определяющая пределы реализации этого права; д) как нахождение вопроса в чьем-то ведении и др. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Процессуальное право: Энциклопедический словарь. М.: Норма, 2003. С. 348 - 349; Афанасьев С.Ф., Зайцев А.И. Гражданский процесс: Учебно-методический комплекс. М.: Норма, 2004. С. 113 - 115; Коршунов Н.М., Мареев Ю.Л. Гражданский процесс: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 84 - 85; и др.


В процессуальном законодательстве основными критериями разграничения компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами являются характер спорных правоотношений и их субъектный состав, которые должны учитываться в совокупности при определении подведомственности гражданских дел <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.А. Жилина. М.: Проспект, 2009. С. 69.


5. Полномочия Конституционного Суда РФ определены ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" <1>. Так, в частности, Конституционный Суд РФ:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.


1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Федерации;