Файл: ЖК_комм_Бойцов_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2033

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Органы местного самоуправления вправе установить, например, стоимость жилищно-коммунальных услуг ниже регионального стандарта или установить максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи ниже аналогичного показателя, предусмотренного субъектом Российской Федерации. Если реальная себестоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг при этом будет выше регионального стандарта стоимости их предоставления, то объем обязательств по предоставлению субсидий превысит полученный объем субвенций, предоставленных на эти цели субъектом Федерации. В этом случае органы местного самоуправления обязаны выделить недостающие ресурсы за счет собственных средств.

Для некоторых категорий граждан право на получение субсидий необходимо сохранять вне зависимости от уровня их доходов. На практике к числу таких граждан местные органы самоуправления относят, как правило, Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, одиноких неработающих пенсионеров, семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалидов по общим заболеваниям, многодетные семьи и др. Финансирование расходов в случаях освобождения решениями органов местного самоуправления таких категорий граждан от оплаты жилищно-коммунальных услуг в полном объеме предусматривается при уточнении местного бюджета на очередной финансовый год.

12. В ч. 12 комментируемой статьи законодатель запретил предоставлять жилищные субсидии иностранным гражданам.

Часть 12 ст. 159 Кодекса исходит из приоритета международных договоров по отношению к законодательству Российской Федерации (см. ФЗ от 15.07.1995 "О международных договорах Российской Федерации") и конкретизирует норму ст. 9 Кодекса. Если в соответствии с международным договором Российской Федерации иностранным гражданам должны предоставляться субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то общее правило, установленное в комментируемой норме, не применяется.


Статья 160. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг


Комментарий к статье 160


Статья 160 Кодекса устанавливает возможность предоставления отдельным категориям граждан компенсаций на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

1 - 2. В ч. 1 ст. 160 определены виды нормативных правовых актов, которыми могут устанавливаться порядок и условия предоставления льгот в виде компенсаций расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Эти виды установлены в исчерпывающем перечне, из чего следует, что иными актами порядок и условия предоставления таких компенсаций устанавливаться не могут, а если такие акты были приняты, то они по общему правилу не могут применяться к отношениям, возникшим после введения в действие Кодекса.


Однако в силу ст. 8 Вводного закона до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Кодекса компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Кодекса.

Реформирование действующей системы льгот проводится в Российской Федерации в направлении пересмотра и отмены ряда льгот и введения адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения, перевода льгот, установленных для различных категорий работающих граждан (работников правоохранительных органов, военнослужащих и др.) в форму денежных выплат.

Такой подход оправдан, однако на практике претворение его в жизнь требует взвешенного подхода и, самое главное, строгих и обоснованных расчетов его финансовой составляющей. Необходимо обеспечить такой уровень размеров компенсаций, чтобы он был адекватен замененной льготе и не ухудшал материальное положение получающих соответствующие компенсации граждан. Другой способ решения данной проблемы, являющийся наиболее трудоемким и вместе с тем наиболее эффективным, - повышение уровня доходов населения в той степени, в какой это необходимо для того, чтобы оплата жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме не приводила к понижению качества жизни плательщиков.

В жилищном законодательстве не содержится нормативное определение понятия "компенсация". В связи с этим во многих актах даются довольно противоречивые определения. Чаще всего происходит смешение или объединение понятий "субсидия" и "компенсация", не выделяются специфические для них свойства.

Компенсация - возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.

Возмещение производится в денежной форме, при этом расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не уменьшаются на размер предоставленной компенсации.

В отличие от субсидий (которые перечисляются гражданам до наступления срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги) компенсации носят характер "последующего" возмещения, то есть они предоставляются после оплаты жилищно-коммунальных услуг в установленном порядке.

Размер компенсаций с учетом уровня инфляции подлежит корректировке в целях недопущения снижения эффективности помощи, оказываемой отдельным категориям граждан посредством выплаты компенсаций. Например, Правительство РФ обязало Минздравсоцразвития РФ и Минфин РФ ежегодно (в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год) представлять в установленном порядке в Правительство РФ проект постановления Правительства РФ о порядке индексации размеров компенсаций и иных выплат, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.


Среди законов, в соответствии с которыми отдельным категориям граждан предоставляются компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, можно назвать следующие: ФЗ от 12.01.1995 (в редакции ФЗ от 02.01.2000) "О ветеранах", Закон РФ от 18.10.1991 "О реабилитации жертв политических репрессий", ФЗ от 17.01.1992 (в редакции ФЗ от 17.11.1995) "О прокуратуре Российской Федерации", Закон РФ от 26.06.1991 "О статусе судей в Российской Федерации", ФЗ от 10.01.1996 "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих", Закон РФ от 21.01.1993 (в редакции Закона РФ от 21.07.1993 N 5481-1) "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и др.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ отсутствие бюджетного финансирования либо недостаточное финансирование для покрытия расходов по реализации законов, предусматривающих льготы (компенсации, субсидии), само по себе не может являться основанием для отказа гражданину в предоставлении льгот, предусмотренных в законе.

Ресурсоснабжающие организации имеют возможность компенсировать свои расходы из федерального, субъекта Российской Федерации или местного бюджета (в зависимости от того, нормативным актом какого уровня предусмотрена льгота и из какого именно бюджета предусмотрены расходы на ее реализацию).

Если ресурсоснабжающая организация прекратит предоставление коммунальных услуг (отключит электроэнергию или воду и т.п.) в связи с тем, что гражданином перечисленные услуги оплачивались не полностью, а в размере с учетом предоставленных ему льгот, то по требованию такого гражданина суд обязывает эту организацию восстановить предоставление услуг и может взыскать компенсацию за причиненный моральный вред в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".

Согласно КоАП РФ непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, влечет наложение административного штрафа (ч. 3 ст. 14.8).

Согласно п. 2 комментируемой статьи размер предоставленных компенсаций за жилые помещения учитывается при определении совокупного дохода семьи, учитываемого при расчете размера жилищной субсидии.


Раздел VIII. УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ


Комментарий к разделу VIII


Раздел VIII "Управление многоквартирными домами" (ст. ст. 161 - 165) является новеллой Кодекса. ЖК 1983 г. не описывал принципы и процедуру управления многоквартирными домами. Теперь конкретные правовые нормы о многоквартирных жилых домах содержатся не только в комментируемых статьях, но и в гл. 5 (ст. ст. 30 и 32), гл. 6 (ст. ст. 36 - 48), о многоквартирных домах говорится также в гл. 12 (ст. 129) и гл. 13 (ст. ст. 135 - 152).


В статьях раздела VIII Кодекса впервые систематически определены основные правила управления многоквартирным домом, требования к договору управления, принципы управления многоквартирными домами, собственниками которых являются государство или муниципальные образования. На органы местного самоуправления возложена обязанность создания надлежащих условий для осуществления управленческой деятельности в данной сфере.

В ЖК 1983 г. управлению жилищным фондом был посвящен раздел II, статьи которого закрепляли централизованную систему органов, наделенных управленческими полномочиями. Указанная система была достаточно подробно описана в юридической литературе, и повторять, хотя бы для сравнения, ее характеристику в настоящем комментарии вряд ли целесообразно. Поэтому мы с вами обратим свое внимание на основные новеллы.

Согласно Вводному закону действие раздела VIII настоящего Кодекса распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.


Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом


Комментарий к статье 161


Статья 161 Кодекса представляет собственникам помещений в многоквартирных жилых домах право выбора способа управления многоквартирными жилыми домами.

1. В ч. 1 комментируемой статьи содержатся целеполагающие правовые нормы, которые устанавливают юридические и фактические ориентиры для управленческой деятельности по управлению многоквартирным домом. Указанные нормы-цели служат своеобразным критерием, которому должны полностью соответствовать повседневные практические действия субъектов управления в данной сфере. Другими словами, ч. 1 ст. 161 Кодекса устанавливает единый принцип для всех способов управления многоквартирными домами.

2. Выбор способа управления многоквартирным домом - новелла жилищного законодательства. Обеспечить эффективное управление имуществом может только его собственник или иное лицо, уполномоченное собственником. На данном очевидном принципе, основанном на положениях ГК РФ, базируются нормы нового Кодекса, посвященные управлению многоквартирными домами. Это коренным образом отличает новое правовое регулирование указанных отношений от прежнего жилищного законодательства. Напомним, что ЖК 1983 г. декларировал возможность участия в управлении жилищным фондом общественных организаций, трудовых коллективов, граждан, домовых комитетов и других органов общественной самодеятельности, не являющихся собственниками жилищного фонда (см. ст. ст. 18, 19). Новый Кодекс не называет указанных субъектов среди участников деятельности по управлению объектами жилищного фонда.

Поскольку жилищный фонд может находиться в частной (граждан и юридических лиц), государственной (Российской Федерации и ее субъектов) и муниципальной (муниципальных образований) собственности, правила ст. 161 Кодекса действуют в отношении всех указанных собственников жилых помещений.


На собственников жилых помещений в многоквартирном доме Кодекс возлагает обязанность и одновременно предоставляет право самостоятельно выбрать наиболее удобный для них способ управления соответствующим многоквартирным домом из числа указанных в ч. 2 ст. 161 Кодекса. Законодатель определил три основных способа управления многоквартирным домом.

Во-первых, собственники помещений в многоквартирном доме могут осуществлять управленческую деятельность по организации эффективного использования своего имущества непосредственно. В этом случае таким собственникам необходимо руководствоваться правилами раздела II Кодекса. В частности, управленческие правомочия собственников помещений опосредуются в деятельности такого органа управления, каким является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (см. ст. ст. 44 - 48, 164 Кодекса).

Во-вторых, управление многоквартирным домом может осуществлять юридическое лицо, объединяющее собственников помещений в многоквартирном доме и (или) иных лиц. Такую деятельность в пределах своей специальной правоспособности могут осуществлять товарищество собственников жилья (см. ст. ст. 135 - 152 Кодекса) либо жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив (см. ст. ст. 110 - 134 Кодекса) или иной специализированный потребительский кооператив. Речь идет, в частности, о жилищных накопительных кооперативах, деятельность которых Кодекс не регулирует: соответствующие отношения подчиняются общим нормам ГК РФ о юридических лицах и потребительских кооперативах, а также правилам специального ФЗ от 30.12.2004 "О жилищных накопительных кооперативах". Порядок создания и деятельности, а также права и обязанности членов иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых для удовлетворения потребностей граждан в жилье, определяются специальными федеральными законами.

В-третьих, управление многоквартирным домом при наличии соответствующего решения собственников помещений в таком доме может осуществлять управляющая организация (понятие "управляющая организация" обозначает как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, так и индивидуального предпринимателя - см. ч. 4 ст. 155 Кодекса).

3. Следует полагать, что, допуская множественность вариантов организации управления многоквартирным домом, Кодекс имеет целью демонополизировать хозяйственную и управленческую деятельность в данной сфере. Если собственники помещений многоквартирного дома сочтут избранный ими ранее способ управления недостаточно эффективным, то они вправе своим решением изменить его (см. ч. 3 комментируемой статьи). Таким образом, данные положения Кодекса направлены на создание правовых условий для свободной конкуренции субъектов управления многоквартирными домами, должны стимулировать их заинтересованность в повышении качества обслуживания. Прежнему жилищному законодательству подобного рода нормы не были известны.