Файл: ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4308

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в п. 1 ст. 1521 определен срок правовой охраны наименования места происхождения товара, предоставляемой ему в силу государственной регистрации такого наименования. Для такой правовой охраны не имеет значения, сохраняется ли у кого-нибудь в течение указанного срока действующее (зарегистрированное) исключительное право на соответствующее наименование. Отсутствие в конкретный момент у кого бы то ни было исключительных прав на это наименование не означает, что оно стало всеобщим достоянием и может использоваться свободно. В любой момент в пределах срока правовой охраны это наименование вновь может стать объектом исключительного права лица, которое в границах географического объекта с этим наименованием производит соответствующий товар.

4. Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара (ст. 1530 ГК) удостоверяет принадлежность этого исключительного права определенному указанному в свидетельстве лицу. Основанием для этого являются решение федерального органа исполнительной власти о предоставлении исключительного права (ст. 1526 ГК) и внесение на основании этого решения сведений о правообладателе в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров (п. 2 ст. 1529 ГК).

Таким образом, свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара является правоподтверждающим документом. В то же время "срок действия свидетельства" является сроком действия указанного в свидетельстве исключительного права. Прекращение действия свидетельства по любому из оснований, указанных в п. 2 ст. 1536 ГК, влечет прекращение исключительного права.


3. Государственная регистрация наименования места

происхождения товара и предоставление исключительного

права на наименование места происхождения товара


Статья 1522. Заявка на наименование места происхождения товара


Комментарий к статье 1522


1. Нормы, составляющие содержание ст. ст. 1522 - 1533 ГК, вошедших в подпараграф 3 § 3 гл. 76 Кодекса, регулируют не только "государственную регистрацию наименования мест происхождения товара" в собственном смысле слова и не только "предоставление исключительного права" на это наименование, а всю процедуру предоставления государством в лице федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатента) правовой охраны конкретному наименованию места происхождения товара и исключительного права на это наименование конкретному правообладателю.

Эта административно-правовая по своей природе процедура, конечным результатом которой должно быть возникновение на основании публично-правового ненормативного акта исполнительной власти субъективного гражданского права, подразделяется на следующие стадии:

а) подача заявки на наименование места происхождения товара (см. ст. ст. 1522, 1527 ГК);


б) формальная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара (см. ст. ст. 1523, 1524 ГК);

в) экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (см. ст. ст. 1523, 1525 ГК);

г) решение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности по результатам заявленного обозначения (см. ст. ст. 1526, 1528 ГК);

д) собственно государственная регистрация наименования места происхождения товара и (или) исключительного права на это наименование (см. ст. ст. 1529, 1532 ГК);

е) выдача свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара (см. ст. ст. 1530 - 1532 ГК);

ж) публикация сведений о государственной регистрации наименования места происхождения товара (см. ст. 1533 ГК).

На каждой из этих стадий действия (бездействие) заявителя и правообладателя, равно как и федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности и уполномоченных им лиц, влекут определенные правовые последствия.

2. В основе ст. 1522 лежит ст. 32 Закона о товарных знаках, с рядом существенных уточнений и редакционных изменений.

3. В статье 1522, как и в других статьях § 3 гл. 76 ГК, имеются в виду два вида заявок, обнимаемые в тексте Кодекса для краткости общим названием "заявка на наименование места происхождения товара":

заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование. Такая заявка должна подаваться тогда, когда указанному в ней наименованию правовая охрана в России еще не предоставлена;

заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное в России наименование места происхождения товара.

При этом в обоих случаях "заявкой" нередко называется весь комплект документов, в который входят, кроме собственно заявки, предусмотренной п. 3 ст. 1522, прилагаемые к ней документы, в т.ч. те, которые указаны в п. п. 5 и 6 ст. 1522. В этом смысле сама заявка и прилагаемые к ней документы могут называться общим термином "документы заявки" (п. 7 ст. 1522).

4. Различия в правилах ст. 1522, определяющих содержание двух разных видов заявок на наименование места происхождения товара, незначительны.

Более существенные различия в документах, приложение которых к заявкам необходимо в силу п. 5 ст. 1522.

К заявке на государственную регистрацию наименования находящегося в России места происхождения товара должно быть приложено заключение о том, что это наименование отвечает критериям (признакам) охраноспособности таких наименований, предусмотренным в ст. 1516 ГК. Это заключение должно исходить от органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

В настоящее время эти органы определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 N 481 "О Перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара" <1>. В соответствии с этим Постановлением такими уполномоченными органами являются:


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 38. Ст. 3806.


Минздравсоцразвития России - в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды,

Минпромторг России - в отношении изделий народных художественных промыслов,

Минсельхоз России - в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива, безалкогольной, алкогольной и спиртосодержащей продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов.

К заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование находящегося в России места происхождения товара должно быть приложено заключение о том, что заявитель производит в границах соответствующего географического объекта товар, обладающий теми особыми свойствами, какие ранее послужили основанием предоставления правовой охраны наименования этого объекта. Названным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 N 481 такие заключения уполномочены давать те же министерства, которые дают заключения об охраноспособности наименований мест происхождения товара.

Если географический объект, наименование которого заявляется в России в качестве наименования места происхождения товара, находится вне пределов России, заявитель должен документально подтвердить свое право на использование этого именования в стране происхождения товара.

5. Более детальные требования к "документам заявки" в развитие тех, которые установлены в ст. 1522, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Таким федеральным органом является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). В соответствии с п. 2 ст. 1246 ГК этому Министерству принадлежит право издавать нормативные правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с наименованиями мест происхождения товаров, в случаях, предусмотренных Кодексом <1>.

--------------------------------

<1> До издания Минобрнауки России соответствующего нормативного акта следует иметь в виду Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, утвержденные Приказом Роспатента от 25.02.2003 N 24 (БНА РФ. 2003. N 22).


6. В случаях подачи заявки на наименование места происхождения товара через патентного поверенного или иного представителя заявителя заявка может быть подписана не самим заявителем, а его представителем.

Случаи, в которых ведение дел с федеральным органом по интеллектуальной собственности через патентного поверенного, зарегистрированного в этом федеральном органе, обязательно, указаны в п. 2 ст. 1247.


7. Определение даты подачи заявки на наименование места происхождения товара, чему посвящен п. 8 ст. 1522, имеет значение прежде всего для определения срока действия свидетельства об исключительном праве на это наименование (см. п. 1 ст. 1531 ГК).


Статья 1523. Экспертиза заявки на наименование места происхождения товара и внесение изменений в документы заявки


Комментарий к статье 1523


1. Статья 1523 воспроизводит текст ст. 33 Закона о товарных знаках с существенным дополнением в отношении порядка признания заявки отозванной (абз. 1 п. 3).

2. Необходимым основанием решения о предоставлении правовой охраны наименованию места происхождения товара и (или) исключительного права на такое наименование, равно как и решения об отказе в предоставлении правовой охраны этому наименованию и (или) исключительного права на него (см. ст. 1526 ГК), является государственная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара.

Такая экспертиза проводится "федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности", т.е. Роспатентом, представляющим собой Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, подведомственную Министерству образования и науки РФ <1>. Хотя фактически работу по экспертизе заявок на наименование места происхождения товара организует и осуществляет находящийся в ведении Роспатента Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), юридически экспертиза проводится самим Роспатентом, несущим ответственность за ее результаты <2>.

--------------------------------

<1> Структура федеральных органов исполнительной власти, разд. II, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", п. 16 (СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290).

<2> Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 178 "Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" (СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1471), возлагающее на Роспатент только "контроль и надзор за проведением экспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности" (подп. "б" п. 3), в этой части не соответствует Гражданскому кодексу.


3. Государственная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара проводится в два этапа, первым из которых является формальная экспертиза, а вторым - в случае, если по результатам формальной экспертизы заявка принята к рассмотрению (п. 1 ст. 1525 ГК), - экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара. Каждому из этих этапов в Кодексе посвящена отдельная статья (см. ст. ст. 1524 и 1525). Правила ст. 1523 являются общими для обоих этапов экспертизы и в основном касаются пополнения поданной заявки недостающими материалами по инициативе самого заявителя (п. 2) или органа, проводящего экспертизу (п. 3).


4. Лицо, подавшее заявку на наименование места происхождения товара, вправе "дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки", за исключением дополнений, меняющих заявку "по существу". Этот текст п. 2 ст. 1523, перенесенный из прежнего Закона, не вполне точен и ясен. Во всяком случае, изменением заявки по существу следует считать дополнение ее такими материалами, которые приводят к существенному несоответствию между заявкой и представленным в ее обоснование заключением (см. п. 5 ст. 1522 ГК).

5. Продление двухмесячного срока на представление заявителем дополнительных материалов, затребованных органом, осуществляющим экспертизу (п. 3 ст. 1523), правильнее считать обязанностью, а не правом этого органа, разумеется, при условии, что ходатайство о продлении срока заявлено своевременно. Однако продолжительность времени, на которое срок должен быть продлен, зависит от усмотрения органа, осуществляющего экспертизу.

В отличие от прежнего Закона в ст. 1523 ясно сказано, что решение о признании заявки отозванной из-за того, что заявитель не представил затребованные от него материалы, вправе принять только Роспатент.


Статья 1524. Формальная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара


Комментарий к статье 1524


1. В статье 1524 воспроизведен текст п. 4 ст. 33 Закона о товарных знаках. Он лишь дополнен указанием на то, что заявитель всегда должен быть уведомлен о результатах формальной экспертизы заявки (п. 2).

2. Как и в Законе о товарных знаках, в ст. 1524 не сказано, кем может быть принято решение об отказе в принятии к рассмотрению заявки на наименование места происхождения товара, когда результат ее формальной экспертизы оказался отрицательным.

При ответе на этот вопрос следует исходить из того, что такое решение относится к числу "юридически значимых действий по государственной регистрации... наименований мест происхождения товаров", причем действий, включающих "прием и экспертизу соответствующих заявок" (п. 3 ст. 1246 ГК). Поэтому принимать решение об отказе в принятии к рассмотрению заявок на наименование места происхождения товара вправе лишь федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатент.


Статья 1525. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара


Комментарий к статье 1525


1. В статье 1525 ГК, за исключением последнего абзаца п. 1, воспроизведен текст п. 5 ст. 33 Закона о товарных знаках.

2. Как уже отмечалось в комментариях к части 4 ГК, использованное в ст. 1525 выражение "экспертиза заявленного обозначения" в применении к экспертизе по существу заявок на наименование места происхождения товара "весьма условно" и создано по аналогии с названием соответствующей процедуры в отношении товарного знака <1>. Это выражение может создать впечатление о том, что в данном случае регламентируется экспертиза лишь заявок на предоставление правовой охраны самому наименованию места происхождения товара и не имеется в виду экспертиза заявок о предоставлении исключительного права на ранее уже зарегистрированное наименование.