Файл: ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4246

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информация об авторском праве может быть обозначена на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему, а также сопровождать сообщение в эфир или по кабелю либо доведение произведения до всеобщего сведении (например, обозначаться на экране компьютера).

2. Пункт 2 ст. 1300 устанавливает общее правило: нельзя без согласия автора публично использовать произведение без информации, позволяющей идентифицировать автора, правообладателя, произведение или условия использования. Отсутствие такой информации не делает соответствующий оригинал или экземпляр произведения контрафактным, но (исходя из общественной важности корректной идентификации автора, правообладателя произведения и указания условий использования) ограничивает возможности его использования.

Данное правило должно применяться независимо от того, истек или нет срок действия исключительного права на произведение.

3. См. п. 3 комментария к ст. 1299.


Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение


Комментарий к статье 1301


1. Выбор между вариантами определения компенсации, предусмотренной ст. 1301, осуществляет правообладатель.

2. При использовании второго варианта определения размера компенсации выбор между видами его расчета зависит от примененного нарушителем способа использования произведения. Если распространялись контрафактные экземпляры произведения, то расчет должен базироваться на количестве и стоимости таких экземпляров, если нарушение заключалось в использовании произведения, не связанном с предоставлением экземпляров публике, - на стоимости права.

3. Если расчет компенсации базируется на стоимости права использования произведения, то учитываться должна не общая стоимость исключительного права, а лишь применимая к способу использования произведения, охватываемому нарушением.

4. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что компенсация подлежит взысканию с лица, нарушившего исключительное право, если оно не докажет отсутствия своей вины в этом нарушении <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 N 122.


Статья 1302. Обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав


Комментарий к статье 1302


1. Комментируемая статья должна рассматриваться совместно со ст. 1252 ГК. Статья 1252 ГК, в контексте защиты исключительных прав, говорит об обеспечении иска. Статья 1302 дополнительно конкретизирует две меры обеспечительного характера. Это не исключает применения иных мер обеспечения иска, предусмотренных процессуальным законодательством (ст. 140 ГПК и ст. 91 АПК). Порядок применения обеспечительных мер (включая средства защиты лица, интересы которого затрагиваются этими мерами) определен ст. ст. 139 - 146 ГПК и ст. ст. 90 - 100 АПК.

Запрет, указанный в п. 1, может касаться любых способов использования произведения, но только в том случае, когда целью совершения соответствующих действий является введение экземпляров произведения в гражданский оборот (непосредственно или в рамках цепочки действий). Этот запрет не касается действий с оригиналом произведения.


Наряду с использованием произведения суд может запретить и иные действия, хотя и не рассматриваемые в качестве использования, но его сопровождающие; как примеры таких действий в статье приведены транспортировка, хранение и владение экземплярами произведения.

Для применения меры, указанной в п. 1 ст. 1302, должны быть достаточные основания полагать, что соответствующее лицо является нарушителем авторских прав. Речь идет о предположении, а не об установленном факте, но предположении, подтвержденном определенными доказательствами. Достаточность оснований оценивает суд.

Контрафактный характер экземпляров произведения также предполагается. Но здесь Кодекс уже не делает ссылку на наличие достаточных оснований: аргументировать свою позицию также потребуется, но в значительной мере она уже будет оценена при рассмотрении предположения о том, что данное лицо является нарушителем авторских прав.

2. Арест экземпляров произведения, в отношении которых есть предположения об их контрафактности, может дополнить меру обеспечения иска, указанную в п. 1. Однако он возможен и в случае, когда нет оснований считать соответствующее лицо нарушителем. Таким образом, если согласно п. 1 ст. 1302 запрет совершения определенных действий допускается только в отношении предполагаемого нарушителя, то арест экземпляров - независимо от оценки лица как нарушителя.

Материалы и оборудование, на которые может быть наложен арест, не обязательно должны фактически использоваться для изготовления контрафактных экземпляров, но и могут быть только предназначенными для этого. Так как контрафактность - юридическая, а не техническая характеристика экземпляра произведения, здесь должны учитываться не только объективные возможности оборудования, но и намерения лица по его использованию.

Возможность применения органами дознания и следствия мер для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества предусматривается п. 1 ст. 115 УПК. В то же время представляется, что значимость установления указанной обязанности органов дознания и следствия выходит за пределы мер обеспечения иска.


Глава 71. ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ


§ 1. Общие положения


Статья 1303. Основные положения


Комментарий к статье 1303


1. Статья 1303 открывает § 1 гл. 71 ГК, охватывающий положения, общие для всех видов прав, смежных с авторскими.

Смежные права как разновидность прав на результаты интеллектуальной деятельности впервые получили правовую охрану в Российской Федерации с введением в действие Основ гражданского законодательства (2 статьи). В Законе об авторском праве смежным правам был посвящен разд. III, состоявший из 9 статей, а также общие для авторского и смежных прав нормы разд. IV и V о коллективном управлении и об их защите.


Закон об авторском праве выделял три группы смежных прав: права исполнителя; права производителя фонограммы; права организации эфирного или кабельного вещания. Таким образом, перечень смежных прав строился на перечислении их субъектов.

2. Название "смежные права" объясняется их тесной взаимосвязью с авторскими правами, т.к. права исполнителя, изготовителя фонограммы и организации эфирного или кабельного вещания в большинстве случаев основаны на авторских правах, вытекают из них. Так, артист и дирижер, как правило, исполняют произведения, охраняемые авторским правом, изготовитель фонограммы производит запись такого произведения, а организация вещания - передает его в эфир или по кабелю. Более точным является термин "права, смежные с авторскими", который и использован в п. 1 ст. 1303 в качестве первоначального, но затем заменен на более привычный и общеупотребительный - "смежные права".

3. В пункте 1 комментируемой статьи содержится перечень тех видов прав, которые охватываются понятием "смежные".

Традиционные виды смежных прав получили в п. 1 ст. 1303 четкое наименование. Права исполнителя названы в нем интеллектуальными правами на результаты исполнительской деятельности, т.е. на исполнения. Термин "исполнения", хотя на русском языке он звучит крайне неестественно, является точным переводом термина, используемого в международных соглашениях, в частности, в Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (далее - Римская конвенция), участником которой Российская Федерация является с 2002 г., а также в аутентичном тексте ДИФ, к которому Россия собирается присоединиться в ближайшее время.

Права производителя фонограммы названы интеллектуальными правами на фонограммы, а права организации эфирного или кабельного вещания - интеллектуальными правами на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач, или вещание организаций эфирного и кабельного вещания. Термин "вещание организаций эфирного и кабельного вещания" не заменяет в тексте Кодекса более громоздкую и сложную конструкцию "сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач", а лишь призван уточнить ее смысл: охрана предоставляется в этом случае не конкретной продукции организаций эфирного и кабельного вещания в виде созданных под их эгидой фильмов, спектаклей, интервью, программ и т.п., а вещанию таких организаций как единому процессу.

4. В пункте 1 ст. 1303 перечень смежных прав расширен по сравнению с существовавшим в Законе об авторском праве за счет введения охраны интеллектуальных прав на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние. Хотя в целом ряде стран они рассматриваются как самостоятельные виды интеллектуальных прав, их отнесение к группе смежных прав возможно, т.к. они (как и прочие смежные права) примыкают к авторским, тесно с ними связаны.


5. Поскольку все определения прав, относящихся к группе смежных с авторским правом, определены через общее для части 4 ГК понятие интеллектуальных прав, п. 1 ст. 1303 наряду с их общим перечислением выполняет еще одну функцию - указывает на синонимичность для данной главы понятий "интеллектуальные права" и "смежные права". Это позволяет в рамках гл. 71 ГК больше не употреблять термин "интеллектуальные права", пользуясь более привычным - "смежные права".

6. В пункте 2 ст. 1303 с учетом того, что смежные права весьма различны по своему содержанию, подчеркивается: центральное место в их содержании всегда занимает исключительное право, которое носит имущественный характер, передаваемо и отчуждаемо. В случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, смежные права включают также личные неимущественные права (см. комментарий к ст. ст. 1315, 1323, 1333 и 1338).


Статья 1304. Объекты смежных прав


Комментарий к статье 1304


1. В пункте 1 ст. 1304 приведен перечень объектов смежных прав.

Объектами прав на исполнения (результаты исполнительской деятельности) являются исполнения артистов-исполнителей, дирижеров, а также постановки режиссеров-постановщиков, которые приравнены Кодексом к исполнениям. Условием охраны таких исполнений является то, что они должны быть выражены в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Последнее ни в коей мере не означает, что охране не подлежит "живое" исполнение: требование к форме аналогично положению п. 3 ст. 1259 ГК об объективной форме, в которой должно быть выражено произведение, охраняемое авторским правом. Однако в отличие от него подп. 1 п. 1 ст. 1304 предъявляет к форме исполнения более конкретные требования, которые объясняются особенностями подобных объектов (каждое исполнение отличается от другого и составляет самостоятельный охраняемый результат творческой деятельности).

Объектами смежных прав на фонограммы являются любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений. Таким образом, охране может подлежать не только запись, в той или иной форме воспроизводящая какое-то произведение, охраняемое авторским правом (например, запись выступления артистов-исполнителей), но и любая запись звуков, содержание которой не носит творческого характера (голоса животных и птиц, уличные шумы и т.п.). Указание на то, что объектами охраны являются как записи звуков, так и их отображений, объясняется наличием подобных формулировок в международных соглашениях, подразумевающих под "отображениями" звуков современные технические (цифровые) способы записи (см. комментарий к ст. 1305). В число фонограмм, охраняемых как объекты смежных прав, не входят звуковые записи, включенные в аудиовизуальные произведения. Такие звукозаписи входят в состав сложного объекта - аудиовизуального произведения и получают охрану в соответствии со ст. 1240 ГК.


Объектами прав на вещание организаций эфирного и кабельного вещания признаются сообщения их передач, в т.ч. созданных самой такой организацией или по ее заказу и за счет ее средств другой организацией. При этом под передачей организации эфирного или кабельного вещания всегда понимается не результат творческой деятельности, а процесс сообщения. Такому пониманию способствует то, что в ст. 1329 ГК содержится определение этих передач как совокупности звуков и (или) изображений или их отображений. Поскольку речь идет, таким образом, об охране передачи как процесса, об охране вещания (см. подп. 6 п. 1 ст. 1225 и п. 1 ст. 1303 ГК), то специфика данного объекта смежных прав предполагает, что он охраняется с момента обнародования (первого сообщения для всеобщего сведения).

Смежные права на содержание баз данных возникают в части охраны баз данных от несанкционированного извлечения и повторного использования материалов, составляющих содержание такой базы. В остальных аспектах базы данных получают охрану как объекты авторских прав в соответствии с гл. 70 ГК.

Смежные права на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, возникают в части охраны прав публикаторов, т.е. граждан, которые правомерно обнародовали или организовали обнародование таких произведений. В остальном произведения науки, литературы и искусства являются объектами авторских прав в соответствии с гл. 70 ГК.

2. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав (как и авторских прав) не требуется какой-либо специальной регистрации их объекта или соблюдения иных формальностей. Знак правовой охраны смежных прав, который проставляется правообладателем, не имеет правоустанавливающего значения, а лишь информирует третьих лиц о его правах на соответствующий объект охраны (см. комментарий к ст. 1305).

3. Поскольку в различных странах сроки охраны смежных прав могут отличаться друг от друга, п. 3 комментируемой статьи, построенный по аналогии с абз. 1 п. 4 ст. 1256 ГК, воспроизводит принцип международно-правовой охраны объектов авторских прав применительно к исполнениям, фонограммам и сообщениям передач организаций эфирного и кабельного вещания. Такое правило ранее содержалось в п. 4 ст. 35 Закона об авторском праве.


Статья 1305. Знак правовой охраны смежных прав


Комментарий к статье 1305


1. Знак правовой охраны смежных прав не имеет в Российской Федерации правоустанавливающего значения. Он используется изготовителем фонограммы и исполнителем (а также любым другим обладателем исключительного права на фонограмму или исполнение, к которому такое право перешло от изготовителя фонограммы или исполнителя) для оповещения третьих лиц о принадлежащем ему исключительном праве.

Упомянутый знак правовой охраны введен ст. 11 Римской конвенции. Она устанавливает, что при наличии такого знака на фонограмме (или ее упаковке) должны считаться соблюденными те формальности, которые могут быть предусмотрены национальным законодательством некоторых стран - участниц Конвенции в качестве условия для предоставления охраны прав изготовителей фонограмм и артистов-исполнителей. Международными соглашениями не предусмотрено введение подобного знака охраны для прав организаций эфирного и кабельного вещания, поэтому возможность использования подобного знака в отношении объектов их прав отсутствует и в российском законодательстве о смежных правах.