ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4266
Скачиваний: 1
Статья 1403. Изменение степени секретности и рассекречивание изобретений
Комментарий к статье 1403
1. Пункт 1 комментируемой статьи основан на положениях разд. III и IV Закона о государственной тайне и Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 870).
2. В соответствии с п. 2 статьи для обеспечения непрерывности и преемственности в рассмотрении заявки вместе с собственно документами заявки, перечень которых определен в ст. 1375 ГК, передаются и все материалы, содержащиеся в деле заявки на этот момент.
При понижении степени секретности изобретения документы заявки по-прежнему остаются секретными, и даже если изобретение и заявка стали иметь степень "секретно" и согласно п. 2 ст. 1401 ГК могли бы быть рассмотрены в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, заявка продолжает рассматриваться в соответствующем уполномоченном органе.
3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что, поскольку ограничения по распоряжению сведениями при рассекречивании снимаются, все последующие процедуры рассмотрения заявки осуществляются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Статья 1404. Признание недействительным патента на секретное изобретение
Комментарий к статье 1404
Положение комментируемой статьи аналогично положению п. 2 ст. 1398 ГК, определяющего порядок подачи и рассмотрения возражений по открытым изобретениям: возражение рассматривается в административном порядке в рамках того же органа, который принял решение о выдаче патента. После рассекречивания изобретения возражение против выдачи патента должно рассматриваться в том порядке, который предусмотрен для несекретных изобретений, т.е. в палате по патентным спорам.
Статья 1405. Исключительное право на секретное изобретение
Комментарий к статье 1405
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи информация об изобретении, признанном в установленном порядке секретным, переходит в распоряжение органа государственной власти, руководитель которого принял решение о ее засекречивании (ст. ст. 9 и 10 Закона о государственной тайне). Кроме того, ст. 24 указанного Закона предусматривает возможность временного ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование изобретений, содержащих такие сведения. Наличие этих обстоятельств должно учитываться патентообладателем при использовании запатентованного изобретения. Учитывая, что законодательство о государственной тайне устанавливает ограничения на передачу сведений, составляющих государственную тайну, между предприятиями, организациями и гражданами, патентообладатель ограничен в возможности поиска потенциальных лицензиатов, а также в выдаче лицензий и отчуждении патента.
2. Пункт 2 статьи предусматривает регистрацию договора об отчуждении патента, а также лицензионного договора на использование секретного изобретения в органе, выдавшем патент на секретное изобретение, или его правопреемнике, а при отсутствии правопреемника - в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
3. Пункт 3 статьи основывается на том, что подача заявления об открытой лицензии и об отчуждении патента вступала бы в противоречие с законодательством о государственной тайне, поскольку данные заявления предполагают передачу сведений об изобретении любому лицу. Кроме того, такие заявления не могли бы быть опубликованы, поскольку публикация сведений о заявке и патенте на секретное изобретение запрещена.
4. Пункт 4 статьи устанавливает изъятие из института принудительной лицензии в отношении запатентованного секретного изобретения. Это продиктовано тем, что в данном случае соображения сохранности государственной тайны превалируют над доводами о необходимости наполнения рынка соответствующим товаром. Вместе с тем предусмотренное ст. 1360 ГК право Правительства Российской Федерации разрешить использование изобретения в интересах национальной безопасности без согласия патентообладателя (с его уведомлением об этом в кратчайший срок и выплатой ему соразмерной компенсации) действует и в отношении запатентованных секретных изобретений.
5. Согласно п. 5 статьи лица, которые не имеют доступа к информации о патентах на секретные изобретения, являются (в случае если они тем не менее совершают действия, которые нарушают исключительное право обладателя патента на секретное изобретение) "невиновными нарушителями". Учитывая установленные законодательством ограничения на передачу сведений о секретных изобретениях, до рассекречивания запатентованного изобретения нарушителями могут быть только те лица, которые на законных основаниях имели доступ к сведениям о выданном патенте и использовали запатентованное изобретение без согласия патентообладателя в нарушение норм комментируемого Кодекса. После рассекречивания изобретения или ознакомления с ним в установленном Законом о государственной тайне порядке "невиновный нарушитель" несет ответственность только за последующие действия, но не за те, которые он совершал до рассекречивания.
6. Пункт 6 статьи содержит еще одно ограничение, связанное с секретными изобретениями: он запрещает обращать взыскание на исключительное право на секретное изобретение.
§ 8. Защита прав авторов и патентообладателей
Статья 1406. Споры, связанные с защитой патентных прав
Комментарий к статье 1406
1. Споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных прав, рассматриваются в судебном порядке.
Споры могут возникать при выдаче патента, где в качестве автора или патентообладателя указано лицо, не являющееся таковым в соответствии с Кодексом, или патента, где в качестве автора или патентообладателя не указано лицо, являющееся таковым в соответствии с Кодексом.
Споры о преждепользовании (см. комментарий к п. 2 ст. 1361) и праве послепользования (см. комментарий к п. 3 ст. 1400) относительно редки. При этом право преждепользования и право послепользования возникают не на основании решения суда, а в силу указанных статей Кодекса, в которых перечислены соответствующие условия. В суде же рассматриваются споры, связанные с установлением права преждепользования и права послепользования и об объемах их использования соответствующим ответчиком.
2. В пункте 2 перечислены статьи Кодекса, согласно которым защита патентных прав осуществляется в административном порядке. Решения по существу споров, рассмотренных в административном порядке, принимаются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации. Решения этих органов могут быть оспорены в судебном порядке.
Статья 1407. Публикация решения суда о нарушении патента
Комментарий к статье 1407
Комментируемая статья предоставляет патентообладателю право требовать публикации в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности решения суда о неправомерном использовании изобретения, полезной модели, промышленного образца или об ином нарушении его прав.
Глава 73. ПРАВО НА СЕЛЕКЦИОННОЕ ДОСТИЖЕНИЕ
В главе 73 ГК устанавливается содержание имущественных и личных неимущественных прав на биологические объекты - охраняемые селекционные достижения, определяются основания возникновения, порядок приобретения и осуществления, а также основные способы распоряжения указанными правами и их защиты.
Комментируемая глава продолжает и развивает патентную форму охраны прав на селекционные достижения как самостоятельные и отличные от изобретений результаты интеллектуальной деятельности, введенную действовавшим в 1993 - 2008 гг. Законом о селекционных достижениях. При этом необходимо иметь в виду, что сохранился и дуализм правового регулирования прав на биологические объекты, часть которых - штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений или животных - признаются изобретениями (п. 1 ст. 1350 ГК), права на которые соответственно определяются гл. 72 ГК.
Содержание правового регулирования, включенного в комментируемую главу, основывается преимущественно на положениях Закона о селекционных достижениях, скорректированных с учетом обязательств, принятых на себя Россией в связи с присоединением с 24 апреля 1998 г. к Женевской конвенции. Корректировка вызвана, кроме того, необходимостью терминологического и юридико-технического согласования положений Закона о селекционных достижениях с общими положениями ГК и положениями ГК о тех результатах интеллектуальной деятельности, которым, как и селекционным достижениям, предоставляется патентная форма правовой охраны. Наконец, корректировка прежнего законодательства связана с перераспределением в ходе административной реформы функций нормативно-правового регулирования и общего руководства в сферах деятельности, подведомственных федеральным органам исполнительной власти. Последнее предопределило отнесение к компетенции федеральных органов исполнительной власти тех функций, которые с 1994 г. осуществляются Государственной комиссией Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений (далее - Госкомиссия), имеющей статус федерального государственного учреждения.
При определении правового режима охраняемых селекционных достижений следует иметь в виду особую (пандектную) систему построения действующего ГК, включающую главы, разделы и части, имеющие общее значение и распространяющиеся без специальной о том оговорки на все регулируемые ГК отношения. Таким образом, правовой режим охраняемых селекционных достижений, помимо гл. 73 ГК, определяется положениями гл. 69 (общие положения о результатах интеллектуальной деятельности и средствах индивидуализации), гл. 21 - 26 (общие положения об обязательствах), гл. 27 - 29 (общие положения о договоре), гл. 9 (сделки), гл. 6 (общие положения об объектах гражданских прав), гл. 1 и 2 (основные положения гражданского законодательства, возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав).
§ 1. Основные положения
Статья 1408. Права на селекционные достижения
Комментарий к статье 1408
1. В комментируемой статье дается перечень интеллектуальных прав, признаваемых на такие результаты интеллектуальной деятельности, как селекционные достижения. Данная норма имеет в гл. 73 ГК системообразующий характер, т.к. предопределяет последовательность изложения нормативного материала.
На селекционное достижение распространяется вся триада интеллектуальных прав, предусмотренных ст. 1226 ГК. Содержание исключительного права на селекционное достижение определяется ст. ст. 1421 и 1422 ГК. К числу личных неимущественных прав автора селекционного достижения относится только право авторства (п. 2 ст. 1228, ст. 1418 ГК). В неисчерпывающий перечень иных интеллектуальных прав в соответствии с п. 2 комментируемой статьи включены право на получение патента (ст. 1420 ГК), право на наименование селекционного достижения (ст. 1419 ГК), право на вознаграждение за использование служебного селекционного достижения (п. 5 ст. 1430 ГК). Категорией иных интеллектуальных прав охватывается право работодателя на подачу заявки (п. 4 ст. 1430 ГК), а также право на получение патента, принадлежащее иным, кроме автора селекционного достижения, лицам (п. 2 ст. 1420 ГК).
2. В пункте 1 комментируемой статьи устанавливается содержание термина "селекционное достижение", имеющего важное значение для последующего нормативного регулирования. В соответствии с этой нормой в гл. 73 ГК речь идет только об охраняемых селекционных достижениях, т.е. селекционных достижениях, отвечающих установленным Кодексом условиям предоставления правовой охраны (ст. ст. 1413, 1419 ГК).
Статья 1409. Действие исключительного права на селекционные достижения на территории Российской Федерации
Комментарий к статье 1409
1. Комментируемая статья не допускает никаких иных форм закрепления и охраны исключительного права на селекционное достижение, кроме патентной формы. На территории России признается и действует исключительное право на селекционное достижение, удостоверенное либо патентом, выданным федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, либо патентом, имеющим силу на территории России в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
2. Норма комментируемой статьи, отсылающая к патентам, имеющим силу на территории России в соответствии с международными договорами Российской Федерации, отсутствовала в ранее действовавшем Законе о селекционных достижениях. Главная цель включения этой нормы в гл. 73 ГК заключалась в необходимости "синхронизации" правового регулирования исключительных прав на селекционные достижения с правовым режимом других результатов интеллектуальной деятельности, права на которые могут признаваться в России не только на основании внутреннего законодательства, но и в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Кодекс содержит аналогичные нормы в отношении произведений науки, литературы и искусства (подп. 3 п. 1 ст. 1256 ГК), объектов смежных прав (п. 3 ст. 1304, ст. ст. 1321, 1328, 1332, п. 1 ст. 1336, п. 1 ст. 1341 ГК), изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (ст. 1346 ГК), товарных знаков (ст. 1479 ГК), наименований мест происхождения товаров (п. 1 ст. 1517 ГК).
Однако, поскольку права на селекционные достижения до настоящего времени не стали предметом международного договора, предусматривающего их международную или межгосударственную регистрацию (подобного Мадридскому соглашению или Лиссабонскому соглашению), нормы комментируемой статьи о признании на территории России исключительного права на селекционное достижение, удостоверенное патентом, имеющим силу на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, можно отнести к т.н. "спящим" нормам.
3. Порядок выдачи патента на селекционное достижение определяется в соответствии со ст. ст. 1415, 1420, 1433 - 1439 ГК.
Статья 1410. Автор селекционного достижения
Комментарий к статье 1410
1. Комментируемая статья определяет правовой статус одного из основных субъектов отношений, регулируемых гл. 73 ГК, - автора селекционного достижения. В отличие от других правообладателей - работодателей, наследников и правопреемников, приобретающих права на селекционные достижения по договору или в силу прямого указания закона, право автора на получение патента признается первоначальным (п. 1 ст. 1420 ГК) и основывается на творческом характере его деятельности по созданию, выведению или выявлению селекционного достижения.
Комментируемая статья вовсе не отождествляет фигуры автора и селекционера в том понимании, которое придается этому лицу подп. iv ст. 1 Женевской конвенции, допускающим, что селекционером может быть не только автор, но также работодатель и их правопреемники. Тем не менее термин "селекционер", который используется в Кодексе еще только один раз - в п. 3 ст. 1413 ГК, следует рассматривать скорее как указание на профессиональную принадлежность соответствующего лица, чем как признание статуса, дающего право на получение патента на селекционное достижение. Для обозначения последнего субъекта в Кодексе используется более нейтральный термин "заявитель" (см. ст. 1414, п. 3 ст. 1419, п. 1 ст. 1423, ст. ст. 1427, 1433 - 1439, 1441, 1443, 1445 ГК).