Файл: ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4264

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Регистрация изобретения, полезной модели,

промышленного образца и выдача патента


Статья 1393. Порядок государственной регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдача патента


Комментарий к статье 1393


1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает основания для государственной регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца. Таким основанием является решение о выдаче патента соответственно на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

2. Государственная регистрация осуществляется путем внесения записей в Государственные реестры, которые ведутся для каждого объекта интеллектуальной собственности отдельно.

Государственная регистрация сопровождается выдачей патента, при этом патент выдается на соответствующий объект интеллектуальной собственности только один, независимо от количества патентообладателей.

3. Пункт 3 статьи предоставляет федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, право устанавливать форму патентов и состав указываемых в нем сведений. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе вносить в выданный патент исправления очевидных и технических ошибок.

Как правило, к техническим относят ошибки грамматические и орфографические, а также ошибки, связанные с пропуском букв, слов, фраз и т.п.

Об очевидной ошибке может идти речь в случае, когда написано не то, что подразумевалось, а предлагаемая поправка ошибки имеет такой характер, при котором из общедоступных знаний для специалиста следует, что ничего кроме предложенной поправки не могло быть принято.

Сведения о любых изменениях записей в государственном реестре публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.


Статья 1394. Публикация сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец


Комментарий к статье 1394


1. Пункт 1 комментируемой статьи обязывает федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публиковать в официальном бюллетене сведения о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец и устанавливает обязательный минимум сведений, которые должны содержаться в публикации.

В этот минимум входят:

имя автора (если автор не отказался быть упомянутым в качестве такового);

имя или наименование патентообладателя;

название и формула изобретения или полезной модели либо перечень существенных признаков промышленного образца и его изображение.

Полный состав публикуемых сведений определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.


2. Пункт 2 комментируемой статьи предоставляет право любому лицу после публикации сведений о выдаче патента ознакомиться с документами заявки и отчетом об информационном поиске.


Статья 1395. Патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и в международных организациях


Комментарий к статье 1395


1. Установленный п. 1 комментируемой статьи порядок патентования изобретений и полезных моделей в иностранных государствах исходит из свободы правообладателя самостоятельно принимать решение о патентовании изобретения и полезной модели в других государствах. Ограничение этой свободы в виде требования подачи первой заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обусловлено только соображениями сохранить государственную тайну. При этом не принимается во внимание гражданство лиц, создавших изобретение или полезную модель. Следует, однако, отметить, что установить объективно место создания изобретения или полезной модели крайне сложно, поскольку речь идет об "идеальном", а не материальном объекте. Тем не менее обязанность доказывания факта создания изобретения в Российской Федерации ляжет на сторону, требующую признания этого факта. В качестве таких доказательств могут быть представлены, например, письменные отчеты работника (автора) о полученных им результатах интеллектуальной деятельности в ходе исполнения трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, отчеты об исполнении договора. Следует также обратить внимание на то, что приведенный в комментируемом положении порядок не относится к промышленным образцам. В отношении этого объекта промышленной собственности какие-либо ограничения, связанные с подачей заявки в иностранные государства или международные организации, не предусмотрены.

Срок, исчисляемый с даты подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение или полезную модель, по истечении которого соответствующая заявка может быть подана в иностранное государство или международную организацию, составляет 6 месяцев. Необходимо иметь в виду, что за нарушение установленного порядка патентования установлена административная ответственность согласно ст. 7.28 КоАП, а если это повлекло разглашение государственной тайны, может наступить уголовная ответственность по ст. 283 УК.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 928 "О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну" <1> утверждены соответствующие Правила проверки.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6624.


2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает порядок патентования изобретений или полезных моделей, созданных в Российской Федерации, в международных организациях.


Как известно, Договор о патентной кооперации, заключенный под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), предусматривает возможность подачи одной международной заявки, на основе которой могут быть получены патенты на изобретения в нескольких выбранных заявителем странах, в т.ч. и в Российской Федерации, являющейся участницей указанного Договора.

Евразийская патентная конвенция, заключенная девятью странами СНГ, предусматривает возможность подачи в Евразийское патентное ведомство заявки на выдачу евразийского патента на изобретение (евразийской заявки), который будет действовать во всех странах-участницах (в т.ч. и в России), если патентообладатель не ограничит его действие только несколькими из этих стран.

Договор о патентной кооперации (PCT) <1> (допускает подачу международной заявки как непосредственно в Международное бюро ВОИС (г. Женева, Швейцария), так и в получающее ведомство, которым для российских заявителей является федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Международная заявка при подаче должна содержать указание государств - участников PCT, в которых заявитель намерен испрашивать правовую охрану. Согласно Договору международная заявка, содержащая указание того или иного государства-участника, приравнивается к правильно поданной в этом государстве национальной заявке. Таким образом, подача международной заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности как в получающее ведомство с указанием Российской Федерации позволяет считать выполненным требование п. 1 комментируемой статьи о необходимости подачи первой заявки на созданное в Российской Федерации изобретение в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Получающее ведомство обязано проверить соответствие заявки формальным требованиям, предусмотренным Договором, и направить ее в Международное бюро ВОИС. Если в заявке российского заявителя, поданной в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности как получающее ведомство, при проверке будут обнаружены сведения, составляющие государственную тайну, такая заявка засекречивается и заявитель уведомляется о невозможности ее передачи в Международное бюро ВОИС.

--------------------------------

<1> Официальный русский текст подготовлен в соответствии со ст. 67(1)(b) и опубликован Всемирной организацией интеллектуальной собственности (Женева: ВОИС, 1974).


3. Евразийская патентная конвенция предусматривает, что евразийская заявка, заявителем которой является физическое или юридическое лицо, происходящее из государства - участника Конвенции, может быть подана в Евразийское патентное ведомство через национальное ведомство страны происхождения заявителя. Только в этом случае обеспечивается возможность проведения по заявке проверки содержания в ней сведений, составляющих государственную тайну, и предотвращения передачи этих сведений в другие государства.



Статья 1396. Международные и евразийские заявки, имеющие силу заявок, предусмотренных настоящим Кодексом


Комментарий к статье 1396


1. Пункт 1 комментируемой статьи основан на Договоре о патентной кооперации, который предусматривает, что национальное ведомство выбранного государства не начнет процедуру рассмотрения заявки до истечения предписанного Договором срока. Договор предусматривает срок в 30 месяцев с даты испрашиваемого в международной заявке приоритета. В то же время он дает договаривающейся стороне право установить более поздний срок для перевода международной заявки на национальную фазу - фазу рассмотрения заявки в ведомстве договаривающейся стороны в качестве заявки на выдачу национального патента.

Приведенное в п. 1 условие согласуется с положениями Договора о патентной кооперации и соответствует условию установления даты подачи заявки на выдачу патента Российской Федерации, установленному в п. 3 ст. 1375 ГК, с учетом требования п. 2 ст. 1374 ГК о том, что заявление о выдаче патента должно быть представлено на русском языке, а остальные документы могут быть представлены на другом языке.

В целом требования к международной заявке при ее переходе на национальную фазу и к национальной заявке одинаковые. Форма и состав сведений заявления международной заявки и заявки, предусмотренной Кодексом, отличаются, но в соответствии с Договором о патентной кооперации федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не может предъявлять иных формальных требований к документам международной заявки, чем те, что установлены согласно Договору. В то же время, если заявитель международной заявки сочтет для себя более приемлемым выполнение национальных требований, он может это сделать при переводе заявки на национальную фазу.

Прекращение действия международной заявки в отношении указанного государства, если не соблюдены предписанные условия перевода международной заявки на национальную фазу в этом государстве, предусмотрено ст. ст. 22 и 32 Договора о патентной кооперации.

2. Пункт 2 комментируемой статьи основан на том, что ст. 16 Евразийской патентной конвенции предусматривает: в случае отказа в выдаче евразийского патента по евразийской заявке заявитель может ходатайствовать о ее рассмотрении в государстве - участнике Конвенции в качестве заявки, имеющей в этом государстве силу правильно оформленной национальной заявки, поданной в национальное ведомство с той же датой подачи и, если таковая имеется, датой приоритета, что и евразийская заявка, со всеми последствиями, предусмотренными национальным законодательством. Для подачи такого ходатайства в Евразийское патентное ведомство Конвенцией установлен срок 6 месяцев с даты получения заявителем уведомления этого ведомства об отказе в выдаче евразийского патента либо с даты получения заявителем уведомления ведомства об отказе в удовлетворении поданного им возражения на этот отказ.


При поступлении в Евразийское патентное ведомство ходатайства заявителя о преобразовании евразийской заявки в национальную заявку какого-либо из государств - участников Конвенции это ведомство пересылает заверенную копию евразийской заявки в соответствующее национальное ведомство. В качестве условия дальнейшего рассмотрения заявки в национальном ведомстве Конвенция определяет уплату национальных пошлин, однако российское законодательство допускает представление документа, подтверждающего уплату патентной пошлины за подачу заявки, после начала ее рассмотрения. Поэтому комментируемая статья не связывает начало рассмотрения преобразованной евразийской заявки с представлением такого документа.

Остальные предусмотренные Кодексом сроки, исчисляемые с даты подачи заявки (в т.ч. срок публикации сведений о заявке, срок подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу), исчисляются с даты подачи евразийской заявки, установленной в соответствии с Евразийской патентной конвенцией.

3. В соответствии со ст. 21 Договора о патентной кооперации Международное бюро ВОИС публикует международную заявку незамедлительно по истечении 18 месяцев с даты ее приоритета. Согласно правилу 48.3 Инструкции к PCT международная заявка может быть опубликована на одном из шести языков: английском, испанском, китайском, немецком, русском, французском или японском. Такая публикация, если она осуществлена на русском языке, имеет те же последствия, что и публикация в соответствии со ст. 1385 ГК, в частности, для возникновения временной правовой охраны (ст. 1392 ГК), возможности любым лицам ознакомиться с документами заявки (п. 2 ст. 1385 ГК), включения международной заявки в уровень техники при оценке новизны изобретения и полезной модели, являющихся предметом других заявок (п. 2 ст. 1350 и п. 2 ст. 1351 ГК).

Согласно ст. 15(4) Евразийской патентной конвенции евразийская заявка публикуется Евразийским патентным ведомством вместе с отчетом о поиске незамедлительно по истечении 18 месяцев с даты ее подачи или, если испрошен приоритет, с даты приоритета. Евразийская заявка всегда публикуется на русском языке. В случае ее преобразования в заявку на выдачу патента Российской Федерации после указанной публикации последняя будет иметь те же последствия, что и публикация в соответствии со ст. 1385 ГК.


Статья 1397. Евразийский патент и патент Российской Федерации на идентичные изобретения


Комментарий к статье 1397


1. Пункт 1 комментируемой статьи, по существу, устанавливает необходимость получить разрешение на использование запатентованного изобретения (заключения лицензионного договора) как у обладателя патента Российской Федерации, так и у обладателя евразийского патента. При этом лицензионный договор в отношении патента Российской Федерации подлежит обязательной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, в то время как регистрация лицензионного договора в отношении евразийского патента ни Евразийской патентной конвенцией, ни российским законодательством не предусмотрена.