ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4265
Скачиваний: 1
2. Пункт 2 ст. 1397 требует, чтобы лицензионный договор, заключенный между патентообладателем и лицом, которому предоставляется право использовать запатентованное изобретение на территории Российской Федерации, касался одновременно обоих патентов. При этом условия использования запатентованного изобретения на территории Российской Федерации должны быть тождественными для обоих патентов. Данный лицензионный договор подлежит обязательной регистрации в Роспатенте в соответствии с п. 2 ст. 1232 ГК, поскольку касается патента Российской Федерации. Однако, если евразийский патент прекратил действовать на территории Российской Федерации, заключение лицензионного договора в отношении его (на территории нашей страны) не требуется.
§ 6. Прекращение и восстановление действия патента
Статья 1398. Признание недействительным патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец
Комментарий к статье 1398
1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень оснований для признания недействительным патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Это означает, что иные нарушения Кодекса, если они имели место при выдаче патента (например, выдача патента на изобретение с формулой, содержащей несущественные признаки или нарушающей требование единства изобретения), не являются основанием для подачи возражения в палату по патентным спорам.
2. В пункте 2 ст. 1398 возможность оспаривания правомерности выдачи патента предоставлена любому лицу. Если допущены нарушения в подп. 1 - 3 п. 1 комментируемой статьи, выданный патент оспаривается путем подачи возражения в палату по патентным спорам, а при наличии нарушения, указанного в подп. 4 п. 1, - в судебном порядке.
3. Пункт 3 устанавливает, что патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец признается недействительным полностью или частично решением федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, принятого с учетом результатов рассмотрения возражения в палате по патентным спорам, или вступившим в законную силу решением суда.
В случае признания патента недействительным частично федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан выдать новый патент.
4. Пункт 4 комментируемой статьи содержит положения, ранее отсутствовавшие в Патентном законе. В частности, указана дата, с которой аннулируется патент, признанный недействительным полностью или частично. Такой датой является день подачи заявки на патент. Второе, очень важное положение касается действия лицензионных договоров, заключенных на основе патента, признанного впоследствии недействительным. Установлено, что такие лицензионные договоры сохраняют свое действие в той мере, в какой они были исполнены к моменту принятия решения о недействительности патента.
5. Согласно п. 5 комментируемой статьи признание патента недействительным означает отмену решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о выдаче патента на изобретение, что, соответственно, требует аннулировать записи в соответствующем государственное реестре.
Статья 1399. Досрочное прекращение действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец
Комментарий к статье 1399
Комментируемая статья в качестве оснований для досрочного прекращения действия патента указывает на соответствующее заявление от патентообладателя в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и неуплату патентообладателем в установленный срок патентной пошлины за поддержание патента в силе.
Датами досрочного прекращения действия патента являются соответственно: дата поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявления от патентообладателя; день истечения срока, установленного для уплаты патентной пошлины за поддержание патента в силе. Соответствующие сроки уплаты пошлин, а также их размер и порядок уплаты определяются постановлением Правительства Российской Федерации во исполнение ст. 1249 ГК.
Статья 1400. Восстановление действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Право послепользования
Комментарий к статье 1400
1. Пункт 1 комментируемый статьи, бесспорно, отвечает интересам патентообладателей. Как следует из его содержания, восстановлению подлежит действие патента, прекращенное только в силу одной причины - неуплаты пошлины за поддержание патента в силе. Восстановление действия патента позволяет решать проблемы, связанные с утратой исключительного права на созданное изобретение, полезную модель или промышленный образец прежде всего тем патентообладателям, которые в современных экономических условиях сталкиваются с финансовыми трудностями.
Для реализации патентообладателем права восстановления патента установлен трехлетний срок, который начинается с даты истечения срока для уплаты пошлины за поддержание патента в силе. Указанный срок можно считать достаточным для решения патентообладателем возникших у него финансовых проблем. В то же время обсуждаемое право должно быть реализовано до того, как истек установленный Кодексом срок действия патента. В случае удовлетворения ходатайства действие патента восстанавливается начиная с даты внесения записи об этом в соответствующий государственный реестр.
2. Пункт 2 комментируемой статьи обязывает федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности опубликовать в официальном бюллетене сведения о восстановлении действия патента.
3. Пункт 3 устанавливает баланс интересов патентообладателя и третьих лиц.
Трехлетний срок, предусмотренный Кодексом для восстановления действия патента, является достаточным для того, чтобы в каких-то случаях третье лицо после даты прекращения действия патента (т.е. на законном основании) смогло начать использование запатентованного изобретения, полезной модели или промышленного образца или сделать все для этого необходимое. Очевидно, что в случае восстановления действия патента такое лицо не должно оказаться его нарушителем. Интересы третьих лиц и призвано защитить право послепользования. Следует принять во внимание, что дата прекращения действия патента, упоминаемая в комментируемом положении, определена в ст. 1399 ГК как дата истечения срока, установленного для уплаты патентной пошлины за поддержание патента в силе.
§ 7. Особенности правовой охраны и использования
секретных изобретений
Статья 1401. Подача и рассмотрение заявки на выдачу патента на секретное изобретение
Комментарий к статье 1401
1. Пункт 1 комментируемой статьи соответствует принципам установления степени секретности, которые определены в ст. 8 Закона о государственной тайне, согласно которой степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Закон устанавливает три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 870) <1>, количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619.
К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
К совершенно секретным - сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
К секретным - все иные сведения из числа составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной деятельности.
2. Пункт 2 ст. 1401 устанавливает порядок подачи заявок на секретные изобретения.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2004 N 514 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения" <1> определены федеральные органы, которые наряду с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности будут принимать и рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения. К ним отнесены Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба безопасности, Федеральное агентство по атомной энергии и Федеральное агентство по промышленности.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4046.
3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает возможность засекречивания поступивших в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявок на изобретения.
Порядок засекречивания сведений, как известно, установлен ст. 11 Закона о государственной тайне и предусматривает, что основанием для этого является их соответствие перечням подлежащих засекречиванию сведений, действующим на предприятиях, в учреждениях и организациях, в результате деятельности которых эти сведения получены.
Правила проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 928.
В случае обнаружения в заявке сведений, составляющих государственную тайну, решение о ее засекречивании и установлении степени секретности принимает должностное лицо, наделенное соответствующими полномочиями.
Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержден распоряжением Президента РФ от 16.04.2005 N 151-рп <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1547.
Засекречивание заявки, поданной иностранным гражданином или юридическим лицом, не допускается, поскольку в соответствии со ст. 10 Закона о государственной тайне "не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации".
4. Пункт 4 статьи предусматривает, что экспертиза заявок на секретное изобретение проводится по общим правилам, изложенным соответственно в ст. ст. 1384, 1386 - 1389 ГК (см. комментарий к этим статьям). Публикация сведений о заявке на секретное изобретение не производится.
Применение правил указанных статей Кодекса означает, что в тех случаях, когда заявка подается не в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а в уполномоченный орган, указание в перечисленных статьях на федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности должно рассматриваться как указание на уполномоченный орган.
5. Пунктом 5 комментируемой статьи уровень техники, который применяется при установлении новизны изобретения, для секретного изобретения дополнен (по сравнению с п. 2 ст. 1350 ГК) сведениями о секретных изобретениях, охраняемых патентом Российской Федерации или авторским свидетельством СССР. Как и в случае уровня техники для открытых заявок, такое дополнение сделано, чтобы избежать выдачи двух охранных документов на одно и то же изобретение.
6. Пункт 6 статьи отражает одну из особенностей рассмотрения заявок на секретные изобретения в уполномоченных органах: для них не предусмотрено рассмотрение возражений в палате по патентным спорам. При этом по тем секретным заявкам, которые рассматриваются в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, возражения рассматриваются палатой по патентным спорам.
7. Пункт 7 статьи обусловлен отсутствием правовой охраны секретных полезных моделей, в связи с чем преобразование заявки на секретное изобретение в заявку на полезную модель привело бы, в соответствии с положениями п. 5 ст. 1390 ГК, к прекращению рассмотрения заявки.
Статья 1402. Государственная регистрация секретного изобретения и выдача патента на него. Распространение сведений о секретном изобретении
Комментарий к статье 1402
1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что все секретные изобретения (так же как и несекретные) регистрируются в едином реестре - Государственном реестре изобретений и на них выдается охранный документ одного вида - патент Российской Федерации на изобретение. Процедуры регистрации и выдачи производит тот орган, который по результатам рассмотрения заявки принял решение о выдаче патента на соответствующее изобретение.
В части исправления очевидных и технических ошибок в выданном патенте см. комментарий к п. 4 ст. 1393.
2. Пункт 2 статьи устанавливает запрет на публикацию сведений о заявках и патентах на секретные изобретения.
Передача сведений, признанных в установленном порядке секретными, в т.ч. и сведений о секретных изобретениях, регулируется законодательством о государственной тайне. В частности, разд. V Закона о государственной тайне регулирует порядок передачи сведений между органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, а также передачу этих сведений другим государствам.