ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4287
Скачиваний: 1
Право работодателя на использование селекционного достижения на условиях простой (неисключительной) лицензии, несмотря на императивный характер нормы второго предложения абз. 2 п. 4 комментируемой статьи, возникает не автоматически в силу закона, а требует заключения между работником и работодателем соответствующего лицензионного договора (ст. 1428 ГК). Указание на использование работодателем селекционного достижения исключительно "в собственном производстве" следует рассматривать как прямой запрет на выдачу работодателем сублицензий, а следовательно, и исключение из общего правила п. 1 ст. 1238 ГК, относящего разрешение этого вопроса на усмотрение лицензиара и лицензиата. Такой запрет призван защитить работника от злоупотребления со стороны работодателя, который, заключая соответствующие сублицензионные договоры, как сторона экономически более сильная мог бы конкурировать с работником-лицензиаром, подрывая его экономические интересы.
Кроме того, указание на использование селекционного достижения "в собственном производстве" предопределяет и содержание такого существенного условия лицензионного договора, как способы использования селекционного достижения (п. 6 ст. 1235 ГК). Следовательно, в перечень действий (из числа предусмотренных п. 3 ст. 1421 ГК), которые лицензиат вправе совершать в отношении соответствующего селекционного достижения, не могут быть включены действия, совершение которых невозможно вне границ "собственного производства" лицензиата-работодателя. В этом отношении используемое в п. 6 комментируемой статьи для определения условий другого лицензионного договора указание на "собственные нужды" работодателя является более широким и может включать любое из действий, предусмотренных п. 3 ст. 1421 ГК.
8. Предусматривая заключение между работником и работодателем лицензионного договора, п. 5 комментируемой статьи императивно устанавливает право работника на вознаграждение (п. 5 ст. 1235 ГК), которое, очевидно, в целях отличия от вознаграждения, причитающегося в соответствии с п. 5 комментируемой статьи работнику, не являющемуся патентообладателем, не вполне удачно названо "компенсацией". Строго говоря, компенсацией по своей природе является как раз вознаграждение, предусмотренное п. 5 комментируемой статьи.
Установленная вторым предложением абз. 2 п. 4 комментируемой статьи возмездность лицензионного договора также представляет собой исключение из правила п. 5 ст. 1235 ГК, в соответствии с которым вопрос о вознаграждении за использование результата интеллектуальной деятельности отнесен на усмотрение лицензиара и лицензиата.
Ввиду прямого запрета применения правила п. 3 ст. 424 ГК, позволяющего путем сопоставления с ценой аналогичного товара восполнить отсутствующее в возмездном лицензионном договоре условие о размере причитающегося лицензиару вознаграждения, условие о вознаграждении в возмездном лицензионном договоре относится к числу его существенных условий (п. 1 ст. 432 ГК), при отсутствии которого соответствующий договор в силу прямого указания п. 5 ст. 1235 ГК считается незаключенным.
9. В пункте 4 комментируемой статьи установлено условие о максимальном сроке действия простой (неисключительной) лицензии, предоставляемой работодателю. Это указание не означает, однако, что стороны не вправе договориться о более коротком сроке действия лицензионного договора. Поскольку установленное комментируемой статьей право на заключение лицензионного договора является своеобразной льготой для работодателя, вряд ли было бы целесообразно требовать от него заключения лицензионного договора на весь срок действия патента, если такое условие его по каким-либо причинам не устраивает. Важно лишь, что работник-лицензиар не вправе отказать работодателю в заключении с ним лицензионного договора на весь срок действия патента. С учетом положений п. 4 ст. 1235 ГК указанное в комментируемой норме условие должно быть отнесено к числу обычных условий лицензионного договора, не требующих, в отличие от существенных условий, непременного согласования сторонами. Однако в случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, предусмотренный п. 4 комментируемой статьи договор должен считаться заключенным не на пять лет, как предусмотрено общим правилом п. 4 ст. 1235 ГК, а на срок действия патента.
10. Норма п. 6 комментируемой статьи направлена на защиту интересов работодателя, денежные, технические или иные материальные средства которого использовались работником при создании, выведении или выявлении селекционного достижения, которое не является служебным. Поскольку селекционное достижение создавалось не в порядке выполнения работником своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (п. 1 комментируемой статьи), работодатель лишен возможности компенсировать понесенные расходы за счет приобретения исключительного права в порядке п. 3 комментируемой статьи. Работодатель не вправе рассчитывать на приобретение исключительного права на селекционное достижение в качестве соавтора (ст. 1411 ГК), т.к. в силу прямого указания п. 1 ст. 1228 ГК не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, оказавшие автору результата только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь.
Комментируемая норма предоставляет работодателю право компенсировать свои расходы, понесенные в связи с созданием, выведением или выявлением его работником селекционного достижения, либо непосредственно - путем предъявления к работнику иска о возмещении соответствующих убытков, либо опосредованно - через приобретение права использования селекционного достижения на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на весь срок действия исключительного права на селекционное достижение.
Хотя в комментируемой норме и говорится о "предоставлении" лицензии, речь в данном случае идет не о принудительной лицензии, предоставляемой по решению суда (п. 1 ст. 1423 ГК), а о праве работодателя на заключение с работником лицензионного договора на установленных в законе условиях.
11. Поскольку целью предоставления лицензии является возмещение расходов работодателя-лицензиата, понесенных им по вине работника-лицензиара, рассматриваемый лицензионный договор в силу прямого указания п. 6 комментируемой статьи является безвозмездным. Освобождение лицензиата-работодателя от обязанности по уплате вознаграждения (п. 5 ст. 1235 ГК) обеспечивает компенсацию расходов работодателя за счет доходов, полученных от использования селекционного достижения в установленных договором пределах. В то же время возможности лицензиата по использованию селекционного достижения ограничены за счет запрета заключения сублицензионных договоров, о чем свидетельствует прямое указание п. 6 комментируемой статьи о том, что лицензиат-работодатель вправе использовать селекционное достижение "для собственных нужд".
Указание на "собственные нужды" шире предусмотренного п. 4 комментируемой статьи ограничения использования работодателем селекционного достижения "в собственном производстве". Таким образом, на основании п. 6 комментируемой статьи работодатель вправе претендовать на использование селекционного достижения и теми способами из числа предусмотренных п. 3 ст. 1421 ГК, которые не связаны исключительно с "собственным производством".
12. Условие о сроке действия предусмотренного п. 6 комментируемой статьи лицензионного договора аналогично сроку, предусмотренному абз. 2 п. 4 комментируемой статьи, хотя в последнем случае и говорится о сроке действия патента. Привязка в п. 6 комментируемой статьи срока действия лицензионного договора к сроку действия исключительного права более точно воспроизводит общую норму п. 4 ст. 1435 ГК.
Условие п. 6 комментируемой статьи о праве работодателя использовать селекционное достижение в течение всего срока действия исключительного права следует рассматривать как указание максимального срока действия соответствующего лицензионного договора (см. п. 9 комментария к настоящей статье).
13. Еще одно средство компенсации работодателем расходов, понесенных в связи с созданием, выведением или выявлением работником селекционного достижения с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в порядке выполнения своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, предусмотрена в примерной форме Договора о взаимоотношениях между селекционером и работодателем в связи с созданием селекционного достижения, разработанной Госкомиссией до введения в действие части 4 ГК. Это средство заключается в наделении работодателя правом на получение патента и в этом случае, когда такая возможность прямо предусмотрена договором между работником и работодателем.
С точки зрения действующего законодательства приведенную конструкцию следует рассматривать как отчуждение работником права на получение патента на селекционное достижение (п. 3 ст. 1420 ГК).
Статья 1431. Селекционные достижения, созданные, выведенные или выявленные по заказу
Комментарий к статье 1431
1. Комментируемая статья является новеллой правового режима селекционного достижения и устанавливает гражданско-правовые последствия создания, выведения или выявления селекционного достижения по заказу, т.е. по договору, предметом которого было создание, выведение или выявление селекционного достижения с заранее определенными биологическими или морфологическими свойствами. Аналогичные правила предусмотрены Кодексом для созданных по заказу программ для ЭВМ и баз данных (ст. 1296 ГК), промышленных образцов (ст. 1372 ГК) и топологий интегральных микросхем (ст. 1463 ГК).
В комментируемой статье прямо не указан договорный тип, который может использоваться для определения отношений по созданию селекционного достижения с определенными свойствами. Однако наименование участников соответствующих отношений свидетельствует о том, что речь идет о договоре подряда (подрядчик и заказчик) или договоре на выполнение научно-исследовательских работ (исполнитель и заказчик). Следовательно, содержание и условия договора, упомянутого в п. 1 комментируемой статьи, не связанные с приобретением исключительного права на результат работы (селекционное достижение), подлежат определению в соответствии с правилами гл. 37 и 38 ГК.
2. Основным содержанием комментируемой статьи является решение вопроса о том, какой стороне соответствующего договора - заказчику или подрядчику (исполнителю) принадлежит исключительное право на селекционное достижение, созданное по заказу, а также определение условий использования этого достижения стороной, не являющейся патентообладателем.
По общему правилу, закрепленному в п. 1 комментируемой статьи, право на получение патента на селекционное достижение, созданное по заказу, и исключительное право на такое селекционное достижение принадлежат заказчику. Таким образом, комментируемая норма представляет собой одно из предусмотренных п. 3 ст. 1228 ГК оснований, когда исключительное право в силу закона переходит от автора - подрядчика (исполнителя), творческим трудом которого оно создано, к другому лицу - заказчику.
Правило п. 1 комментируемой статьи имеет диспозитивный характер, и стороны договора, по которому было создано соответствующее селекционное достижение, - заказчик и подрядчик (исполнитель) - могут договориться об ином, т.е. о том, что право на получение патента и, соответственно, исключительное право на селекционное достижение принадлежат подрядчику (исполнителю). Возможность договорного опровержения предусмотренной п. 1 комментируемой статьи презумпции не меняет характера этой презумпции, и заказчик приобретает право на получение патента и соответствующее исключительное право в силу закона.
3. В пунктах 2 и 3 комментируемой статьи содержатся зеркальные нормы, предоставляющие стороне, не являющейся патентообладателем, право использовать селекционное достижение для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента. Это означает, что соответствующая сторона вправе требовать от своего контрагента заключения лицензионного договора на предусмотренных п. п. 2 и 3 комментируемой статьи условиях. К таким условиям, помимо простого (неисключительного) характера лицензии, относятся безвозмездность лицензионного договора, максимальный срок действия лицензии, а также запрет заключения лицензиатом сублицензионных договоров (см. подробный анализ этих условий в п. п. 9, 11 и 12 комментария к ст. 1430 ГК).
В то же время между зеркальными нормами п. п. 2 и 3 комментируемой статьи имеется отличие, заключающееся в том, что в случае, когда право на получение патента принадлежит заказчику, норма об условиях лицензионного договора, заключения которого вправе потребовать подрядчик (исполнитель), является диспозитивной.
При этом формулировки п. 2 комментируемой статьи свидетельствуют о том, что стороны могут договориться об ином как в отношении целевого характера использования селекционного достижения, так и в отношении права лицензиара (заказчика) на заключение аналогичных лицензионных договоров с иными, помимо подрядчика (исполнителя), лицензиатами. Первое означает, что являющийся лицензиатом подрядчик (исполнитель) может договориться об использовании селекционного достижения не только "для собственных нужд", т.е. приобрести право на выдачу сублицензий. Второе означает, что лицензиат может приобрести право использования селекционного достижения на условиях исключительной лицензии, т.е. без сохранения за лицензиаром (заказчиком) права выдачи лицензий другим лицам.
Содержащиеся в п. 2 комментируемой статьи терминологические различия в определении формы соглашения об условиях лицензионного договора - в одном случае говорится о "договоре, на основании которого выполнялась работа", а в другом - о договоре "между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком" - не имеют юридического значения. Таким договором может быть как собственно лицензионный договор, так и соответствующий договор подряда или договор на выполнение научно-исследовательских работ, важно лишь, чтобы в этом договоре содержалось соглашение сторон по предусмотренным в п. 2 комментируемой статьи вопросам.
4. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи не являющемуся патентообладателем автору селекционного достижения, созданного, выведенного или выявленного по заказу, принадлежит право на получение вознаграждения в соответствии с п. 5 ст. 1430 ГК.
Использование в п. 4 комментируемой статьи для обозначения субъекта термина "автор селекционного достижения", а не "подрядчик (исполнитель)" (используемого в п. п. 1 - 3 комментируемой статьи), а также отсылка к норме, определяющей право работника на получение от работодателя вознаграждения за использование служебного селекционного достижения (см. п. 5 комментария к ст. 1430 ГК), свидетельствуют о том, что речь в данном случае идет о взаимоотношениях работника-автора с работодателем, являющимся подрядчиком (исполнителем) по договору, в соответствии с которым создано, выведено или выявлено соответствующее селекционное достижение.