Файл: ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4290

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. В соответствии с п. 7 ст. 1373 ГК не являющийся патентообладателем автор селекционного достижения, созданного, выведенного или выявленного при выполнении работ по государственному контракту, имеет право на получение вознаграждения в соответствии с п. 4 ст. 1370 ГК. Приведенная двойная отсылка вызывает ряд правовых проблем.

С одной стороны, в силу п. 1 ст. 1373 ГК автор как физическое лицо, творческим трудом которого создано, выведено или выявлено селекционное достижение при выполнении работ по государственному контракту, не сможет стать патентообладателем, поскольку в качестве исполнителя по государственному контракту может выступать только организация, а не гражданин. Следовательно, автор селекционного достижения будет удовлетворять приведенной диспозиции п. 7 ст. 1373 ГК независимо от того, занимался ли он созданием, выведением или выявлением селекционного достижения в качестве работника, состоящего с исполнителем в трудовых отношениях, или в качестве третьего лица, которому исполнитель заказал создание, выведение или выявление соответствующего достижения. Таким образом, автор должен иметь право на получение вознаграждения в обоих случаях.

Однако п. 4 ст. 1370 ГК, устанавливающий требования к порядку выплаты и размеру соответствующего вознаграждения, рассчитан только на трудовые отношения между патентообладателем-работодателем и автором-работником. Из абз. 3 п. 4 ст. 1370 ГК прямо вытекает, что вознаграждение выплачивается автору работодателем. Таким образом, буквальное толкование норм п. 7 ст. 1373 и п. 4 ст. 1370 ГК приводит к выводу о том, что право на получение вознаграждения будет иметь только автор, состоявший с исполнителем в трудовых отношениях. Права не являющегося патентообладателем автора на получение вознаграждения в случае, когда селекционное достижение было им создано, выведено или выявлено по заказу исполнителя (стороны государственного контракта), должны регулироваться в рамках договорных отношений между автором и этим лицом.

8. Другая проблема вызвана тем, что условия определения порядка выплаты и размера вознаграждения за использование служебного изобретения, служебной модели или служебного промышленного образца, к которым mutatis mutandis отсылает ст. 1432 ГК как условиям, подлежащим применению к вознаграждению, на получение которого имеет право автор селекционного достижения, созданного, выведенного или выявленного при выполнении работ по государственному контракту, несколько отличаются от предусмотренных п. 5 ст. 1430 ГК порядка и размера выплаты вознаграждения за использование служебного селекционного достижения. Логика законодательного регулирования требует, чтобы последние правила подлежали применению и в случае, предусмотренном в ст. 1432 ГК, даже вопреки содержащейся в ней недвусмысленной отсылке к п. 4 ст. 1370 ГК.


Императивный характер ст. ст. 1432 и 1373 ГК, однако, исключает возможность обращения к правилам п. 5 ст. 1430 ГК. Главное отличие между правилами п. 4 ст. 1370 ГК и правилами п. 5 ст. 1430 ГК заключается в том, что первые отдают решение вопросов о размере вознаграждения, об условиях и порядке его выплаты на усмотрение сторон, предусматривая лишь право Правительства РФ на установление минимальных ставок, тогда как вторые непосредственно устанавливают минимальный размер вознаграждения и императивно указывают срок его выплаты.

В то же время, несмотря на прямое указание о распространении действия п. 4 ст. 1370 ГК на селекционные достижения, созданные, выведенные или выявленные при выполнении работ по государственному контракту, есть серьезные основания сомневаться в применимости к последним нормы абз. 4 п. 4 ст. 1370 ГК, предоставляющей Правительству РФ право устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Поскольку в общей норме п. 5 ст. 1430 ГК отсутствует аналогичное положение о минимальных ставках, нет оснований допускать установление этих ставок и для одного из частных случаев выплаты вознаграждения автору селекционного достижения, предусмотренного п. 4 ст. 1370 ГК.


§ 5. Получение патента на селекционное достижение.

Прекращение действия патента на селекционное достижение


Статья 1433. Заявка на выдачу патента на селекционное достижение


Комментарий к статье 1433


1. В комментируемой статье регламентируется первый этап получения патента на селекционное достижение - оформление и подача заявки на выдачу патента.

В пункте 1 комментируемой статьи прежде всего определены лица, управомоченные на подачу заявки на выдачу патента на селекционное достижение (далее - заявка). В соответствии со ст. 1420 ГК правом на получение патента обладает автор селекционного достижения, а также иные лица, к которым это право перешло или было им передано в случаях и по основаниям, установленным законом, в т.ч. в порядке универсального правопреемства, или по договору, в частности по договору об отчуждении права на получение патента или по трудовому договору.

Поскольку правовая регламентация порядка получения патента на селекционное достижение не зависит от оснований приобретения лицом, подающим заявку, права на получение патента, для обозначения этого лица в п. 1 комментируемой статьи вводится обобщенный термин "заявитель".

2. В комментируемой статье отсутствуют предусматривавшиеся ранее действовавшим законодательством положения о праве подачи заявки на селекционное достижение несколькими заявителями, а также о возможности подачи заявки через посредника, ведущего дела, связанные с получением патента (ч. ч. 3 и 4 ст. 5 Закона о селекционных достижениях). В действующем законодательстве взаимоотношения лиц, совместным творческим трудом которых создано, выведено или выявлено селекционное достижение, регулируются ст. 1411 ГК, а порядок совершения представителями юридически значимых действий (сделок) от имени представляемого - гл. 10 ГК.


В комментируемой статье опущен также содержавшийся ранее в ч. 5 ст. 5 Закона о селекционных достижениях запрет на подачу заявки работниками Госкомиссии и ее подразделений в течение всего периода их работы в этих учреждениях. Имеется в виду, что подобный запрет может быть включен в нормативный акт, определяющий правовой статус федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям. В то же время категоричность указанного запрета должна быть смягчена по крайней мере в отношении тех случаев, когда соответствующие работники являются непосредственными авторами селекционного достижения.

3. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи заявка на получение патента должна подаваться в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям. По ранее действовавшему законодательству заявка подавалась в Госкомиссию, являвшуюся федеральным государственным учреждением (см. п. 1 Положения о Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 N 390 <1>, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 25.08.1999 N 942).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 100.


4. В пунктах 2, 4 и 5 комментируемой статьи устанавливаются основные требования к составу и содержанию документов, входящих в заявку на выдачу патента. По своему содержанию эти требования воспроизводят положения ч. ч. 6, 8 и 10 ст. 5 Закона о селекционных достижениях. Иные требования к документам заявки в соответствии с п. 3 комментируемой статьи могут устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства. В настоящее время таким органом является Министерство сельского хозяйства РФ (см. п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 164).

До введения в действие части 4 ГК Госкомиссией были утверждены Правила составления и подачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение (от 14.10.1994 N 2-01/3, далее - Правила 1994 г.) и Порядок приема заявки на выдачу патента на селекционное достижение (от 29.03.2005 N 26-12-03/14, далее - Порядок 2005 г.).

5. Несмотря на сохранение нормативного значения Перечня родов и видов, селекционные достижения которых подлежат охране в Российской Федерации, в отношении сортов растений до 24 апреля 2008 г., а в отношении пород животных и после этой даты (см. п. 2 комментария к ст. 1413) Порядок 2005 г. допускает подачу заявок на выдачу патента на селекционное достижение любого рода и вида растений и животных. Заявки принимаются в течение года, однако для проведения испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность в очередном сельскохозяйственном сезоне заявка должна поступить по культурам озимого сева, плодовым культурам и винограду не позднее 15 января, а по другим культурам и породам животных - не позднее 1 декабря (п. 1.1 Порядка 2005 г.).


6. Предусмотренное подп. 1 п. 2 комментируемой статьи заявление на выдачу патента на селекционное достижение заполняется заявителем по форме 301, являющейся приложением к Правилам 1994 г. Форма заявления рассчитана на автоматизированную обработку и требует четкого ее заполнения. При подаче заявки в заявлении должны содержаться все сведения, предусмотренные формой.

Форма заявления имеет семь разделов, в которых помимо сведений, перечисленных в подп. 1 п. 2 комментируемой статьи, должны указываться:

род и вид, позволяющие идентифицировать селекционное достижение как по таксонометрической принадлежности, так и по производственному использованию;

предлагаемое наименование селекционного достижения (ст. 1419 ГК) и его селекционный номер. Для селекционного достижения иностранной селекции указывается его оригинальное наименование на языке заявителя и в русской транслитерации;

сведения о предыдущих заявках (п. 3 ст. 1434 ГК);

сведения о продаже селекционного достижения или о предложении его к продаже.

В Правилах 1994 г. содержатся подробные указания и рекомендации о порядке заполнения заявления на выдачу патента на селекционное достижение по форме 301.

К заявлению, помимо документов, предусмотренных подп. 2 и 3 п. 2 комментируемой статьи, прикладываются:

доверенность в простой письменной форме в случае, когда заявка подается через представителя;

копия первой заявки, если она имеется (п. 3 ст. 1434 ГК), и ее перевод на русский язык;

документы, подтверждающие, что заявителю, не являющемуся автором селекционного достижения, принадлежит право на подачу заявки. Ранее требование предоставления указанных документов было закреплено в ч. 9 ст. 5 Закона о селекционных достижениях;

дополнительные сведения о факте продажи селекционного достижения или предложения его к продаже, если они имели место;

черно-белые или цветные фотографии (размером 9 x 12 или 13 x 18), характеризующие внешний вид и особенности породы, либо фотографии цветков, соцветия, репродуктивных частей растений, нормального развитого растения в фазе хозяйственного использования или всего дерева или куста и отдельных его частей на белом фоне в трех экземплярах;

ходатайство о предоставлении льготы по уплате пошлин или заявление об отсрочке от уплаты пошлин в полном размере. Льготы по уплате пошлин установлены п. п. 2 - 4 Положения о патентных пошлинах на селекционные достижения (см. п. 2 комментария к ст. 1417).

7. Форма предусмотренной подп. 2 п. 2 комментируемой статьи анкеты селекционного достижения является приложением к методике испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность по соответствующему роду растений или животных. Указанные методики в соответствии с п. 1 ст. 1438 ГК должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства.


Правилами 1994 г. определена структура анкеты селекционного достижения, которая должна содержать:

название рода и вида (русское и латинское);

сведения о заявителе;

предлагаемое наименование селекционного достижения и селекционный номер;

происхождение селекционного достижения с указанием метода его создания и исходных (родительских) форм;

особенности поддержания и размножения селекционного достижения;

необходимость предварительного разрешения для допуска селекционного достижения в окружающую среду в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, здоровья человека и животных и Федеральным законом от 05.07.1996 N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" <1> и наличие такого разрешения;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3348.


признаки селекционного достижения, характеризующие отличительные особенности;

наименования похожих селекционных достижений и признаки, по которым они отличаются от заявляемого селекционного достижения;

особые условия для испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность (если они имеются).

Если заявка подается на многолинейный сорт (породу) или популяцию (самоопылителей и вегетативно размножаемых растений), она должна содержать анкеты на все линии этого сорта (породы) с указанием их процентного соотношения.

Анкета селекционного достижения прикладывается к заявлению о выдаче патента в трех экземплярах (п. 3 Правил 1994 г.).

8. Под упоминаемой в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи пошлиной имеется в виду пошлина "за подачу заявки и проведение ее предварительной экспертизы" (код 1.1.0), установленная в размере 0,2 минимального размера оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения).

В соответствии с п. 5 Положения о патентных пошлинах на селекционные достижения пошлины уплачиваются в установленном порядке путем перевода соответствующих сумм на расчетный счет Госкомиссии. Документом, подтверждающим уплату пошлины, является копия платежного поручения, заверенная банком, или квитанция Сберегательного банка РФ. Документ, подтверждающий уплату пошлины, действителен для представления в Госкомиссию в течение 3 месяцев начиная с даты перевода суммы пошлины на расчетный или валютный счет Госкомиссии. Указанный документ должен содержать регистрационный номер заявки, если этот документ представляется после поступления заявки в Госкомиссию, и код пошлины, которая оплачена, или наименование действия, за которое уплачена пошлина. Документ, в котором отсутствуют указанные сведения, считается недействительным.

Документ об уплате пошлины за подачу заявки и проведение ее предварительной экспертизы представляется вместе с заявкой или в течение одного месяца начиная с даты поступления заявки в Госкомиссию. При представлении указанного документа после поступления заявки размер этой пошлины увеличивается на 20%.