Файл: ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4292

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Льготы по уплате пошлины за подачу заявки и проведение ее предварительной экспертизы (код 1.1.0) установлены подп. "а" и "б" п. 2 Положения о патентных пошлинах на селекционные достижения. К упоминаемым в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи документам, подтверждающим основания для освобождения от уплаты пошлины, или для уменьшения ее размера, или для отсрочки ее уплаты в соответствии с подп. "а" п. 2 Положения о патентных пошлинах на селекционные достижения относятся копии удостоверения участника Великой Отечественной войны, удостоверения участника войны для лиц вольнонаемного состава, удостоверения, выданного за работу (или службу) в годы Великой Отечественной войны в тылу, справки врачебно-трудовой экспертной комиссии.

9. В соответствии с п. п. 1.9 и 2.1 Порядка 2005 г. заявка на выдачу патента на селекционное достижение регистрируется в день поступления в журнале и в электронной базе "Заявка". Помимо русского и латинского названия биологического рода и вида, предлагаемого наименования селекционного достижения, сведений о заявителе и авторе селекционного достижения, стране происхождения селекционного достижения и оплаты пошлины за подачу заявки и проведение ее предварительной экспертизы (код 1.1.0), в электронную базу вносится дата поступления заявки. Эта же дата проставляется в правом верхнем углу заявления на выдачу патента на селекционное достижение. По дате поступления заявки устанавливается приоритет селекционного достижения (ст. 1434 ГК).


Статья 1434. Приоритет селекционного достижения


Комментарий к статье 1434


1. В комментируемой статье закреплены правила определения даты приоритета селекционного достижения, которая является критерием для установления соответствия селекционного достижения такому важнейшему условию охраноспособности, как новизна (п. 3 ст. 1413 ГК).

Приоритет селекционного достижения имеет значение и для определения старшинства соответствующего результата интеллектуальной деятельности. В соответствии с п. 8 ст. 1483 ГК не допускается в отношении однородных товаров регистрация в качестве товарного знака обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с наименованием охраняемого селекционного достижения, право на которое в Российской Федерации возникло у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Ввиду признания избыточной функции по ведению Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию (см. п. 2 комментария к ст. 1414), комментируемая статья не допускает возможности установления приоритета по дате поступления заявки на допуск селекционного достижения к использованию, которая предусматривалась ранее ч. 1 ст. 7 Закона о селекционных достижениях. В остальном закрепленные в комментируемой статье положения не претерпели каких-либо изменений по сравнению с ранее действовавшим законодательством.


2. В пункте 1 комментируемой статьи установлено общее правило определения даты приоритета селекционного достижения. В соответствии с п. 2.1 Порядка 2005 г. день поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявки на выдачу патента регистрируется в журнале и в электронной базе "Заявка".

Правила п. 2 комментируемой статьи направлены на разрешение коллизии, связанной с определением даты приоритета в случае поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям в один и тот же день двух или более заявок на выдачу патента на одно и то же селекционное достижение. Предусматривая последовательное применение двух формальных признаков, позволяющих разрешить указанную коллизию - дату отправки заявки и регистрационный номер, присваиваемый при регистрации заявки (см. п. 2.1.3 Порядка 2005 г.), Кодекс предоставляет заявителям в то же время возможность договориться между собой об ином, т.е. о совместной подаче заявки, а также о том, кому из них впоследствии будет выдан патент на селекционное достижение (п. 3 ст. 1439 ГК). В данном случае по аналогии могут применяться правила абз. 1 п. 1 ст. 1383 ГК, в которых последствия совпадения дат приоритета сформулированы юридически более четко.

3. В пункте 3 комментируемой статьи сформулированы условия и последствия приобретения в Российской Федерации конвенционного приоритета на селекционное достижение по дате подачи заявки на получение патента (первой заявки) в любой другой стране, с которой Российская Федерация заключила договор об охране селекционных достижений. Хотя комментируемые правила сформулированы в общем виде в отношении любых селекционных достижений, практическое значение они имеют только для сортов растений, охраняемых в соответствии с Женевской конвенцией, в которой Россия участвует с 24 апреля 1998 г.

В комментируемой статье достаточно подробно воспроизведены правила ст. 11 Женевской конвенции, посвященной праву приоритета. Однако отсутствие адекватного перевода Конвенции на русский язык при подготовке Закона о селекционных достижениях (формулировки ч. ч. 4 и 5 ст. 7 которого практически дословно воспроизведены в комментируемой норме) привело к искажению подлинного содержания некоторых конвенционных правил, для уяснения смысла которых необходимо обращаться непосредственно к тексту Конвенции.

В соответствии с абз. 1 п. 3 комментируемой статьи льгота по приоритету составляет 12 месяцев со дня подачи первой заявки. Это означает, что, если в течение указанного срока заявитель подаст заявку на то же селекционное достижение в соответствии с п. 1 ст. 1433 ГК в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям (последующую заявку), приоритет селекционного достижения по требованию заявителя может быть установлен не по дате поступления последующей заявки (п. 1 комментируемой статьи), а по дате подачи первой заявки. Для сведений о предшествующих заявках отведен раздел 6 Заявления на выдачу патента на селекционное достижение, а одним из прилагаемых к заявлению документов является копия первой заявки (см. форму 301 - приложение к Правилам 1994 г.).


В пункте 3 комментируемой статьи отсутствуют положения, аналогичные п. 4 ст. 11 Женевской конвенции, в котором перечисляются события, наступление которых в течение 12 месяцев со дня подачи первой заявки не может служить основанием как для отклонения последующей заявки, так и для возникновения каких-либо прав третьих лиц. К таким событиям Конвенция относит подачу другой заявки, опубликование или использование нового сорта, являющегося предметом первой заявки. В контексте действующего законодательства приведенные положения, в частности, означают, что конвенционный приоритет позволяет смягчить требования к новизне и отличимости селекционного достижения, т.к. использование такого достижения в течение 12 месяцев до подачи последующей заявки не будет порочить его новизну (вопреки прямому указанию подп. 1 п. 3 ст. 1413 ГК), а подача заявки на это селекционное достижение и опубликование сведений о нем не сделают его общеизвестным (в исключение из положений п. 4 ст. 1413 ГК).

4. Из пункта 2 ст. 11 Женевской конвенции, равно как и из первого предложения абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, следует, что для того, чтобы воспользоваться конвенционным приоритетом, заявителю достаточно в документах последующей заявки сослаться на приоритет первой заявки. При этом в п. 2.1.2 Порядка 2005 г. упоминается о праве заявителя "заявить о желании воспользоваться приоритетом первой заявки". Приведенная оговорка не должна рассматриваться как противоречие с конвенционной нормой, поскольку речь в данном случае идет не о каком-либо дополнительном условии предоставления конвенционного приоритета, а лишь о форме изъявления заявителем своей воли, позволяющей избежать неоднозначного толкования его намерений при установлении приоритета соответствующего селекционного достижения.

Во втором предложении абз. 2 п. 3 комментируемой статьи срок предоставления первоначальных заявочных материалов увеличен в два раза по сравнению с п. 2 ст. 11 Конвенции, устанавливающей лишь его минимальную продолжительность. При этом в комментируемой норме отсутствует указание о том, что компетентный орган, в который была подана последующая заявка, может помимо копии первой заявки, заверенной компетентным органом соответствующего иностранного государства, потребовать от заявителя предоставления в тот же срок "образцов или другого доказательства того, что данный сорт, составляющий предмет обеих заявок, является одним и тем же". Указанное право тем не менее может быть реализовано федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, который в соответствии с п. 2 ст. 1435 ГК в период проведения предварительной экспертизы может запросить отсутствующие или уточняющие документы, которые заявитель обязан представить в установленный срок.

5. Наибольшие трудности вызывает толкование правила, содержащегося в последнем предложении абз. 2 п. 3 комментируемой статьи. Буквальное его прочтение приводит к выводу о том, что в течение трех лет со дня подачи первой заявки заявитель вправе при выполнении "этих условий" (т.е. условий о ссылке на приоритет первой заявки и о предоставлении ее заверенной копии) "не представлять дополнительную документацию и необходимый для испытания материал". Если под дополнительной документацией и необходимым для испытания (точнее было бы говорить об экспертизе) материалом понимать, в частности, "отсутствующие или уточняющие документы", которые заявитель обязан предоставить в период проведения предварительной экспертизы (п. 2 ст. 1435 ГК), а также семена и племенной материал, которые он обязан представить в количестве, необходимом для проведения испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность (п. 1 ст. 1438 ГК), то окажется, что комментируемая норма предоставляет заявителю трудно объяснимую с точки зрения интересов последнего законную возможность, "не представляя" указанных материалов, по существу тормозить проведение экспертизы, а следовательно, и предоставление селекционному достижению правовой охраны. В конце концов, если целью заявителя почему-либо является затягивание процесса получения патента, добиться аналогичного результата он может и в отсутствие комментируемой нормы. Подобное толкование как лишенное юридического смысла должно быть, безусловно, отвергнуто.


Содержание комментируемой нормы становится понятным только при обращении к тексту п. 3 ст. 11 Женевской конвенции, в соответствии с которым заявителю предоставляется возможность в течение двух лет после истечения срока приоритета (т.е. 12 месяцев плюс 2 года - вот откуда взялись 3 года в комментируемой норме) или, в тех случаях, когда первая заявка была отклонена или отозвана, в течение "достаточного времени после такого отклонения или отзыва" предоставить компетентному органу, в который была подана последующая заявка, любую необходимую информацию, документы или материалы, требуемые для целей экспертизы. В таком изложении трехлетний срок, который, очевидно, охватывает и "достаточное время", является льготой, предоставляемой заявителю для сбора и предоставления материалов, необходимых для проведения экспертизы селекционного достижения.

В конвенционной норме речь идет не о праве заявителя "не представлять" какие бы то ни было материалы в течение определенного срока, а о его праве собирать все необходимые материалы в течение "достаточного" для этого срока. Таким образом, правило последнего предложения абз. 2 п. 3 комментируемой статьи должно применяться с учетом изложенного содержания конвенционной нормы.

6. В соответствии с п. 1 ст. 1435 ГК приоритет устанавливается в ходе предварительной экспертизы. В случае, когда приоритет определяется по дате поступления заявки на выдачу патента (п. 1 комментируемой статьи), соответствующая дата вводится в электронную базу при регистрации поступившей заявки (п. 2.1.2 Порядка 2005 г.). В случае ссылки заявителя на конвенционный приоритет федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям вправе проверять наличие подтверждения приоритета первой заявки (п. 3.2 Порядка 2005 г.). Дата приоритета указывается в Регистрационном листе предварительной экспертизы (приложение к Порядку 2005 г.) и публикуется в "Официальном бюллетене" в числе других сведений, относящихся к заявке, принятой по результатам предварительной экспертизы к рассмотрению (п. 1 ст. 1443 ГК).


Статья 1435. Предварительная экспертиза заявки на выдачу патента


Комментарий к статье 1435


1. В комментируемой статье регламентируется второй этап получения патента на селекционное достижение - предварительная экспертиза заявки на выдачу патента. Нормы комментируемой статьи с небольшими редакционными уточнениями воспроизводят положения ст. 8 Закона о селекционных достижениях.

В пункте 1 комментируемой статьи определено общее содержание предварительной экспертизы. Детальное регулирование соответствующей процедуры содержится в Порядке 2005 г. В соответствии с п. п. 3.2 и 3.3 Порядка при проведении предварительной экспертизы проверяется:

наличие документов, которые должны содержаться в заявке или прилагаться к ней, и соблюдение требований к документам заявки, установленных Правилами 1994 г.;


соответствие печати имени заявителя и удостоверяющей подписи;

наличие, в случае необходимости, документа, удостоверяющего возникновение права на получение патента;

наличие, в случае необходимости, доверенности на представительство и соответствие ее требованиям, установленным Правилами 1994 г.;

латинское название рода, вида;

соответствие предложенного заявителем названия Правилам по присвоению названия селекционному достижению (утвержденным Госкомиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений 30.08.1994 N 13-3/63, с изменениями и дополнениями от 12.03.1997 N 12-04/3), в т.ч. отсутствие идентичных или похожих названий внутри классов таксономических единиц в электронной базе Госкомиссии, а также наличие похожих названий на CD-ROM UPOV;

полнота информации в ответах на пункты заявления: почтовые индексы, номера телефонов и факсов, селекционный номер, предыдущие заявки, название по предыдущей заявке, продажа или передача третьим лицам;

объективность и полнота представленных сведений о методе выведения, в т.ч. по гибриду - названия родительских линий (формулы гибрида, включая промежуточные формы), а по линии, если создан гибрид, - его название, особенности поддержания, предыдущие заявки;

наличие, в случае необходимости, разрешения для допуска в окружающую среду в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, здоровья человека и животных и Федеральным законом от 05.07.1996 N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности";

наличие подписей и печатей;

наличие требуемых фотографий;

наличие, в случае необходимости, подтверждения приоритета первой заявки. При этом в соответствии с п. 3 ст. 1434 ГК копию заявки, поданной в компетентный орган другого государства, и ее перевод на русский язык заявитель вправе представить в течение шести месяцев с даты поступления заявки в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям;

наличие документа об уплате пошлины за подачу заявки и проведение ее предварительной экспертизы или ходатайства и соответствующих документов о предоставлении льгот, предусмотренных Положением о патентных пошлинах на селекционные достижения.

При проведении предварительной экспертизы заявки готовятся предложения о порядке проведения испытания на отличимость, однородность и стабильность. В случае, когда по заявке, ранее поданной в компетентный орган другого государства, уже проведена или проводится экспертиза сорта на отличимость, однородность и стабильность, с заявителем согласовывается возможность использования результатов этой экспертизы и при необходимости запрашивается его согласие на их оплату компетентному органу соответствующего государства (административный платеж).

2. Установленный п. 1 комментируемой статьи срок проведения предварительной экспертизы может увеличиваться в случаях, когда в соответствии с п. 2 комментируемой статьи федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям запрашивает заявителя о представлении отсутствующих или уточняющих документов, устанавливая для этого определенный срок, который в соответствии с п. 3.4 Порядка 2005 г. не может быть менее одного месяца. Период проведения предварительной экспертизы в этом случае соответственно продлевается на указанный срок (п. 3.1 Порядка 2005 г.).