Файл: ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4291

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом следует иметь в виду, что ни Кодексом, ни Порядком 2005 г. не ограничивается количество указанных запросов (в форме Регистрационного листа предварительной экспертизы, приложенной к Порядку 2005 г., предусмотрено по крайней мере два таких запроса). Кроме того, п. 3.4 Порядка 2005 г. допускается возможность продления срока представления исправленных или недостающих документов "по обоснованной просьбе заявителя".

Таким образом, нормативное значение установленного п. 1 комментируемой статьи срока заключается, главным образом, в том, что в течение этого срока федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям должен проверить наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям, с тем чтобы до истечения месяца со дня поступления заявки направить соответствующий запрос заявителю.

Устанавливая продолжительность предварительной экспертизы, п. 1 комментируемой статьи умалчивает о моменте отсчета соответствующего срока. Не уточняется этот вопрос и в научной литературе <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сергеев А.П. Указ. соч. С. 712; Калятин В.О. Указ. соч. С. 310; Городов О.А. Указ. соч. С. 340.


Систематическое толкование положений абз. 2 п. 2 комментируемой статьи (ч. 3 ст. 8 Закона о селекционных достижениях), Положения о патентных пошлинах на селекционные достижения, п. 4 Правил 1994 г. и п. 1.8 Порядка 2005 г. приводит к заключению о том, что моментом отсчета срока, предусмотренного п. 1 комментируемой статьи, должна считаться дата поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявки на выдачу патента.

3. В соответствии с абз. 1 п. 2 комментируемой статьи в период проведения предварительной экспертизы заявитель вправе по собственной инициативе дополнять, уточнять или исправлять документы заявки. Указанным правом заявитель, безусловно, может воспользоваться в течение всего срока проведения экспертизы, независимо от того, продлится ли она в течение одного месяца, как это предусмотрено п. 1 комментируемой статьи, или продлится дольше из-за необходимости дополнения или уточнения материалов заявки в соответствии с абз. 2 п. 2 комментируемой статьи.

При этом в соответствии с п. 1.8 Порядка 2005 г. в течение месяца с даты поступления заявки на получение патента заявитель может дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки без уплаты пошлины.

За внесение по инициативе заявителя дополнений, уточнений или исправлений материалов заявки по истечении одного месяца с даты поступления заявки установлена патентная пошлина (код 1.1.1) в размере 0,2 минимального размера оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется вместе с дополнительными, исправленными или уточненными материалами.


Помимо права по собственной инициативе дополнять, уточнять или исправлять документы заявки, заявитель может отозвать заявку на выдачу патента в любое время до регистрации селекционного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений или принятия решения об отклонении заявки. При поступлении заявления об отзыве заявки до завершения предварительной экспертизы заявка считается непоступившей (п. 4.1.1 Порядка 2005 г.). При поступлении заявления об отзыве зарегистрированной заявки информация об отзыве заявки публикуется в "Официальном бюллетене" (п. 4.2 Порядка 2005 г.). Регламентом 1997 г. к отзыву заявки приравнивается непредставление документа об уплате соответствующей пошлины.

4. Обнаружение в процессе проведения предварительной экспертизы заявки на выдачу патента отсутствия документов, которые должны содержаться в заявке, а также нарушения требований к оформлению документов заявки не являются безусловным основанием для вынесения решения об отрицательном результате экспертизы и об отказе принятия заявки к рассмотрению.

В соответствии с абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, п. 5 Правил 1994 г. и п. 3.4 Порядка 2005 г. федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям может запросить отсутствующие или уточняющие документы. При этом в направляемом заявителю запросе должны быть указаны обнаруженные недостатки, приведены необходимые аргументы и содержаться предложение представить исправленные или недостающие документы в течение срока, который должен составлять не менее одного месяца. По обоснованной просьбе заявителя срок представления исправленных или недостающих документов может быть продлен. Копия запроса и ответ заявителя приобщаются к делу заявки.

К числу недостатков, которые могут быть исправлены заявителем по инициативе федерального органа исполнительной власти при проведении предварительной экспертизы заявки на выдачу патента, в частности, относятся:

нарушение требований к оформлению документов заявки (п. 3.4 Порядка 2005 г.);

несоответствие предложенного заявителем названия требованиям Правил по присвоению названия селекционному достижению (п. 5 Правил 1994 г.).

Окончание предварительной экспертизы заявки откладывается до завершения экспертизы по экологической и биологической безопасности при отсутствии разрешения о выпуске заявленного селекционного достижения в открытую среду, необходимого в соответствии с Федеральным законом от 05.07.1996 N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", требующим проведения полевых испытаний соответствующего достижения (п. 3.4.1 Порядка 2005 г.).

В пункте 3.10 Порядка 2005 г. предусмотрено только одно обстоятельство, являющееся безусловным основанием для вынесения решения об отрицательном результате экспертизы и об отказе принятия заявки к рассмотрению, - поступление документов заявки от лица, не имеющего права на подачу заявки (п. 1 ст. 1433 ГК). Указанный недостаток, таким образом, не может быть устранен по инициативе федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям.


5. Решение об отрицательном результате экспертизы и об отказе принятия заявки к рассмотрению принимается в соответствии с абз. 3 п. 2 комментируемой статьи, п. 5 Правил 1994 г. и п. 3.10 Порядка 2005 г. в случае, если заявитель не внес необходимые уточнения либо не представил исправленные или недостающие документы в установленный срок. При этом заявитель уведомляется об отрицательном результате предварительной экспертизы и о признании заявки непоступившей. Последнее обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку заявитель впоследствии не сможет ссылаться в подтверждение своих прав (в т.ч. для получения конвенционного приоритета) на заявку, которая не была принята к рассмотрению. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 1443 ГК решение об отказе принятия заявки к рассмотрению подлежит опубликованию в "Официальном бюллетене".

В пункте 4 комментируемой статьи установлен сокращенный срок исковой давности для оспаривания решения федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям, принятого по результатам предварительной экспертизы заявки на выдачу патента. Порядок восстановления срока исковой давности определяется ст. 205 ГК. По истечении этого срока заявитель лишается возможности оспаривания указанного решения. До этого времени делопроизводство по отклоненной заявке не прекращается, а информация об этой заявке удаляется из электронной базы Госкомиссии после истечения срока обжалования (п. 3.12 Порядка 2005 г.).

Кодекс не дифференцирует основания несогласия заявителя с решением федерального органа исполнительной власти, принятым по результатам предварительной экспертизы, так что, независимо от того, не согласен ли заявитель с общим отрицательным решением или только с установленной в положительном решении датой приоритета селекционного достижения, он должен оспаривать решение федерального органа исполнительной власти в целом.

6. В случае если заявка содержит все необходимые документы и соблюдены все требования к ним, принимается решение о положительном результате предварительной экспертизы и о принятии заявки к рассмотрению. Соответствующая запись вносится в Регистрационный лист предварительной экспертизы и в электронную базу Госкомиссии, в которую также вносится дата завершения предварительной экспертизы (п. п. 3.5 и 3.6 Порядка 2005 г.). В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 1443 ГК решение о принятии заявки к рассмотрению подлежит опубликованию в "Официальном бюллетене".

После этого федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям направляет заявителю уведомление о положительном результате предварительной экспертизы. В соответствии с п. 3.6 Порядка 2005 г. в уведомлении указывается номер заявки, дата поступления заявки, порядок проведения испытания на отличимость, однородность и стабильность, а также размер пошлины за испытания. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи заявитель должен быть уведомлен также о "дате подачи заявки на выдачу патента". Фиксация указанной даты может оказаться необходимой в случае, когда заявитель пожелает воспользоваться конвенционным приоритетом в каком-либо из государств - участников Женевской конвенции, т.к. в соответствии со ст. 11 указанной Конвенции и п. 3 ст. 1434 ГК льготный 12-месячный срок отсчитывается не с даты поступления заявки, а с даты ее подачи, а также в целях предоставления временной правовой охраны селекционному достижению, срок действия которой также отсчитывается со дня подачи заявки (п. 1 ст. 1436 ГК).


В соответствии с абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, п. 3.8 Порядка 2005 г. и п. 6 Правил 1994 г. сведения о принятых заявках публикуются в "Официальном бюллетене" (ст. 1443 ГК). Опубликованию в силу прямого указания подп. 1 п. 1 ст. 1443 ГК подлежат сведения о дате приоритета селекционного достижения, имя или наименование заявителя, наименование селекционного достижения, а также имя автора селекционного достижения, если последний не отказался быть упомянутым в качестве такового. О таком отказе заявитель должен сообщить в специальном заявлении (п. 6 Правил 1994 г.). Кроме того, в "Официальном бюллетене" публикуется краткое описание селекционного достижения, составленное по данным соответствующей анкеты (п. 3.7 Порядка 2005 г.). Помимо "Официального бюллетеня" сведения о принятых заявках публикуются также на официальном сайте Госкомиссии - www.gossort.com (п. 3.8 Порядка 2005 г.).

После публикации сведений о принятых заявках на выдачу патента на селекционное достижение любое лицо в соответствии с п. 2 ст. 1443 ГК вправе ознакомиться с материалами заявки.

7. После получения уведомления о приеме заявки к рассмотрению заявитель в соответствии с п. 7 Правил 1994 г. обязан выслать:

образцы селекционного достижения для проведения государственных испытаний на охраноспособность в количестве, по адресам и в сроки, указанные в уведомлении, с приложением свидетельства на семена, племенной материал, а по селекционным достижениям родов и видов, не испытываемых Госкомиссией, результаты испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, полученные заявителем по утвержденной Госкомиссией методике;

образец (эталон) сорта, включающий гербарий, семена, клубни, луковицы, черенки, соцветия (колосья, метелки, початки и пр.) в отдел интродукции Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства им. Н.И. Вавилова (г. Санкт-Петербург).

При этом отбор образцов должен осуществляться в соответствии с государственным стандартом. Семена (посадочный материал) должны быть получены от урожая предыдущего года, отвечать требованиям первого класса ГОСТа и сопровождаться свидетельством на семена. Образцы должны быть свободны от карантинных вредителей, болезней и сорняков, посторонних примесей, семян других культур. Образцы не должны быть дражированы, протравлены и т.п., если это специально не оговорено Госкомиссией.

Образец сорта должен иметь внутреннюю и внешнюю этикетки, содержащие информацию о названии сорта; род, вид (русское и латинское наименования); год урожая; сведения о заявителе и его подпись. По сортам иностранной селекции этикетка должна быть заполнена на русском языке и на языке заявителя.


Статья 1436. Временная правовая охрана селекционного достижения


Комментарий к статье 1436


1. Предусмотренный комментируемой статьей институт временной правовой охраны селекционного достижения призван защитить интересы патентообладателя, которые могли нарушаться в период проведения экспертиз и испытаний селекционного достижения, когда заявитель был лишен возможности воспользоваться теми мерами защиты своих прав, которые предоставлены патентообладателю (п. 1 ст. 1229, ст. ст. 1250 - 1253, 1446 и 1447 ГК).


Сам по себе термин "временная правовая охрана" является достаточно условным, т.к. собственно в течение указанного периода заявитель лишен возможности воспользоваться предусмотренными комментируемой статьей правовыми мерами и может лишь рассчитывать, что вероятность их ретроспективного применения после получения патента будет побуждать остальных участников гражданского оборота воздерживаться от нарушения прав заявителя. По своей правовой природе "временная правовая охрана" означает, по существу, придание обратной силы тем нормам закона, которые определяют правовой статус патентообладателя, главным образом, его исключительное право использовать селекционное достижение по своему усмотрению и распоряжаться таким исключительным правом (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1421 ГК). В соответствии с п. 1 ст. 1424 ГК исключительное право начинает действовать со дня государственной регистрации селекционного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.

По своему содержанию комментируемые правила основываются на ст. 12 Женевской конвенции, на ст. 15 Закона о селекционных достижениях, а также на ст. 1392 ГК (ст. 22 Патентного закона), посвященной временной правовой охране изобретения.

2. В пункте 1 комментируемой статьи предусматривается более продолжительный по сравнению с ранее действовавшим законодательством срок предоставления правовой охраны, который отсчитывается не с даты поступления заявки на выдачу патента (как предусматривалось ч. 1 ст. 15), а со дня подачи указанной заявки. Отсчет срока временной правовой охраны со дня подачи заявки допускается ст. 13 Женевской конвенции и обеспечивает, таким образом, наиболее льготные для патентообладателя условия, т.к. его исключительное право будет подлежать частичной защите даже за пределами даты приоритета селекционного достижения, которая устанавливается по дате поступления заявки на выдачу патента (п. 1 ст. 1434 ГК).

3. В пункте 2 комментируемой статьи предоставление временной правовой охраны связывается с получением заявителем патента на селекционное достижение. Таким образом, временная правовая охрана не наступает в случае отказа в выдаче патента на селекционное достижение, не отвечающего критериям охраноспособности (п. 2 ст. 1437, п. 1 ст. 1439 ГК). В случае признания патента недействительным действие патента аннулируется не со дня его выдачи, а со дня подачи заявки на выдачу патента (п. 3 ст. 1441 ГК), что, в свою очередь, исключает последующее предоставление временной правовой охраны.

Другие обстоятельства, исключающие возникновение временной правовой охраны, перечислены в п. 4 комментируемой статьи. Включение в этот перечень отказа в принятии заявки к рассмотрению (п. 4 ст. 1435 ГК) вызвано тем, что в соответствии с п. 1 комментируемой статьи временная правовая охрана предоставляется со дня подачи заявки на селекционное достижение, а следовательно, с указанного дня до даты принятия решения об отрицательном результате предварительной экспертизы может пройти определенный срок, на который временная охрана не должна распространяться.