Файл: ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4300

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Реестр топологий интегральных микросхем вносятся все сведения об изменении правообладателя и обременении исключительного права на топологию на основании зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа. Указанные сведения подлежат публикации в официальном бюллетене.

Ответственность за достоверность сведений, предоставленных для внесения в Реестр топологий интегральных микросхем, возложена на заявителя.


Статья 1453. Право авторства на топологию интегральной микросхемы


Комментарий к статье 1453


Право авторства принадлежит гражданину, творческим трудом которого создана топология интегральной микросхемы, т.е. являющемуся ее автором.

Право авторства является неотчуждаемым и непередаваемым. Переход исключительного права на топологию интегральной микросхемы или предоставление другому лицу права на ее использования не влечет перехода права авторства (более подробно см. комментарий к п. 2 ст. 1228).


Статья 1454. Исключительное право на топологию


Комментарий к статье 1454


1. Комментируемая статья более полно, чем ст. 5 ранее действовавшего Закона о правовой охране топологий, раскрывает содержание правомочий обладателя исключительных прав на топологию (в соответствии с общими нормами, которые определены в ст. 1229 - см. комментарий). Автор и иной правообладатель, во-первых, может сам использовать топологию, во-вторых, может распорядиться своим исключительным правом на топологию, введя его в гражданский оборот, путем отчуждения другому лицу либо выдачи лицензии на использование охраняемой топологии (см. также комментарий к ст. 1233).

2. В отношении третьих лиц исключительные права на топологию ограничены действиями, направленными на извлечение прибыли.

Сам правообладатель может использовать топологию любым не противоречащим закону способом. Учитывая специфику объекта, в комментируемой статье приведен один из основных способов использования охраняемой топологии - воспроизведение топологии в целом или частично путем включения в интегральную микросхему либо иным образом. При этом следует иметь в виду, что исключительные права обладателя топологии не распространяются на воспроизведение той ее части, которая не является оригинальной.

В качестве второго из наиболее актуальных способов использования исключительных прав на охраняемую топологию указан ввоз на территорию Российской Федерации (перемещение через таможенную границу), продажа и иное введение в гражданский оборот (совершение гражданско-правовых сделок) топологии или интегральной микросхемы, в которую включена эта топология, либо изделия, включающего такую интегральную микросхему.

3. Система охраны топологий оставляет открытой возможность параллельной охраны идентичных топологий, принадлежащих разным лицам, которые самостоятельно (независимо друг от друга) их создали, что не допускается ни в авторском, ни в патентном праве (о сроке охраны исключительных прав в этом случае см. п. 3 ст. 1457 ГК). Такая правовая конструкция предусмотрена нормами об охране исключительных прав на секрет производства (ноу-хау) (см. ст. 1467 ГК), однако при этом, в отличие от интеллектуальных прав на топологию, авторские права на секрет производства не охраняются.



Статья 1455. Знак охраны топологии интегральной микросхемы


Комментарий к статье 1455


Статья предоставляет правообладателю возможность использовать знак охраны для оповещения о своем исключительном праве на топологию. Знак состоит из выделенной прописной буквы "Т", даты начала срока действия исключительного права и информации, позволяющей идентифицировать правообладателя. Знак охраны помещается на топологию, а также на изделия, содержащие такую топологию.


Статья 1456. Действия, не являющиеся нарушением исключительного права на топологию


Комментарий к статье 1456


1. Комментируемая статья содержит перечень ограничений исключительных прав правообладателя. Этот перечень разделен на три группы действий, не являющихся нарушением исключительного права на топологию.

К первой группе отнесены действия добросовестных, но незаконных пользователей топологий интегральных микросхем. Вряд ли можно согласиться, что такое бездоговорное использование "не является нарушением исключительных прав". По сути, речь идет о правовых последствиях подобного нарушения. Такие действия несомненно признаются деликтом и подпадают под нормы гл. 59 ГК. Имущественная ответственность возлагается на нарушителя только при наличии его вины (если иное не предусмотрено в законе). Поэтому в случае, когда пользователь "не знал и не должен был знать" о незаконности своих действий (т.е. при отсутствии вины), наступают последствия, указанные в подп. 1 комментируемой статьи. Кроме того, правообладатель может применить способы защиты своих прав, предусмотренные в п. 3 ст. 1250 (см. комментарий).

2. Ко второй группе отнесены действия лиц, осуществляющих использование в личных целях, не преследующих получение прибыли, что прямо корреспондирует с нормами п. 2 ст. 1454 ГК, согласно которым исключительные права ограничиваются использованием, преследующим извлечение прибыли.

3. К третьей группе отнесены действия, которые относятся к "принципу исчерпания прав" (см. комментарий к подп. 6 ст. 1359). Однако следует заметить, что в отличие от аналогичных правил, касающихся объектов патентных прав, в данном случае применение правил об исчерпании прав не ограничено территорией России.


Статья 1457. Срок действия исключительного права на топологию


Комментарий к статье 1457


1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что исключительное право на топологию действует в течение 10 лет.

Пункт 2 устанавливает два способа исчисления срока действия исключительного права на топологию.

Один из способов связан с датой первого открытого документально подтвержденного использования топологии в Российской Федерации или за рубежом.

Другой способ связан с датой регистрации топологии в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Выбор способа зависит от того, какое из перечисленных событий наступило ранее (дата начала открытого использования топологии или дата ее государственной регистрации).


2. Пункт 3 ст. 1457 относится к случаям появления идентичных оригинальных топологий, созданных различными авторами независимо друг от друга. Исключительные права на такие технологии прекращаются по истечении 10 лет со дня возникновения исключительного права на первую из них.

Пункт 4 статьи содержит общее правило для всех результатов интеллектуальной деятельности - переход топологии в общественное достояние по истечении срока действия исключительного права.


Статья 1458. Договор об отчуждении исключительного права на топологию


Комментарий к статье 1458


Комментируемая статья регулирует один из видов распоряжения исключительным правом на топологию, являющуюся результатом интеллектуальной деятельности и не имеющую никаких принципиальных отличий, в частности, от распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец (см. комментарий к ст. 1365). Общие нормы о договорах об отчуждении исключительных прав предусмотрены в ст. 1234 ГК.


Статья 1459. Лицензионный договор о предоставлении права использования топологии интегральной микросхемы


Комментарий к статье 1459


Комментируемая статья относится к такому виду распоряжения исключительным правом, как предоставление права использования топологии правообладателем (лицензиаром) другой стороне (лицензиату) в установленных договором пределах. Общие нормы о лицензионных договорах содержатся в ст. 1235 ГК.


Статья 1460. Форма и государственная регистрация договора об отчуждении исключительного права на топологию и лицензионного договора


Комментарий к статье 1460


1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает обязательность письменной формы договора об отчуждении исключительного права на топологию и лицензионного договора.

2. Пункт 2 связывает необходимость государственной регистрации указанных в п. 1 статьи договоров с государственной регистрацией топологии, которая может быть осуществлена в соответствии со ст. 1452 (см. комментарий к этой статье).


Статья 1461. Служебная топология


Комментарий к статье 1461


1. Пункты 1 - 3 комментируемой статьи по своему содержанию аналогичны п. п. 1 - 3 ст. 1370 (см. комментарий).

2. Пункт 4 статьи закрепляет право работника, создавшего служебную топологию, получить от работодателя вознаграждение в случаях, когда исключительное право на топологию принадлежит работодателю или передано им третьему лицу. Размер вознаграждения, условия и порядок выплаты определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора - судом.

Пункт 5 статьи по содержанию аналогичен п. 5 ст. 1370 (см. комментарий).


Статья 1462. Топология, созданная при выполнении работ по договору


Статья 1463. Топология, созданная по заказу


Комментарий к статьям 1462, 1463


В комментируемых статьях соответственно воспринята правовая модель регулирования исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по договору (см. комментарий к ст. 1371) и по заказу (см. комментарий к ст. 1372).



Статья 1464. Топология, созданная при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту


Комментарий к статье 1464


См. комментарий к ст. 1298.


Глава 75. ПРАВО НА СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ)


Охрана прав обладателя "технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секреты производства", в качестве особого объекта гражданского права была впервые введена в России Основами гражданского законодательства (ст. 151). Вслед за Основами защиту информации, составляющей служебную и коммерческую тайну, установил ГК (ст. 139). 29 июля 2004 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". Однако ни в Основах, ни в ст. 139 ГК не были определены правила оборота коммерческой информации, хотя именно в этих целях и была введена гражданско-правовая защита коммерческой информации - сначала в Основах, а затем и в ГК.

В связи с принятием части 4 ГК и включением в нее комментируемой главы признана утратившей силу ст. 139 ГК, внесены также существенные изменения в Закон о коммерческой тайне (см. п. 12 ст. 17 и ст. 34 Водного закона к ч. 4 ГК).

Закон о коммерческой тайне с самого начала был ориентирован на регулирование, главным образом, условий и порядка, которые обеспечивают сохранение в тайне охраняемой информации, ее конфиденциальность. В целях решения этой, несомненно, важной задачи в системе мер по защите прав обладателя секрета производства преимущественное внимание в Законе было уделено административно-правовым нормам, регулирующим установление, изменение и прекращение режима коммерческой тайны. Эти нормы сохранят силу и в новой редакции Закона.

Ранее содержавшиеся в Законе о коммерческой тайне отдельные положения, относящиеся к гражданско-правовым отношениям, отменены. Теперь эти отношения достаточно полно регулируются ГК. Следует отметить, что Закон в прежней его редакции не решал эти задачи. В Законе не были регламентированы ни договоры о лицензии на использование информации, признанной коммерческой тайной, ни договоры об отчуждении (уступке) прав на такую информацию, хотя это два основных договора, на основании которых правообладатель может реализовать свои правомочия по распоряжению правом на коммерческую информацию.

Название комментируемой главы воспроизводит название ст. 151 Основ гражданского законодательства. Тем самым устранена правовая неопределенность в отношении самого понятия охраняемого объекта, порождаемая названием ст. 139 ГК, в которой были указаны два объекта - "коммерческая и служебная тайна", тогда как в самой статье установлен был один правовой режим для обоих объектов, без какой-либо дифференциации. Однако правомерность распространения условий охраны коммерческой тайны на служебную тайну порождала обоснованные сомнения. Это - разноплановые понятия. Различны и основания, по которым сведения, относящиеся к служебной тайне, и сведения, составляющие коммерческую тайну, признаются конфиденциальными. Сохранение в тайне служебной информации не обусловлено ее коммерческой ценностью (хотя такая информация и может содержать сведения коммерческого характера). Служебная тайна не может быть объектом гражданского оборота. Запрещение ее разглашать, как правило, основывается на законодательстве, регламентирующем отдельные виды деятельности, затрагивающей в т.ч. сферу частной жизни гражданина (см., например, ст. 33 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <1>; ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" <2>). Определенные категории работников, занимающихся такой деятельностью, обязаны сохранять в тайне сведения, к которым они имеют доступ в связи с выполняемой работой (банковские служащие, работники связи, налоговые инспекторы, страховые агенты, врачи и др.). Следует заметить, что первый шаг в разграничении этих двух объектов внес Закон о коммерческой тайне, в сферу действия которого уже не входила служебная тайна.


--------------------------------

<1> Ведомости РФ. 1993. N 2. Ст. 56.

<2> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.


Заметим, что в зарубежной практике для обозначения секретов производства нередко используются такие понятия, как "коммерческая тайна", "конфиденциальная информация", "закрытая (или неразглашаемая) информация" (см., например, разд. 7 Соглашения ТРИПС), а также "ноу-хау".


Статья 1465. Секрет производства (ноу-хау)


Комментарий к статье 1465


В отличие от условий патентной охраны научно-технических результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и др.), Кодекс не устанавливает каких-либо конкретных требований к собственно содержанию сведений, относящихся к секретам производства. Основная характеристика - коммерческая ценность. Именно это качество секрета производства определяет его оборотоспособность, т.е. пригодность конкретных сведений (знаний) для обращения на товарных принципах коммерческого оборота, для получения конкурентных преимуществ в процессе экономического использования.

Коммерческая ценность секрета производства обусловлена прежде всего его закрытостью от третьих лиц (его "секретностью"). Соответственно, основной предпосылкой, необходимой для защиты охраняемого права на секрет производства, является его неизвестность третьим лицам. Обладатель секрета производства должен закрыть свободный доступ к соответствующим сведениям и ввести в отношении таких сведений режим коммерческой тайны, под которым понимается "режим конфиденциальности, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ и услуг или получить иную коммерческую выгоду" (п. 1 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

Признание тех или иных сведений секретом производства является прерогативой правообладателя. Исключения из этой общей нормы установлены в ст. 5 Закона о коммерческой тайне, где перечислены сведения, в отношении которых не допускается режим коммерческой тайны. Этот перечень может быть расширен иными федеральными законами.

Меры по охране конфиденциальности, обязанность соблюдения которых возложена на обладателя секрета производства, достаточно детально определены в Законе о коммерческой тайне. В соответствии со ст. 10 Закона такие меры должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;