Файл: ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4298

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По своему содержанию указанные основания связаны с возникшим после выдачи патента несоответствием селекционного достижения требованиям однородности и стабильности (подп. 1), с приравненным по своим последствиям к такому несоответствию уклонением патентообладателя от содействия федеральному органу исполнительной власти по селекционным достижениям в проведении проверки сохранности селекционного достижения (подп. 2), а также с неисполнением патентообладателем обязанности по уплате в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе (подп. 4).

5. Предусмотренное подп. 2 комментируемой статьи основание досрочного прекращения действия патента корреспондирует с установленной п. 2 ст. 1440 ГК обязанностью патентообладателя по запросу федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям направлять за свой счет семена или племенной материал для проведения контрольных испытаний и предоставлять возможность проводить инспекцию на месте. При этом комментируемой нормой за счет "документов и информации", необходимых для проверки сохранности селекционного достижения, расширяется перечень материалов, предоставление которых относится к обязанности патентообладателя.

При практическом применении предусмотренных подп. 2 комментируемой статьи правил следует иметь в виду, что негативные для патентообладателя последствия, связанные как с непредоставлением семян, племенного материала, документов и информации, так и с непредоставлением "возможности провести инспекцию селекционного достижения на месте", распространяются только на породы животных. Что касается сортов растений, то в соответствии с подп. b (i) п. 1 ст. 22 Женевской конвенции основанием для досрочного прекращения действия патента является только непредоставление в течение установленного срока "информации, документов или материалов", необходимых "для проверки нового сорта".

Таким образом, нежелание патентообладателя допустить "возможность проведения инспекции... на месте" для проверки сохранности сорта растений не может служить основанием для досрочного прекращения действия патента. В современной юридической литературе на это положение впервые было указано К.В. Всеволожским <1>, который также объяснил расхождение между текстом Конвенции и содержанием комментируемой нормы тем обстоятельством, что при формулировании ст. 27 Закона о селекционных достижениях (которая в этой части практически дословно воспроизведена в подп. 2 комментируемой статьи) была использована более ранняя редакция Женевской конвенции, в которой упоминалось о возможности прекращения действия патента в случае, когда патентообладатель "не разрешает проверить меры, принятые для сохранения сорта" (ср. подп. "а" п. 3 ст. 10 Конвенции без учета изменений, внесенных Женевским актом 1991 г.).


--------------------------------

<1> См.: Всеволожский К.В. Указ. соч. С. 590, 591.


6. Размер патентной пошлины за поддержание патента в силе, порядок и сроки ее уплаты, нарушение которых патентообладателем является основанием для досрочного прекращения действия патента (подп. 4 комментируемой статьи), а также основания для освобождения от уплаты этой пошлины, уменьшения ее размеров, отсрочки ее уплаты или возврата в соответствии с п. 2 ст. 1249 ГК устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения (см. п. 5 комментария к ст. 1415).

7. Несмотря на то что в ст. 1443 ГК отсутствует прямое указание об опубликовании в "Официальном бюллетене" решения федерального органа исполнительной власти о досрочном прекращении действия патента (как это предусматривалось подп. "г" п. 1 ст. 30 Закона о селекционных достижениях), есть основания полагать, что это решение должно быть опубликовано в числе других сведений, касающихся охраны селекционных достижений (подп. 5 п. 1 ст. 1443 ГК).

В соответствии с п. 1 ст. 1248 ГК решение федерального органа исполнительной власти о досрочном прекращении патента может быть оспорено патентообладателем в судебном порядке.


Статья 1443. Публикация сведений о селекционных достижениях


Комментарий к статье 1443


1. В комментируемой статье предусматривается издание официального бюллетеня федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и устанавливается неисчерпывающий перечень сведений, подлежащих опубликованию в нем. К числу этих сведений, прежде всего, относятся юридически значимые факты, связанные с проведением экспертиз и испытаний, на основании которых выдается патент на селекционное достижение, а также юридически значимые факты, определяющие правовой режим селекционного достижения в период действия соответствующего патента. По своему содержанию комментируемая статья с некоторыми редакционными изменениями воспроизводит положения ст. 30 Закона о селекционных достижениях.

Предусмотренный комментируемой статьей бюллетень издается Госкомиссией с 1995 г. под названием "Официальный бюллетень" периодичностью шесть номеров в год. Кроме того, публикуемые в бюллетене материалы с 2005 г. размещаются на официальном сайте Госкомиссии.

2. Кроме перечисленных в п. 1 комментируемой статьи сведений, подлежащих опубликованию в "Официальном бюллетене", Кодекс предусматривает обязательную публикацию сведений:

о заявлении автора селекционного достижения о том, что в случае выдачи патента на селекционное достижение он обязуется заключить договор об отчуждении патента на условиях, соответствующих установившейся практике, с любым гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом, кто первым изъявил такое желание и уведомил об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям (п. 1 ст. 1427 ГК), а также об отзыве указанного заявления (п. 3 ст. 1427 ГК);


о заявлении патентообладателя об открытой лицензии (п. 1 ст. 1429 ГК) и об отзыве патентообладателем этого заявления (п. 2 ст. 1429 ГК);

о неправомерном использовании селекционного достижения или об ином нарушении прав патентообладателя (ст. 1447 ГК).

3. Помимо сведений, публикация которых основывается на прямом указании различных норм закона, в "Официальный бюллетене" Госкомиссии публикуются данные:

об окончании охраны селекционного достижения;

о зарегистрированных лицензиях.

Кроме того, публикуются нормативные акты, относящиеся к правовой охране селекционных достижений.

4. В подпункте 1 п. 1 комментируемой статьи, как и в ранее действовавшем законодательстве (подп. "а" п. 1 ст. 30 Закона о селекционных достижениях), не вполне точно обозначен правовой статус заявок на выдачу патентов, информация о которых, включая перечисленные в комментируемой норме сведения, подлежит обязательному опубликованию в "Официальном бюллетене". Под указание на "поступившие заявки" формально подпадают все без исключения заявки на выдачу патента - как проходящие процедуру предварительной экспертизы, так и принятые к дальнейшему рассмотрению при положительном результате экспертизы или отклоненные при ее отрицательном результате. Сопоставление комментируемой нормы с положениями ст. 1435 ГК, посвященными условиям и последствиям проведения предварительной экспертизы заявок на выдачу патента, приводит к выводу о том, что речь может идти об опубликовании не всех "поступивших заявок", а только заявок, принятых к рассмотрению (п. 3 ст. 1435 ГК).

По тем же соображениям исключительно к принятым заявкам относятся и положения п. 2 комментируемой статьи, предоставляющего право ознакомления с материалами заявки любому заинтересованному лицу. Указанное право, безусловно, распространяется как на материалы, изначально представленные заявителем при подаче заявки, так и на дополнительные и уточняющие документы, которые были представлены заявителем по собственной инициативе или по требованию федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям (п. 2 ст. 1435 ГК).

5. Указанные в подп. 2 п. 1 комментируемой статьи "решения, принимаемые по заявке на выдачу патента", напротив, должны относиться ко всем без исключения заявкам и охватывать решение об отклонении заявки, принимаемое при отрицательном результате предварительной экспертизы.

6. К предусмотренным подп. 3 п. 1 комментируемой статьи сведениям об изменениях в наименованиях селекционных достижений относятся публикуемые в "Официальном бюллетене" перечни предложенных названий.

7. В подпункте 4 п. 1 комментируемой статьи, в отличие от ранее действовавшего законодательства (подп. "г" п. 1 ст. 30 Закона о селекционных достижениях), отсутствует указание об опубликовании в "Официальном бюллетене" сведений о досрочном прекращении действия патентов. Трудно понять, чем руководствовался в данном случае законодатель. Возможно, и признание патента недействительным с даты подачи заявки (ст. 1441 ГК), и отмена его действия только на будущее время (ст. 1442 ГК) рассматриваются законодателем как различные последствия недействительности патента (по аналогии с недействительными сделками). Однако и в этом случае следует признать, что эта позиция проведена в комментируемой главе не вполне последовательно, т.к. для обозначения недействительности "на будущее время" используется термин "досрочное прекращение".


Как бы то ни было, сведения о досрочном прекращении действия патента ввиду отсутствия их отдельного упоминания в подп. 4 п. 1 комментируемой статьи должны публиковаться в "Официальном бюллетене" в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи, т.к. сведения о прекращении охраны, безусловно, охватываются "сведениями, касающимися охраны". Этим же подп. 5, в принципе, охватываются и сведения о неправомерном использовании селекционного достижения или об ином нарушении прав патентообладателя, указание об опубликовании которых в "Официальном бюллетене" содержится в ст. 1447 ГК.


Статья 1444. Использование селекционных достижений


Комментарий к статье 1444


1. В отличие от ранее действовавшей ст. 32 Закона о селекционных достижениях, предусматривавшей регулирование публично-правовых вопросов, связанных с допуском селекционного достижения к использованию независимо от его патентоспособности, в комментируемой статье сохранены правила, относящиеся только к охраняемым селекционным достижениям.

Решая более узкую и цивилистически более содержательную задачу, комментируемая статья, однако, воспроизводит название и целый ряд формулировок ч. 3 ст. 32 Закона о селекционных достижениях, рассчитанных на регулирование более широкого круга отношений.

Так, название комментируемой статьи, посвященной только одному вопросу, связанному с использованием селекционного достижения, гораздо шире ее содержания, при том что вопросы использования охраняемых селекционных достижений исчерпывающим образом регулируются § 2 комментируемой главы.

Не имеет четкого юридического содержания и словосочетание реализация семян и племенного материала (п. 1 комментируемой статьи). В контексте закрепленных в п. 3 ст. 1421 ГК правомочий обладателя исключительного права на селекционное достижение под "реализацией" следует понимать всякое введение семян и племенного материала в гражданский оборот.

Лишено нормативного значения и указание на территориальную сферу действия комментируемых правил. Для внутреннего законодательства по общему правилу, распространяющемуся на территорию соответствующего государства, такая ссылка допускается преимущественно в коллизионных нормам, к числу которых комментируемая норма, безусловно, не относится.

2. В пункте 1 комментируемой статьи содержится бланкетная норма, отсылающая к законодательству о семеноводстве и животноводстве путем воспроизведения в наиболее общей форме положений ст. 30 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" и ст. 8 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве", обусловливающих гражданско-правовой оборот семян сельскохозяйственных растений и племенного материала наличием сертификатов (свидетельств), удостоверяющих их сортовую и породную принадлежность. Таким образом, Кодекс исходит из того, что общие требования к основаниям, условиям, порядку и формам выдачи таких сертификатов относятся к ведению указанного законодательства.


Из указанного подхода в п. 2 комментируемой статьи сделано только одно исключение, императивно определяющее субъектов, управомоченных на выдачу соответствующих документов в отношении семян и племенного материала охраняемых селекционных достижений. К таким субъектам Кодекс, прежде всего, относит патентообладателя, который имеет право на производство и воспроизводство соответствующих семян и племенного материала (подп. 1 п. 3 ст. 1421 ГК) и от усмотрения которого зависит введение селекционного достижения в гражданский оборот (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1421 ГК). Указанные правомочия могут принадлежать и лицензиату, приобретающему по лицензионному договору право использования селекционного достижения в предусмотренных договором пределах (п. 1 ст. 1235 ГК, ст. 1428 ГК).

Поэтому именно на указанных лиц в п. 2 комментируемой статьи возлагается гражданско-правовая ответственность за соответствие реализуемых ими семян и племенного материала биологическим и морфологическим признакам, обусловившим предоставление правовой охраны соответствующему селекционному достижению (ст. 1413 ГК).


Статья 1445. Патентование селекционного достижения в иностранных государствах


Комментарий к статье 1445


1. Комментируемая статья воспроизводит с незначительными редакционными уточнениями текст ст. 34 Закона о селекционных достижениях, содержавшей типичную для отечественного законодательства начала 1990-х гг. норму-декларацию. Всячески подчеркивая многообразие форм осуществления гражданами своих субъективных гражданских прав, законодатель, как правило, избегал установления четких правовых механизмов для реализации этих возможностей, жестко разграничивая интересы государства и частноправовые интересы участников гражданского оборота.

Нормативное значение правил ст. 34 Закона о селекционных достижениях было практически сведено на нет после принятия части 1 ГК, в которой содержалась норма, провозглашавшая приобретение и осуществление гражданами и юридическими лицами гражданских прав "своей волей и в своем интересе" (п. 2 ст. 1 ГК).

2. Комментируемая норма приобрела, однако, важное нормативное значение после включения в часть 4 ГК. Оказавшись в едином законодательном корпусе с правилами, обусловливающими приобретение гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в иностранных государствах предварительной подачей заявки в российские компетентные органы (п. 1 ст. 1395, п. 2 ст. 1534 ГК) либо предписывающими подачу заявки на приобретение охраны в иностранном государстве через соответствующий российский орган (п. 2 ст. 1507 ГК), комментируемая статья исключает предъявление соответствующих требований в случае патентования селекционного достижения в иностранном государстве.