Файл: ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4301

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 1475. Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации


Комментарий к статье 1475


1. Из содержания п. 1 комментируемой статьи следует, что исключительное право на фирменное наименование и, соответственно, его правовая охрана действуют на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем это установление не является территориальным ограничением действия права на фирменное наименование. В соответствии с положениями Парижской конвенции оно действует на территории всех стран - участниц Конвенции.

2. Пункт 2 комментируемой статьи конкретизирует даты начала и окончания действия исключительного права на фирменное наименование и, соответственно, правовой охраны фирменного наименования.

3. Комментируемая статья никак не регулирует вопрос действия исключительного права на фирменное наименование иностранного правообладателя. Вместе с тем представляется, что этот вопрос должен быть регламентирован как в части действия такого права на территории Российской Федерации вообще, так и по датам начала и прекращения правовой охраны такого фирменного наименования на территории Российской Федерации.


Статья 1476. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания


Комментарий к статье 1476


1. Комментируемая статья, определяя соотношение принадлежащих одному лицу прав на разные (но не все) виды средств индивидуализации, следует концепции исключительности прав на все упоминаемые виды средств индивидуализации, их независимости друг от друга. Из содержания статьи вытекает, что прекращение правовой охраны одного из видов средств индивидуализации не прекращает правовой охраны средства индивидуализации другого вида.

2. Комментируемая статья содержит указание практически на все виды средств индивидуализации, охраняемые в Российской Федерации, - товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие обозначения. Отсутствует указание лишь на наименования мест происхождения товаров. Вместе с тем известны случаи, когда юридические лица, имеющие свидетельство на право пользования таким наименованием, включают его в свое фирменное наименование.


§ 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания


1. Основные положения


Статья 1477. Товарный знак и знак обслуживания


Комментарий к статье 1477


1. Комментируемая статья, как и другие статьи гл. 76, регулирует отношения, связанные с двумя объектами интеллектуальной собственности - товарными знаками и знаками обслуживания. Законодатель уравнивает эти два объекта и принимает во внимание общую для них отличительную функцию, отмечая при этом их отличие, связанное с объектом, который они индивидуализируют, соответственно, товарами и услугами, работами. То есть, исходя из используемого термина, можно заключить, что при индивидуализации товаров речь идет о товарных знаках, а при выполнении работ и оказании услуг - о знаках обслуживания.


Рассматривая такие объекты интеллектуальной собственности, как товарные знаки и знаки обслуживания, необходимо также отметить, что на практике заявители зачастую испрашивают охрану выбранных ими обозначений и в отношении товаров, и в отношении услуг, т.е. одно и то же обозначение одновременно может являться и товарным знаком, и знаком обслуживания.

2. Комментируемая статья также содержит указание на основную функцию товарного знака (знака обслуживания) - индивидуализировать (отличать) товары и услуги одних юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от аналогичных или, пользуясь терминологией ГК, однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.

Таким образом, товарные знаки и знаки обслуживания служат средствами индивидуализации выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, что отличает их от такого объекта, как фирменное наименование, чьей задачей является индивидуализация юридических лиц, или от коммерческих обозначений, которые призваны индивидуализировать разного рода предприятия.

3. Пункт 1 статьи 1477 указывает также, что на товарный знак признается исключительное право, означающее возможность правообладателя использовать зарегистрированный на его имя товарный знак любым не противоречащим закону способом, распоряжаться товарным знаком, а также запрет третьим лицам использовать товарный знак без его согласия. Содержание исключительного права на товарный знак раскрывается в ст. 1484 (см. комментарий к ней).


Статья 1478. Обладатель исключительного права на товарный знак


Комментарий к статье 1478


1. Комментируемая норма называет две группы лиц, которые могут быть обладателями исключительного права на товарный знак. Это - юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В соответствии со ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполнять возложенные на него обязанности, быть истцом и ответчиком. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

2. Юридические лица могут создавать свои обособленные подразделения - филиалы и представительства, которые представляют интересы юридического лица либо осуществляют его функции. При этом, однако, филиалы и представительства не являются юридическими лицами, что делает невозможной регистрацию товарных знаков на их имя. Подача заявок от имени таких организаций - достаточно частая и типичная ошибка.

3. Для физических лиц - обладателей исключительного права на товарные знаки законодателем предусмотрено условие о том, что они должны иметь статус индивидуального предпринимателя, полученный в результате соответствующей государственной регистрации и удостоверенный свидетельством.


Решением Палаты по патентным спорам регистрация товарного знака признана недействительной по возражению, поданному заинтересованным лицом. Решение Палаты обусловлено тем, что на дату регистрации товарного знака (28.11.2003) заявитель - физическое лицо Х. не являлся зарегистрированным в установленном порядке индивидуальным предпринимателем и, следовательно, не мог быть обладателем исключительного права на товарный знак. Не согласившись с решением Палаты, Х. обратился в Арбитражный суд г. Москвы. Суд первой инстанции установил, что Х. был поставлен на учет 04.08.1997 на основании заявления и свидетельства о государственной регистрации предпринимателя от 14.07.1997 N 000. На основании заявления Х. 24.06.2002 он был снят с учета индивидуальных предпринимателей. При этом свидетельство предпринимателем сдано не было.

Новая регистрация предпринимателя была осуществлена 16.04.2004 в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на основании представленных им документов. Суд первой инстанции сделал вывод о том, что на день регистрации товарного знака - 28.11.2003 он не осуществлял предпринимательскую деятельность, поскольку не был зарегистрирован в качестве предпринимателя в период с 25.06.2002 по 16.04.2004.

Таким образом, на момент подачи заявки на регистрацию товарного знака заявитель обладал статусом предпринимателя, однако на момент выдачи свидетельства на товарный знак указанный статус утратил.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд г. Москвы решение Палаты по патентным спорам, которым регистрация товарного знака признана недействительной, признал обоснованным и правомерным.

Судами апелляционной и кассационной инстанций решение суда оставлено в силе.


Статья 1479. Действие исключительного права на товарный знак на территории Российской Федерации


Комментарий к статье 1479


1. Комментируемая статья определяет, в частности, те условия, при соблюдении которых заинтересованное лицо получает исключительное право на выбранный им товарный знак, т.е. получает возможность использовать товарный знак, распоряжаться им, а также запрещать третьим лицам использование товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, на однородных товарах. Такими условиями являются либо регистрация товарного знака в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, либо прохождение иных процедур, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

2. Порядку регистрации товарных знаков в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности посвящена значительная часть норм гл. 76 части 4 ГК (см. комментарий к ст. ст. 1492 - 1507).

3. Заинтересованное лицо может получить исключительное право на товарный знак на территории Российской Федерации и иным способом, предусмотренным международным договором. Такими договорами, в частности, являются Мадридское соглашение и Протокол к этому Соглашению, являющийся самостоятельным международным договором (см. комментарий к ст. 1507).


4. Российская Федерация является участницей еще одного международного соглашения, в соответствии с которым может быть приобретено исключительное право на товарный знак. Это - Парижская конвенция, устанавливающая возможность возникновения исключительного права без специальной регистрации, предусмотренной национальным законодательством. Однако соответствующие нормы Конвенции распространяются только на специальную категорию товарных знаков - общеизвестные товарные знаки (см. комментарий к ст. ст. 1508 и 1509).


Статья 1480. Государственная регистрация товарного знака


Комментарий к статье 1480


1. Для признания факта регистрации товарного знака он должен быть внесен в Государственный реестр товарных знаков. Порядок регистрации, перечень необходимых условий, сроки, а также перечень данных, вносимых в Государственный реестр, определены в ст. ст. 1503, 1505 ГК.

2. Необходимо также отметить, что регистрация товарного знака в Государственном реестре является основанием для выдачи обладателю исключительного права охранного документа - свидетельства на товарный знак (см. комментарий к ст. 1481).

3. Детально процедура регистрации товарных знаков регулируется Административным регламентом ведения реестров.


Статья 1481. Свидетельство на товарный знак


Комментарий к статье 1481


1. Для удостоверения факта регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков Российской Федерации, а также удостоверения прав обладателя исключительного права на товарный знак положениями комментируемой статьи предусматривается выдача охранного документа - свидетельства на товарный знак. Наличие такого документа актуально - в случае необходимости, в т.ч. при обращении в различные правоохранительные органы, можно достаточно быстро удостоверить свое исключительное право, не обращаясь при этом за выпиской из Государственного реестра товарных знаков.

2. На товарные знаки, охраняемые в Российской Федерации в соответствии с процедурой, предусмотренной Мадридским соглашением и Протоколом к нему, свидетельства на товарные знаки не выдаются.

3. Пункт 2 комментируемой статьи не содержит исчерпывающего перечня тех сведений, которые указываются в свидетельстве на товарный знак. Данное положение Гражданского кодекса призвано, в первую очередь, определять назначение этого свидетельства, а именно указывать те товары и услуги, в отношении которых охраняется товарный знак, а также дату, с которой лицо, указанное в качестве правообладателя товарного знака, обладает исключительным правом. О выдаче свидетельства на товарный знак см. также комментарий к ст. 1504.


Статья 1482. Виды товарных знаков


Комментарий к статье 1482


1. Многообразные функции товарных знаков, в т.ч. и их основную, индивидуализирующую, функцию, могут выполнять различные по своей сути обозначения. В правовой литературе встречаются различные классификации обозначений, которые могут выполнять функции товарных знаков, однако все они имеют в своей основе нормы ст. 1482, в целом повторяющей положения ранее действовавших нормативных актов, регулировавших отношения, связанные с товарными знаками.


2. Указанный в комментируемой статье перечень обозначений (словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации) не является исчерпывающим. То есть в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы не только словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации, но и звуковые, световые и другие виды товарных знаков, как называемые только в специальной литературе, так и получившие свое распространение на практике.

3. Очевидно, что наиболее популярными являются словесные товарные знаки, имеющие за счет возможности их восприятия как на слух, так и визуально достаточную различительную способность. Указанные свойства делают их максимально доступными для потребителей. Словесные товарные знаки не едины по своей природе - они могут представлять собой отдельные значимые слова, словосочетания, состоящие, как правило, из существительного и прилагательного, либо целые значимые фразы - "слоганы". Широкое применение получили также так называемые фантазийные товарные знаки, являющиеся по своей сути искусственно образованными словами, не имеющими смыслового значения.

Изобразительные товарные знаки могут представлять собой изображения различных предметов, животных, геометрических фигур, в т.ч. их различных сочетаний и композиций. Как правило, данные обозначения являются стилизованными или абстрактными. Натуралистические изображения различных предметов встречаются в товарных знаках достаточно редко, поскольку наиболее выигрышными и запоминающимися потребителем являются обозначения, не перегруженные мелкими деталями. Кроме того, товарные знаки должны обладать различительной способностью.

Объемные товарные знаки представляют собой изображения каких-либо объектов в трех измерениях, т.е. по длине, ширине и высоте. По сути, объемный товарный знак представляет собой изображение формы изделия или его упаковки. Так, объемным товарным знаком может быть оригинальная форма флакона для духов, коробки для конфет или бутылки для каких-либо напитков. При этом подобное изображение должно обладать различительной способностью и быть оригинальным. Объемное изображение известного всем предмета не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.

4. Помимо словесных, изобразительных и объемных обозначений Гражданский кодекс предусматривает возможность регистрации комбинированных обозначений, т.е. обозначений, представляющих собой комбинации различного характера. Широкое распространение получили также комбинированные обозначения в виде различных этикеток. Так, в этом качестве зачастую заявляются фрагменты коробок для конфет, чая и т.д. Рассматривая комбинированные обозначения, необходимо отметить, что в настоящее время они являются наиболее популярными, поскольку сочетают в себе элементы рассмотренных выше словесных, изобразительных и иных обозначений, суммируя таким образом их преимущества.