ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3321
Скачиваний: 12
--------------------------------
<1> Международная конфедерация авторских и композиторских обществ.
<2> Международная федерация производителей фонограмм.
Но расширенное управление (представительство) может негативно отразиться на интересах правообладателей, особенно тогда, когда деятельность соответствующей ОКУ их не устраивает. Отсутствие выбора в такой ситуации невольно заставляет правообладателей заключать соглашения только с той организацией, которая имеется.
Коллективное управление авторскими и смежными правами с помощью организаций, осуществляющих представительство только своих членов, выгодно правообладателям, поскольку позволяет им выбирать соответствующую ОКУ или даже создавать новую ОКУ, отвечающую их чаяниям. Однако для пользователей такая ситуация не всегда приемлема. Взаимоотношения с множеством ОКУ во многом лишают смысла само коллективное управление.
В Законе об авторском праве, как это ни парадоксально, были допущены обе системы коллективного управления. С одной стороны, в п. 1 ст. 44 устанавливалось, что ОКУ создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных от них полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством. А с другой стороны, в соответствии со ст. 45 этого Закона лицензии, выдаваемые ОКУ на основе полученных от правообладателей полномочий, "разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий".
Таким образом, была создана ситуация, при которой любая организация, объединившая интересы хотя бы небольшой группы уполномочивших ее лиц, могла претендовать на представительство от имени всех правообладателей. Это открывало возможность для различных злоупотреблений на почве коллективного управления. Негативные последствия усиливались также тем, что обладателем авторских или смежных прав теоретически может объявить себя любое лицо, а объявив себя правообладателем (например, двух стихотворений и одного эссе), такое лицо может создать ОКУ, которая будет претендовать на представительство всех правообладателей соответствующей категории.
Заложенная в ГК система аккредитованных ОКУ должна во многом изменить ситуацию в тех сферах, где будут действовать такие организации. В то же время это не означает, что в сферах, которые не перечислены в п. 1 ст. 1244 ГК, коллективное управление невозможно. Оно не только возможно, но и должно осуществляться, если в таких сферах осуществление авторских и смежных прав в индивидуальном порядке затруднительно. Но в таких сферах невозможно расширенное представительство правообладателей. В такой ситуации правообладатели и пользователи самостоятельно должны урегулировать свои взаимоотношения. Важнейшим моментом здесь будет "отсев" малозначительных ОКУ и появление авторитетных организаций, действительно объединяющих значительное число правообладателей и хорошо зарекомендовавших себя во взаимоотношениях с пользователями, а также участвующих в международном обмене в сфере коллективного управления. Выработка таких механизмов будет серьезным аргументом в пользу расширения за счет таких сфер перечня, содержащегося в п. 1 ст. 1244 ГК.
Применительно к коллективному управлению авторскими и смежными правами термин "управление" нельзя отождествлять с доверительным управлением. Задача доверительного управляющего состоит в том, чтобы использовать переданное в доверительное управление имущество для выгоды бенефициара. ОКУ не вправе использовать авторские и смежные права, которыми она управляет. Это отношения представительства, которое может быть основано либо на договоре, либо на законе (для аккредитованных ОКУ).
Само по себе "управление авторскими и смежными правами" относится к правам имущественным. Управлять личными неимущественными правами нельзя. В то же время ОКУ может осуществлять необходимое представительство, в том числе в судах, в отношении защиты личных неимущественных прав.
В пункте 1 статьи 1242 ГК РФ установлено, что ОКУ является некоммерческой организацией, основанной на членстве. Это означает, во-первых, что организационно-правовые формы некоммерческих организаций, не предполагающие членства, не могут быть использованы для создания ОКУ (фонды, автономные некоммерческие организации, учреждения). Во-вторых, далеко не все организационно-правовые формы некоммерческих организаций, основанных на членстве, учитывая существенные признаки этих форм, могут быть использованы для создания ОКУ. Так, потребительский кооператив в соответствии с п. 1 ст. 116 ГК представляет собой добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Потребительский кооператив создается для улучшения жилищных условий его членов, решения их проблем с взаимным кредитованием, с объединением усилий при использовании земельных участков и т.п. Члены кооператива покрывают его убытки, а также участвуют в распределении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности потребительского кооператива. Все это несовместимо с управлением авторскими и смежными правами. Главное, ОКУ не призвана использовать передаваемые ей в управление права. Она должна установить объем использования другими лицами каждого объекта, права на которые ей переданы, с целью справедливого распределения и выплаты получаемого за это вознаграждения.
Другой пример - ассоциация (союз). Такая организация корпоративного типа создается не только для представительства и защиты интересов ее участников, но и для координации их деятельности. Кроме того, она представляет собой объединение исключительно юридических лиц, причем созданное либо только коммерческими, либо только некоммерческими организациями.
Из всего множества организационно-правовых форм некоммерческих организаций для создания ОКУ подходят только некоммерческие партнерства и общественные организации <1>.
--------------------------------
<1> Причем именно организации, а не объединения. Это объясняется тем, что ст. 7 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусматривает, что общественное объединение может создаваться в различных организационно-правовых формах, из которых все, кроме общественной организации, вообще не подходят для ОКУ.
Хотя в ГК ничего не сказано о возможности осуществления ОКУ иной деятельности помимо представительства в отношении авторских и смежных прав, исходя из целей создания и правового положения таких организаций представляется обоснованным сделать вывод об исключительном характере деятельности ОКУ, о сугубо специальном характере их правоспособности. За это говорит и опыт функционирования ОКУ в других странах. Положение пункта 7 статьи 46 Закона об авторском праве о том, что ОКУ вправе осуществлять иную деятельность в соответствии с полномочиями, полученными от обладателей авторских и смежных прав, неоправданно расширяло сферу деятельности ОКУ, создавая возможность для осуществления ею практически любого вида деятельности.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 1242 ГК предусматривается, что создание ОКУ не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами.
Как правило, в любой сфере использования авторских и смежных прав существуют организации (значительно реже - физические лица), аккумулирующие соответствующие права. Такое агрегирование прав притягивает к сотрудничеству новых авторов и способствует их более выгодному сотрудничеству с пользователями. Но при всей значимости таких структур (издательств, звукозаписывающих компаний и т.д.) их нельзя назвать ОКУ, поскольку основным предметом их деятельности является именно использование авторских и смежных прав. В тех сферах, где осуществление авторских и смежных прав в индивидуальном порядке затруднительно, они не должны заменять или подменять ОКУ. Наоборот, их объединение в рамках ОКУ должно способствовать защите как их интересов, так и интересов создателей результатов интеллектуальной деятельности - авторов и исполнителей.
С другой стороны, создание ОКУ не может автоматически исключить представительство названными организациями интересов других правообладателей, а равно любое другое представительство правообладателей.
Таким образом, Кодексом предусматривается возможность множественности представителей правообладателей, в том числе осуществляющих коллективное управление их авторскими или смежными правами, коллективное использование, индивидуальное использование или просто действующих в интересах правообладателей.
Основанием полномочий ОКУ (за исключением аккредитованных ОКУ) в соответствии с п. 3 ст. 1242 ГК является только договор о передаче полномочий по управлению правами на коллективной основе.
Такой договор заключается между ОКУ и правообладателем. При этом ОКУ не может отказать в заключении такого договора обратившемуся к ней правообладателю, если в соответствии с уставом она приняла на себя обязанность управлять соответствующей категорией прав, в отношении которой правообладатель намерен заключить договор.
В Кодексе (абз. 2 п. 3 ст. 1242) указывается, что не имеет при этом значения, является ли правообладатель членом такой организации или нет. Буквальное толкование данной нормы может привести к ошибочному выводу о возможности наличия в ОКУ членов, не заключающих с ОКУ соответствующие договоры, права которых, таким образом, ОКУ не управляются. Как уже отмечалось, именно правообладатели в соответствии с п. 1 ст. 1242 создают ОКУ для управления своими правами. Таким образом, ОКУ прежде всего создается для управления правами своих членов. Конечно, возможна ситуация, когда ОКУ после своего создания приняла на себя управление авторскими и (или) смежными правами в другой новой сфере. В соответствии с пунктом 2 статьи 1242 ГК ОКУ могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами. В случае расширения сферы деятельности ОКУ может возникнуть ситуация, когда еще не все ее члены успели оформить свои договорные отношения по управлению правами в новой сфере со своей ОКУ. Но в любом случае управление правами своих членов должно быть одним из основных принципов создания и деятельности любой ОКУ.
Смысл нормы, изложенной в первом предложении абз. 2 п. 3 ст. 1242 ГК, состоит в том, чтобы подчеркнуть возможность управления ОКУ правами не только своих членов, но и иных правообладателей.
С этой нормой неразрывно связан и другой вопрос: возможно ли управление ОКУ правами своих членов без договора? В рамках ОКУ, как организации корпоративного типа, возникают членские (корпоративные) отношения. Учитывая, что ОКУ создается правообладателями именно для управления принадлежащими им правами, логично было бы допустить управление ОКУ этими правами как прямой результат возникновения членских отношений.
Однако анализ положений п. 3 ст. 1242 ГК свидетельствует о том, что с любым правообладателем (как являющимся, так и не являющимся членом ОКУ) следует заключать соответствующий договор. В силу прямого указания закона "основанием полномочий" ОКУ представлять интересы конкретного правообладателя является не его членство в ОКУ, а заключенный с ним договор. Эта норма направлена на то, чтобы ясно и точно определять те результаты интеллектуальной деятельности и те виды правомочий на эти результаты, в отношении которых ОКУ принимает на себя обязательство осуществлять управление и соответственно представлять интересы автора.
Как уже отмечалось, договор ОКУ с правообладателем нельзя признать договором доверительного управления, а равно договором о передаче исключительного права или лицензионным договором. В подтверждение этого достаточно сослаться на п. 4 ст. 1242 ГК, согласно которому ОКУ не вправе использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление. Более того, правила раздела VII ГК о договорах об отчуждении исключительных прав и о лицензионных договорах к указанным договорам не применяются (абз. 3 п. 3 ст. 1242 ГК). Однако к договорам ОКУ с правообладателями применяются общие положения ГК об обязательствах (ст. 307 - 419) и о договоре (ст. 420 - 453). Это дает основание для отнесения данного договора к числу так называемых непоименованных договоров и его определения как договора sui generis. Тем не менее можно сказать, что данный договор достаточно близок к агентированию. В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 ГК по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Смысл управления правами, осуществляемого ОКУ, заключается в том, что ОКУ совершает сделки по предоставлению возможности использования управляемых ею исключительных прав на соответствующие объекты или отдельных правомочий в отношении соответствующих способов использования таких объектов, распределяет полученные от пользователей средства среди правообладателей, а также осуществляет необходимые действия по защите прав, переданных ей в управление. Таким образом, ОКУ осуществляет необходимые юридические и фактические действия в интересах правообладателей. В то же время ОКУ, заключая договоры с пользователями или предъявляя иски в суде, действуют как от своего имени, так и от имени правообладателей. Именно ОКУ принадлежат права и обязанности по таким договорам, они не переходят к конкретным правообладателям. В этом заключается особенность таких договоров, отличающая их от агентского договора <1>.
--------------------------------
<1> В Законе об авторском праве не совсем логично, с одной стороны, в ст. 45 устанавливается, что "все возможные имущественные претензии обладателей авторских и смежных прав к пользователям, связанные с использованием их произведений и объектов смежных прав по таким лицензиям, должны быть урегулированы организацией, предоставляющей такие лицензии", а с другой стороны, согласно ст. 46 ОКУ выполняет свои функции от имени представляемых ею обладателей авторских и смежных прав и на основе полученных от них полномочий.
Главным существенным условием договора ОКУ с правообладателем, как и других гражданско-правовых договоров, является предмет. В договоре об управлении авторскими и смежными правами должны быть отражены сфера коллективного управления и те объекты, исключительные права на которые правообладатель передает в управление, или те способы использования, в отношении которых возникают права, передаваемые в управление.