Файл: ГК_4_комм_Маковский_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3223

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сферы, в которых устанавливается государственная аккредитация ОКУ, уже давно получили признание как сферы коллективного управления. Важно, что не только правообладатели, но и пользователи признают их в качестве таковых.

Поскольку теперь в каждой из указанных в п. 1 ст. 1244 ГК сфер будет действовать только одна ОКУ, она будет находиться в особом положении. Поэтому в Кодексе устанавливается, что в отношении деятельности аккредитованной ОКУ не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации относятся на основании ст. 128 ГК к объектам гражданских прав, а значит, подпадают под понятие товара в смысле антимонопольного законодательства.

Правда, возникают вопросы о соотношении понятий ОКУ и ее деятельности с понятиями товарного рынка и хозяйствующего субъекта.

В пункте 5 статьи 4 указанного Закона "хозяйствующий субъект" определяется как индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Как уже отмечалось, деятельность ОКУ должна быть исключительной, и она направлена не на получение прибыли, а на распределение и выплату вознаграждения правообладателям. В то же время какие-то средства, составляющие определенный процент от собранных сумм, ОКУ оставляет у себя с целью покрытия необходимых расходов. Возможно ли их оценивать как доход ОКУ? Поскольку в соответствии со статьей 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ, ОКУ может быть отнесена к хозяйствующим субъектам.

Товарным рынком по пункту 4 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" является "сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров... в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами".

Таким образом, на рынки интеллектуальной собственности распространяется антимонопольное законодательство. В то же время изначально целесообразное особое положение аккредитованных ОКУ предопределяет изъятие их деятельности из-под регулирования антимонопольного законодательства <1>.


--------------------------------

<1> Нормы Федерального закона "О защите конкуренции" косвенным образом подтверждают этот вывод. В части 4 статьи 10 Закона, регулирующей вопросы, связанные с тем, чтобы не допустить злоупотребления, указывается, что "требования настоящей статьи не распространяются на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг". Значит, остальные нормы данного Закона на отношения в сфере интеллектуальной собственности распространяются, что относится и к ОКУ как участникам оборота произведений и объектов смежных прав.


Но данное изъятие, предусмотренное ГК только и специально для аккредитованных ОКУ, означает распространение антимонопольного законодательства на остальные ОКУ, действующие как в тех сферах, где осуществляется государственная аккредитация, так и в иных сферах.

Гражданский кодекс предусматривает и определяет шесть сфер, в которых осуществляется государственная аккредитация ОКУ.

1. Управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подп. 1 п. 1 ст. 1244 ГК).

Данная сфера является традиционной сферой коллективного управления, и система функционирования ОКУ в ней развита во всем мире.

Из описания этой сферы можно сделать вывод о том, что ею охватываются все музыкальные произведения. Однако музыкальные произведения с точки зрения управления исключительными правами на них делятся на произведения "малых" и "больших" форм. К первым относятся песни, небольшие мелодии и т.д. Ко вторым - оперы, мюзиклы и т.д., причем не всегда их можно определить как исключительно музыкальные. Ко многим из них (если не к большинству) применимо понятие "музыкально-драматические произведения". В отношении первых необходимо коллективное управление исключительными правами на них в силу особенностей их использования. Управление правами на произведения второй группы ("большие формы") осуществляется в индивидуальном порядке. В то же время отдельные отрывки из них (увертюры, арии, партии) опять-таки в силу возможности их использования как произведений "малых форм" требуют коллективного управления правами на них.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1270 ГК использование произведения возможно различными способами. И далеко не все способы связаны с коллективным управлением. Поэтому в Кодексе прямо указывается, в отношении каких способов использования осуществляется коллективное управление правами на музыкальные произведения. Это публичное исполнение и сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подп. 6 - 8 п. 2 ст. 1270 ГК).


2. Осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (подп. 2 п. 1 ст. 1244 ГК РФ).

Указанный случай коллективного управления уже был рассмотрен выше. Здесь лишь стоит еще раз подчеркнуть, что в соответствии с п. 3 ст. 1263 ГК РФ при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения. Следовательно, в данном случае получение вознаграждения связано с тем, что у композитора сохраняется "остаточное" исключительное право после передачи собственно исключительного права другому лицу (вторичному правообладателю).

3. Управление правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (подп. 3 п. 1 ст. 1244 ГК).

Право следования (ст. 1293 ГК) является личным имущественным правом творца. Как указывается в Директиве Европейского парламента и Совета 2001/84/EC от 27 сентября 2001 г., право следования является непереуступаемым и неотъемлемым правом, предоставляемым автору оригинала произведения графического или пластического искусства в его экономических интересах при последующих продажах упомянутого произведения.

При этом речь идет не о любой перепродаже произведения, а только о публичной перепродаже (п. 1 ст. 1293 ГК), например при продаже картины с аукциона.

Институт коллективного управления правом следования развит в европейских странах. Как показывает опыт функционирования европейских ОКУ, важное значение для осуществления управления в данной сфере имеет заключение соглашений с ассоциациями, союзами и прочими объединениями лиц, осуществляющих публичную перепродажу произведений изобразительного искусства.

4. Осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (подп. 4 п. 1 ст. 1244 ГК).

Очевидно, что воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (или так называемая домашняя перезапись) ущемляет имущественные интересы правообладателей, лишая их вознаграждения с каждого воспроизведенного (перезаписанного) экземпляра фонограммы или аудиовизуального произведения. В то же время обеспечить заключение необходимых договоров с ОКУ при каждом факте воспроизведения в личных целях практически невозможно. Следовательно, единственным выходом из такой ситуации является разрешение свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях с выплатой вознаграждения правообладателям. Но и обычный порядок выплаты вознаграждения пользователями в данном случае тоже не годится. Поэтому в статье 1245 ГК установлен особый порядок выплаты такого вознаграждения.


Отправной единицей для исчисления вознаграждения в этих случаях являются оборудование и материальные носители, используемые для воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений. К такому оборудованию можно отнести различного рода магнитофоны с функцией "запись", программы и комплектующие к компьютерам, обеспечивающие перезапись в домашних условиях. Если же речь идет о профессиональном оборудовании, т.е. оборудовании, которое предназначено для воспроизведения не в домашних условиях, то такое оборудование не является объектом для выплаты вознаграждения (п. 4 ст. 1245 ГК). Материальными носителями являются кассеты, диски и прочие носители, предназначенные и используемые для воспроизведения.

Лицами, которые уплачивают вознаграждение за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, являются изготовители и импортеры такого оборудования и материальных носителей. Если речь идет о поставках на рынок произведенных в России оборудования и материальных носителей, то плательщиками являются производители. При этом экспортируемые из России оборудование и материальные носители не учитываются при сборе вознаграждения (п. 4 ст. 1245 ГК). В отношении импортного оборудования и материальных носителей плательщиками выступают импортеры при ввозе на территорию России указанных объектов.

Закон определяет в качестве получателей вознаграждения авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений (п. 1 ст. 1245 ГК). Анализ содержания норм о распределении вознаграждения приводит к выводу о том, что данные категории участвуют в получении вознаграждения вне зависимости от передачи исключительного права на произведение, исполнение и фонограмму.

Почему в данном случае Кодекс не принимает во внимание именно обладателя исключительного права? Это объясняется двумя причинами. Во-первых, если бы Кодекс исходил из необходимости выплаты вознаграждения обладателю исключительного права, то, учитывая, что оборот исключительных прав на указанные объекты нельзя остановить или прекратить, это могло бы привести к невозможности установления конечных получателей вознаграждения и таким образом запутать и без того непростую ситуацию со сбором средств в указанной сфере. Во-вторых (и это главное), при домашней перезаписи ущемляются интересы прежде всего указанных категорий лиц. Вторичные обладатели исключительного права имеют представление о характере и объеме использования приобретаемых прав. Авторы, исполнители, производители фонограмм и аудиовизуальных произведений, напротив, как инициаторы использования произведений и объектов смежных прав и как первичные правообладатели при отчуждении могут рассчитывать на вознаграждение, учитывая в том числе тираж выпуска экземпляров и многократность использования указанных объектов. А это как раз и подрывается распространенностью воспроизведения в личных целях.


В абзаце 2 пункта 1 статьи 1245 ГК указывается, что перечень оборудования и материальных носителей, а также размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются Правительством Российской Федерации. Как уже отмечалось, положения ст. 1245 ГК возникли на основе норм Закона об авторском праве (ст. 26 и 39). Однако системные противоречия в конструкции коллективного управления, которые содержатся в этом Законе и были отмечены выше, не позволяли реализовать нормы о сборе вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Из-за пассивной позиции правообладателей и невозможности достичь компромисса между разными ОКУ по вопросам сбора и распределения средств за свободное воспроизведение в Правительство РФ так и не поступил проект перечня указанных объектов. С введением аккредитации ОКУ в указанной сфере ситуация должна измениться.

В целях способствования решению проблемы по распределению средств между получателями вознаграждения в п. 3 ст. 1245 ГК определены пропорции распределения вознаграждения в личных целях: 40% - авторам, 30% - исполнителям и 30% - изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений. Суммы конкретных выплат зависят от фактического использования фонограмм или аудиовизуальных произведений.

5. Осуществление прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подп. 5 и 6 п. 1 ст. 1244 ГК).

Конструкция коллективного управления рассматриваемыми правами аналогична конструкции, указанной в подп. 1 п. 1 ст. 1244 ГК. Более того, использование исполнений и фонограмм (подп. 5 и 6 п. 1) происходит одновременно с использованием музыкальных произведений (подп. 1 п. 1). Следовательно, деятельность аккредитованных ОКУ, управляющих авторскими правами, правами исполнителей и правами производителей фонограмм, имеет параллельную направленность. Это также является основой для их взаимодействия и заключения между собой соглашений о сборе и распределении средств на выплату вознаграждения.

Следует подчеркнуть, что в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 1244 ГК речь совершенно определенно идет об управлении исключительным правом исполнителей и изготовителей фонограмм. Как указано в пункте 1 статьи 1326 ГК, "публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой вознаграждения".

С учетом того, что в пункте 3 статьи 1326 ГК пропорции распределения вознаграждения между обладателем исключительного права на исполнение и обладателем исключительного права на фонограмму установлены 50/50, расходы аккредитованных ОКУ по сбору такого вознаграждения должны распределяться между ними также на паритетных началах. Что же касается расходов на распределение вознаграждения, то они зависят от организации деятельности каждой из аккредитованных ОКУ.