ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3342
Скачиваний: 12
--------------------------------
<1> Конвенция UPOV в редакции 1978 г., устанавливая понятие известности сорта, поступала совершенно аналогичным образом: "...известность может быть доказана различными источниками, например ссылками на уже выращиваемую или продаваемую культуру, запись полученных или уже выращиваемых сортов в официальном реестре, наличие их в фонде коллекций или точное описание в публикации" (§ 1 ст. 6). Конвенция в редакции 1991 г. вообще не дает расшифровки понятия "отличимость" (ст. 7).
<2> См.: п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327, а также п. 2 Постановления Правительства РФ от 24 марта 2006 г. N 164.
28. Потеряли свою законодательную опору и некоторые иные функции государственного управления, предусмотренные другими федеральными законами, однако смысловой своей основой имевшие Закон о селекционных достижениях, в первую очередь функции, связанные с осуществлением сортового и семенного контроля как составной части процесса сертификации в семеноводстве и бонитировки племенной продукции <1> в животноводстве (эти функции были признаны Правительством РФ избыточными), а также с контролем внешнеторговых операций.
--------------------------------
<1> Оценка племенных и продуктивных качеств племенной продукции (материала) в целях дальнейшего использования (ст. 2, 25 Федерального закона от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве"). Для семян растений практически аналогичную функцию выполняет так называемый сортовой и семенной контроль (ст. 1, 26, 27, 35 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве").
Закон о селекционных достижениях упоминал сертификаты, которыми должны сопровождаться "полученные на законных основаниях" семена или племенной материал, "реализуемые в соответствующем регионе Российской Федерации", в котором они допущены к использованию, призванные удостоверять их сортовую (породную) принадлежность, происхождение и качество (ч. 3 и 5 ст. 32). Использование Законом самого термина "сертификат", слова многозначного, обозначающего в зависимости от контекста документ, удостоверяющий либо фактические характеристики товара, либо соответствие этих характеристик обязательным требованиям или добровольно применяемым стандартам, либо же безопасность товара, следует признать крайне неудачным. Вывод о том, что семена или племенной материал являются товаром, для которого законом предусмотрено обязательное подтверждение соответствия (т.е. обязательная сертификация в том смысле, в каком это понятие используется законодательством о техническом регулировании), из анализа этой правовой нормы не следовал. Тем не менее построение системы сертификации семян началось с декабря 1993 г. <1> "в целях реализации" в числе прочего и Закона о селекционных достижениях. Правовая природа и смысл бонитировки племенной продукции <2> были практически аналогичными.
--------------------------------
<1> Приказ Госстандарта России и Минсельхоза России от 21 декабря 1993 г. N 236/308 "О введении системы сертификации семенного и посадочного материала".
<2> Здесь следует принять во внимание, что и полномочие по выдаче сертификатов на племенную продукцию, осуществлявшейся Федеральным агентством по сельскому хозяйству до его упразднения, также было признано избыточным (п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 328).
Гражданский кодекс устанавливает отныне лишь то, что реализуемые в Российской Федерации селекционные достижения должны сопровождаться документом, удостоверяющим сортовую или породную принадлежность и происхождение (п. 1 ст. 1444). Семена и племенной материал в большинстве случаев - еще не растение и не животное; их фенотипические характеристики, как правило, либо вовсе не развиты, либо еще не проявились до степени, позволяющей контрагенту уверенно идентифицировать сорт или породу. Поэтому покупатель нуждается, во-первых, в информации о сортовой или породной принадлежности, во-вторых, в идентификации лица, которое является источником этой информации и должно нести гражданско-правовую ответственность за ее соответствие действительности. При этом Кодекс подчеркнул, что в отношении охраняемых селекционных достижений таким источником информации вправе выступать только лицо, являющееся "источником", легальным производителем реализуемого материала, происхождение которого в этом случае удостоверяется, - сам патентообладатель или обладатель лицензии (п. 2 ст. 1444). Семена ранее охранявшихся сортов, племенной материал пород животных, для которых было зарегистрировано и наименование, в отношении которого продолжают действовать личные права автора, и официальное описание, также должны сопровождаться указанным документом, позволяющим идентифицировать и само селекционное достижение, и лицо, вводящее товар в гражданский оборот и несущее ответственность за его соответствие заявленным сортовым (породным) характеристикам. Неохраняемые же результаты селекции, напомним, не охватываются предметом правового регулирования главы 73 Кодекса.
29. Что же касается контроля внешнеторговых операций, то Закон о селекционных достижениях (п. 1 ст. 13) содержал правовые нормы, регулирующие порядок ввоза на территорию Российской Федерации только семян сортов растений, охраняемых в Российской Федерации патентами на селекционные достижения и включенных соответственно в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений. Через год после вступления Закона в силу Правительство РФ приняло Постановление N 918 о мерах по его реализации, в котором, как уже упоминалось, предложило Минсельхозпроду России "принять меры к предотвращению распространения" сортов и пород, не прошедших государственное испытание и производственную проверку, "имея в виду", что ввоз на территорию Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, запрещен. Иметь в виду этот запрет до принятия Постановления Правительства Минсельхозпроду было сложно, поскольку до этого момента его просто не существовало, запрет фактически был введен именно этим Постановлением, а для племенного материала разрешительный порядок экспорта и импорта позднее был прямо предусмотрен Федеральным законом о племенном животноводстве <1>. В отношении же семян формулировка Постановления через некоторое время была дословно воспроизведена Инструкцией о ввозе семян (далее - Инструкция) <2>, разработанной именно "во исполнение п. 2 Постановления"; три года спустя аналогичная правовая норма была санкционирована Федеральным законом о семеноводстве <3>.
--------------------------------
<1> Статья 11 Федерального закона о племенном животноводстве.
<2> Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных, утвержденная Минсельхозпродом России и ГТК России 8 мая 1997 г. N 12-04/5, 01-23/8667.
<3> Абзац второй статьи 33 Федерального закона о семеноводстве.
Федеральный закон не установил, каким образом может быть доказано, что тот или иной сорт включен в Государственный реестр. Казалось бы, для этого достаточно предъявить таможенному органу экземпляр Реестра, официально изданного Госкомиссией <1>. Но Инструкция требует: для представления таможенным органам на каждую партию семян Минсельхозпродом России (за подписью заместителя Министра) должна оформляться "выписка из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, по ввозимым семенам сортов растений, племенному материалу пород животных" <2>. Правовая природа выписки как способа удостоверения факта, способа, как это теперь очевидно, не вполне законного, оказалась к настоящему времени прочно забыта. Министерство сельского хозяйства РФ трактует выдачу выписки из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, как "разрешение на ввоз семян", аналогичное разрешению на ввоз племенного материала (для которого в отличие от семян это, напомним, прямо предусмотрено специальным Федеральным законом). Подобная трактовка категорически противоречит действующему законодательству. Для ввоза партий семян в Российскую Федерацию не требуется каких-либо специальных разрешений публично-правового характера. Однако, к сожалению, несмотря на все, что было сказано выше о Госреестре, представление импортером доказательств того факта, что неохраняемый сорт растения, семена которого ввозятся в Российскую Федерацию, включен в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, и поныне является необходимым условием их ввоза на таможенную территорию страны и будет сохраняться в силе, пока не будет упразднен сам Реестр.
--------------------------------
<1> Закон РФ о селекционных достижениях не содержал норм, обязывающих Госкомиссию публиковать официальный текст какого-либо реестра (Комиссия "ведет" реестры, а публикует только "официальные сведения, касающиеся охраны селекционных достижений"; ст. 3); однако издание государственных реестров отнесено к числу основных функций Госкомиссии п. 5 Положения о Государственной комиссии по испытанию и охране селекционных достижений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 390.
<2> Пункт 2.4 Инструкции. См. также п. 3 и 4 Приказа Минсельхозпрода России от 1 июля 1997 г. N 306. Приказом Минсельхоза России от 23 ноября 2001 г. N 1054 был отменен Приказ N 306, однако ранее утвержденная Инструкция сохраняет свою силу в части, не противоречащей нормативным актам большей юридической силы.
В отношении же охраняемых селекционных достижений в семеноводстве изменения, как представляется, должны начаться уже сегодня. В утвержденную Инструкцией форму выписки из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию (именно в форму выписки, а не в текст самой Инструкции), была включена строчка такого содержания: "по ввозимым сортам растений, породам животных соблюдены требования по охране прав патентообладателей". Позднее не вполне удачная формулировка Федерального закона о семеноводстве <1> привела к тому, что представление доказательств "соблюдения гражданского законодательства" стало обязательным условием получения искомой выписки, публично-правового документа.
--------------------------------
<1> "Запрещены ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации партий семян охраняемых государством сортов растений в случае несоблюдения гражданского законодательства" (абз. 4 ст. 33 Федерального закона о семеноводстве).
После вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса каждая партия семян, как и племенной материал охраняемого селекционного достижения, будет сопровождаться документом, выданным патентообладателем или лицензиатом. Ввоз и вывоз семян охраняемого селекционного достижения, как и ранее (подп. "д" и "е" ч. 1 ст. 13 Закона о селекционных достижениях), признаются использованием селекционного достижения и требуют согласия патентообладателя (подп. 5 и 6 п. 3 ст. 1421 КГ), однако в новых условиях ему могут быть созданы все необходимые условия для самозащиты своих прав - например, в рамках действующего механизма, основанного на использовании "реестра объектов интеллектуальной собственности", предусмотренного ст. 395 Таможенного кодекса РФ.
Глава 74. ПРАВО НА ТОПОЛОГИИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МИКРОСХЕМ
Комментарий к главе 74
Сложную современную технику трудно представить без интегральных микросхем. Интегральные микросхемы применяются как в промышленной, так и в бытовой технике, и сама широта их использования требует введения особых правил, которые, с одной стороны, обеспечили бы защиту интересов разработчика и производителя подобных микросхем, а с другой - не создали бы существенных сложностей для изготовителей электронных устройств, включающих такие топологии, и неудобств пользователям соответствующей техники.
Первый закон, посвященный охране топологий интегральных микросхем, был принят в 1984 г. в США, и с тех пор законы в этой области появились в большинстве развитых стран мира. В 1992 г. был принят специальный закон и в Российской Федерации - Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем" (далее - Закон о правовой охране топологий). Теперь его положения вошли с некоторыми изменениями в часть четвертую ГК.
Специфика правового регулирования в этой области определена особенностями самого объекта. Интегральные микросхемы могут включать в себя многие тысячи и даже миллионы элементов, разработка таких микросхем зачастую весьма дорога, а срок коммерческого использования невелик. При этом стоимость тиражирования микросхемы (при больших объемах) может быть многократно ниже стоимости ее разработки. В таких условиях защита интересов производителей интегральных микросхем оказывается весьма важной, но непростой задачей. Несмотря на то, что по своему типу интегральная микросхема может быть определена как устройство, правовой механизм, созданный для подобных объектов (патентное право), плохо подходит к охране интересов производителя топологии, прежде всего в связи с длительностью и значительной стоимостью процесса патентования. Правовая охрана по модели авторского права по своему существу плохо приспособлена для признания и защиты прав на технические объекты. В этой связи популярным в мировой практике вариантом стало создание специального правового режима для топологий интегральных микросхем, такой вариант реализован и в Гражданском кодексе РФ.
Объект охраны прав на топологию интегральной микросхемы
(статья 1448)
Интегральная микросхема (далее - ИМС) определена в ГК как микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, предназначенное для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено такое изделие (п. 1 ст. 1448).
Следует заметить, что в этом определении практически дана только функциональная характеристика ИМС (указание на выполнение функции электронной схемы). Технические же характеристики очерчены предельно широко, позволяя включать в понятие ИМС самые разные электронные изделия. Соответственно, ни вид обрабатываемой информации (в зависимости от него можно выделять, например, цифровые или аналоговые ИМС), ни размер или сложность (малые, средние, большие и сверхбольшие ИМС, количество слоев на них и т.д.), ни материал или технология изготовления ИМС значения не имеют. Охраняться будет даже топология сравнительно простой ИМС, если сама топология отвечает установленным законом требованиям. Указание в пункте 1 статьи 1448 ГК на "промежуточные" формы означает, что для признания изделия интегральной микросхемой для целей ГК не требуется фактическое выполнение ИМС указанной выше функции (ведь это может быть еще не окончательная форма ИМС), главное, чтобы этот объект был предназначен для выполнения такой функции. В частности, под определение ИМС будет подпадать базовый матричный кристалл.
ИМС состоит из ряда элементов, организованных определенным образом. Вот эта их организация, своего рода "чертеж" микросхемы, и может охраняться в качестве топологии. В то же время использование в п. 1 ст. 1448 ГК в определении топологии выражения "пространственно-геометрическое расположение" говорит о том, что имеется в виду трехмерное расположение элементов микросхемы.
Согласно пункту 1 статьи 1448 ГК топологией ИМС является зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. Важно заметить, что охраняется не конкретная микросхема, а определенное решение, реализованное в ней. При этом должны быть приняты во внимание не только элементы ИМС, но и связи между ними. Но как эти элементы, так и связи между ними должны быть объединены в единое целое, причем нераздельно (соответственно, о топологии нельзя говорить в случае объединения нескольких электронных компонентов при возможности их разъединения, даже если функционально такие компоненты тесно связаны).
Для целей правовой охраны топологий имеет значение только пространственно-геометрическое расположение элементов ИМС. В этой связи любые технические решения, реализованные в ИМС, будут охраняться в рамках права на топологию лишь постольку, поскольку они выражены в пространственно-геометрическом расположении элементов ИМС. Это позволяет разграничить право на топологию ИМС с правом на объекты патентного права, избежав двойной охраны одних и тех же объектов. Для производителя ИМС это означает, что правовая охрана его разработок должна строиться на использовании комплекса мер и ему не следует ограничивать свое внимание только обеспечением права на топологию, поскольку это право не защищает многие иные технические решения, которые также могут быть реализованы в ИМС.