Файл: ГК_4_комм_Маковский_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3326

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- сведения, являющиеся секретом производства, должны быть неизвестны третьим лицам. Это не означает, что такая неизвестность должна быть абсолютной, когда информацией владеет лишь одно лицо. Более того, ГК прямо предусматривает ситуацию, когда разные лица независимо обладают одними и теми же сведениями, составляющими содержание охраняемого секрета производства (п. 2 ст. 1466), и такое положение не приводит к прекращению права каждого из этих лиц на секрет производства. При использовании секрета производства также может потребоваться предоставление доступа к соответствующим сведениям другим лицам (консультантам, работникам и т.д.), и если они будут сохранять информацию в тайне, то право на секрет производства не прекратится (в связи с этим важно позаботиться о том, чтобы с такими лицами были заключены соглашения о конфиденциальности). Главное, чтобы соответствующие сведения не стали общедоступными;

- к сведениям, составляющим секрет производства, у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании. Здесь в статье 1465 имеется в виду именно общий доступ к соответствующим сведениям. Предоставление доступа к информации ограниченному кругу лиц (коллегам, сотрудникам, привлеченным консультантам, проверяющим органам и т.д.) не влияет на действительность исключительного права на секрет производства. Кроме того, приниматься во внимание должны только законные основания получения доступа;

- сведения могут составлять секрет производства, если обладатель таких сведений ввел в отношении их режим коммерческой тайны. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне) коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доход, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на ранке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Это определение позволяет разграничить секрет производства (ноу-хау) и коммерческую тайну. Секрет производства - это сведения, отвечающие указанным выше требованиям; коммерческая тайна - это совокупность различных мер, обеспечивающих конфиденциальность соответствующей информации.


Режим коммерческой тайны в отношении секрета производства

(статьи 1465 - 1467, 1472)


Меры, образующие в совокупности режим коммерческой тайны, должны предотвратить распространение информации, составляющей секрет производства. Конечно, от обладателя права на секрет производства нельзя требовать принятия каких-то чрезвычайных мер; абсолютно надежных средств защиты информации не бывает, а чрезмерные расходы на обеспечение конфиденциальности могут лишить смысла приобретение или разработку таких секретов производства.


Меры по обеспечению конфиденциальности информации могут иметь разный характер. Это могут быть правовые меры (принятие различного рода документов, определяющих порядок работы с соответствующими сведениями и устанавливающих обязательства по сохранению информации в тайне), организационные (организация хранения информации и доступа к ней), технические (использование разного рода технических средств защиты информации) и др.

В любом случае на основании Закона о коммерческой тайне (ст. 10) должны быть предприняты как минимум следующие меры:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Наряду с этими мерами (выполнение которых обязательно, если лицо хочет приобрести и сохранить право на секрет производства) могут быть приняты и любые иные меры для обеспечения конфиденциальности соответствующей информации. Объем принимаемых мер должен быть адекватен ценности информации.

Гражданский кодекс, как уже отмечено выше, не содержит специальных ограничений в отношении информации, которая может составлять содержание секрета производства. Однако такие ограничения все же существуют. Законодательство о коммерческой тайне содержит запрет устанавливать режим коммерческой тайны в отношении некоторых сведений. Соответственно такие сведения не могут рассматриваться и как секрет производства.

Согласно статье 5 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;


4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности и о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

В качестве примеров обязательного раскрытия иной информации можно назвать раскрытие информации о товаре, подлежащей предоставлению потребителям (ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"), информации, подлежащей раскрытию организатором торговли на рынке ценных бумаг (ст. 9 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"), и т.д. Важно, что согласно п. 11 ст. 5 Закона о коммерческой тайне указанная обязанность раскрыть информацию может быть установлена только федеральным законом <1>.

--------------------------------

<1> В этой связи более не должны применяться иные нормативные акты, определяющие случаи обязательного раскрытия информации, составляющей коммерческую тайну, либо запрещающие устанавливать этот режим в отношении определенных сведений. Сюда можно отнести, например, известное Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".


Это позволяет обеспечить стабильность указанных ограничений, что очень важно в плане защиты интересов обладателя права на секрет производства. Ведь если то или иное ведомство могло бы в любой момент вводить свои перечни случаев, когда в отношении определенных сведений не должен вводиться режим коммерческой тайны, то субъективное гражданское право на секрет производства находилось бы под постоянной угрозой прекращения в административном порядке.



Субъект исключительного права на секрет производства

(статья 1466)


В главе 75 ГК нет каких-либо ограничений в отношении субъектов права на секрет производства. Однако установленная в ст. 1465 ГК обязательность введения в отношении соответствующих сведений режима коммерческой тайны вызывает необходимость уточнить круг возможных правообладателей.

Представляется, что само определение режима коммерческой тайны ориентирует на применение правил о ноу-хау в сфере коммерческой деятельности ("режим... позволяющий... увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду" - п. 1 ст. 3 Закона о коммерческой тайне, в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ). Об этом говорит и название объекта охраны ("секрет производства"). В связи с этим следует, по-видимому, признать, что рассматриваемое право должно по общим правилам иметь субъектами лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. При этом извлечение прибыли не обязательно будет основной целью деятельности лица; как известно, предпринимательской деятельностью могут заниматься и некоммерческие организации - постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК). Может обладать правом на секрет производства и физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем.

В то же время физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, может приобрести право использования секрета производства по лицензионному договору. Это связано с тем, что сведения, составляющие содержание секрета производства, могут использоваться и вне сферы предпринимательской деятельности. Такое лицо может применять данные сведения в быту, на садовом участке и т.д.

Российское законодательство не содержит запретов или ограничений для иностранных юридических и физических лиц применительно к обладанию правом на секрет производства. К таким лицам будут применяться те же правила, что и к субъектам российского права (п. 1 ст. 2 ГК).


Содержание исключительного права на секрет производства

(статья 1466)


Согласно пункту 1 статьи 1466 ГК обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его любым не противоречащим закону способом (исключительное право на секрет производства), в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Однако это право не дает правообладателю возможность установить полную монополию на определенную информацию. Важной особенностью права на секрет производства является возможность одновременной принадлежности прав на секрет производства разным лицам (п. 2 ст. 1466). Обязательным условием такого одновременного обладания одинаковыми исключительными правами является лишь добросовестное и независимое от других правообладателей приобретение сведений, составляющих содержание секрета производства. Стоит заметить, что в данном случае требуется даже не повторное создание того же результата интеллектуальной деятельности (как, например, в случае с топологиями интегральных микросхем, где возможны самостоятельные исключительные права на объект правовой охраны нескольких лиц), а лишь получение одних и тех же сведений. Таким образом, независимо от того, из какого источника и каким образом сведения получены (если, конечно, каждый обладатель получил их добросовестно и независимо от другого обладателя), получатель таких сведений приобретет самостоятельное исключительное право на секрет производства. Это произойдет даже в случае, когда сведения получены вследствие того, что разглашены лицом, недобросовестно завладевшим такой информацией. Таким образом, введение исключительного права на секрет производства не означает введения исключительного права на использование информации как таковой.


Исключительное право на секрет производства охватывает как действия со сведениями, составляющими содержание секрета производства (например, распространение таких сведений), так и их практическую реализацию (в частности, изготовление продукции с применением данного технического решения). Правообладатель может также осуществлять использование соответствующих сведений самостоятельно.

Фактически исключительное право на секрет производства реализуется в определении условий доступа к определенной информации и в запрете другим лицам нарушать их. Любые лица, приобретшие сведения, составляющие содержание охраняемого секрета производства на условиях, определенных правообладателем, должны их соблюдать. С другой стороны, запрещается завладевать данной информацией с нарушением указанных условий. Гражданско-правовые последствия такого нарушения предусмотрены в ст. 1472 ГК.

Глава 75 ГК предусматривает особые правила, относящиеся к защите исключительного права на секрет производства. В частности, разъясняется, что к нарушениям права на секрет производства относится как неправомерное получение сведений, составляющих содержание секрета производства, так и разглашение, а также использование (иначе говоря, практическое применение) указанных сведений. На случай, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором, ГК устанавливает обязанность нарушителя исключительного права на секрет производства, а также бывшего обладателя исключительного права на секрет производства, лицензиара или лицензиата, работника, нарушившего такое исключительное право, возместить убытки правообладателя. Однако если лицо, использовавшее секрет производства, не знало и не должно было знать о незаконности такого использования, то ответственность такого лица за использование секрета производства исключается (п. 2 ст. 1472).

Разработка стратегии защиты секретов производства является одной из важнейших забот любого лица, вовлеченного в коммерческую деятельность. Свое значение защита секретов производства сохраняет даже при активной патентной политике - ведь до раскрытия информации о созданном объекте промышленной собственности его приходится охранять именно в режиме секрета производства. Нормы Кодекса позволяют облегчить такую защиту, но ее успешность зависит в первую очередь от самого правообладателя.

Следует иметь в виду, что нарушение права на секрет производства может рассматриваться и как одна из форм недобросовестной конкуренции (подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; далее - Закон о защите конкуренции), если такие действия допускаются конкурирующим субъектом. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, могут также рассматриваться как уголовное преступление (ст. 183 Уголовного кодекса РФ).