Файл: ГК_4_комм_Маковский_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3211

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> В 2005 г. из 33565 международных заявок, поданных в рамках Мадридской системы международной регистрации, на долю России приходилось 604 заявки.


Характерной особенностью правового режима товарного знака, который, как и другие средства индивидуализации, не относится к результатам творчества, является отсутствие у правообладателя каких-либо личных неимущественных прав (ст. 1226 ГК).

Виды товарных знаков. Товарные знаки различаются по виду обозначения, степени известности, составу правообладателей.

В зависимости от вида обозначения ГК, как и Закон о товарных знаках (ст. 5), допускает регистрацию в качестве товарного знака словесных, изобразительных, объемных и других обозначений или их комбинаций. При этом товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482).

Словесный товарный знак может состоять из отдельных слов, в том числе оригинальных (неологизмы, аббревиатуры), или из их сочетания (так называемые девизы). Словесные товарные знаки получили наибольшее распространение в гражданском обороте и составляют до 80% используемых для индивидуализации товаров обозначений <1>, что объясняется их хорошей запоминаемостью и высокой степенью различимости, необходимой для использования в рекламе. Кодекс не исключает использование в качестве товарного знака имен собственных. Такая возможность, кроме того, прямо предусмотрена п. 1 ст. 15 Соглашения ТРИПС. Однако для включения в товарный знак обозначения, тождественного с именем, псевдонимом или производным от них обозначением лица, известного в Российской Федерации на дату подачи заявки, необходимо согласие этого лица или его наследников (подп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК).

--------------------------------

<1> См.: Веркман К.Дж. Товарные знаки: создание, психология, восприятие. М., 1987. С. 178.


Изобразительный товарный знак представляет собой значки, рисунки, орнаменты, виньетки, изображения птиц, животных, памятников истории и культуры, архитектурных сооружений, географических объектов и других предметов, в том числе обозначаемых товаров, а также любые сочетания и композиции цветов, линий и фигур на плоскости. Кодекс не запрещает использование в качестве товарного знака изображения конкретного физического лица, однако портрет известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица не может быть включен в товарный знак без согласия этого лица или его наследников (подп. 2 п. 9 ст. 1483). Кроме того, указанное условие должно быть распространено на любых физических лиц, так как в соответствии со ст. 152.1 ГК для использования соответствующего изображения необходимо получение согласия изображаемого лица или иных указанных в законе лиц.

Объемный товарный знак представляет собой трехмерное (по длине, высоте и ширине) изображение, в качестве которого наиболее часто используется оригинальная форма товара или его упаковки. Кодекс не исключает одновременной правовой охраны объемного изображения товара и в качестве товарного знака, и в качестве промышленного образца (в соответствии с подп. 3 п. 9 ст. 1483 запрещается лишь регистрация в качестве товарного знака изображений, тождественных промышленному образцу, права на который возникли у других лиц ранее даты приоритета товарного знака). Однако не допускается государственная регистрация в качестве товарного знака обозначения, представляющего собой форму товара, которая определяется исключительно или главным образом свойством или назначением товара (подп. 4 п. 1 ст. 1483).


Комбинированный товарный знак состоит из различных элементов перечисленных выше знаков - рисунков, изображений, цифр, слов и словосочетаний, как правило, взаимно дополняющих и поясняющих друг друга. Наиболее распространены такие виды комбинированных знаков, как этикетки, метки, ярлыки.

Открытый перечень возможных видов товарных знаков в п. 1 ст. 1482 Кодекса допускает использование для индивидуализации товаров в качестве товарных знаков и иных обозначений. Все большее распространение на практике получают звуковые (мелодии, позывные радио- или телевизионной станции), световые, обонятельные (запах товара или его упаковки), движущиеся обозначения.

По степени известности товарные знаки делятся на обычные и общеизвестные. Правовой режим общеизвестного товарного знака основывается на ст. 6.bis Парижской конвенции, запрещающей регистрацию товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способное вызвать смешение со знаком, который является в этой стране общеизвестным. В 2000 г. Роспатентом были утверждены Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Роспатента от 17 марта 2000 г. N 38 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. 5 июня. N 23.


Кодексом сохранены особенности правовой охраны общеизвестного товарного знака (подпараграф 4 § 2 гл. 76), введенные в Закон о товарных знаках (ст. 19.1 и 19.2) в 2002 г. Понятие общеизвестного товарного знака как знака, ставшего в результате интенсивного использования широко известным в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя (п. 1 ст. 1508), сформулировано с учетом положений п. 2 ст. 16 Соглашения ТРИПС. В 2001 г. Роспатентом были утверждены Рекомендации по проведению опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака в Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Роспатента от 1 июня 2001 г. N 74 // Патенты и лицензии. 2001. N 7.


Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1508, п. 1 ст. 1509 ГК), который вносит этот знак в Перечень общеизвестных товарных знаков (п. 2 ст. 1509 ГК) <1>. Признание общеизвестным соответствующего обозначения "компетентным органом страны регистрации" прямо предусмотрено ст. 6.bis Парижской конвенции. Признание общеизвестности, несмотря на целый ряд характерных для государственной регистрации черт (решение патентного ведомства, наличие Реестра и т.п.), вовсе не означает государственную регистрацию соответствующего обозначения, так как быть признано общеизвестным и, следовательно, получить предусмотренную законом охрану может не только обозначение, отвечающее требованиям охраноспособности товарного знака, но и не охраняемое в качестве товарного знака обозначение. Отсутствие в ГК прямого указания на неприменимость в отношении общеизвестных товарных знаков положений п. 2 ст. 1477 Кодекса исключает какие-либо сомнения о распространении режима общеизвестного товарного знака на знаки обслуживания. Указание на бессрочность действия правовой охраны общеизвестного товарного знака (п. 2 ст. 1508) следует понимать как исключение из правила о необходимости продления срока правовой охраны, установленного для обычных товарных знаков (п. 2 ст. 1491).


--------------------------------

<1> В 2005 г. Роспатентом было рассмотрено 12 заявлений о признании общеизвестности, из которых было удовлетворено девять заявлений.


В соответствии с требованием п. 3 ст. 16 Соглашения ТРИПС правовая охрана общеизвестного товарного знака распространена Кодексом не только на однородные товары, но и на неоднородные товары, если использование этого товарного знака другим лицом в отношении таких неоднородных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя (п. 3 ст. 1508). На общеизвестный товарный знак не распространяется принцип старшинства, так что обозначение, тождественное или сходное до степени смешения с общеизвестным товарным знаком, не подлежит регистрации в качестве товарного знака независимо от даты приоритета общеизвестного товарного знака (подп. 3 п. 6 ст. 1483). При этом, однако, не может быть признан общеизвестным товарный знак, ставший широко известным после даты приоритета тождественного или сходного с ним до степени смешения товарного знака другого лица, предназначенного для использования в отношении однородных товаров (п. 1 ст. 1508).

Особенности правового режима общеизвестного товарного знака предопределили и необходимость некоторых специальных правил, связанных с прекращением правовой охраны общеизвестного товарного знака (подп. 4 п. 2 ст. 1512, п. 2 ст. 1514 ГК).

В зависимости от состава правообладателей различают индивидуальные товарные знаки, предназначенные для индивидуализации товаров одного лица, и коллективные знаки, обозначающие товары, производимые или реализуемые объединением лиц и обладающие едиными характеристиками качества или иными общими характеристиками. Кодекс сохранил правовой режим коллективного товарного знака, предусмотренный прежним законодательством (ст. 20 - 21 Закона о товарных знаках), установив в соответствии со ст. 7.bis Парижской конвенции, что правообладателем в этом случае может быть объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречит законодательству государства, в котором оно создано (п. 1 ст. 1510). Законодательное закрепление получило признаваемое доктриной <1> положение о праве каждого из входящих в объединение лиц использовать коллективный знак (п. 1 ст. 1510). Допустимость использования указанными лицами своих товарных знаков наряду с коллективным знаком (п. 3 ст. 1510) вытекает из положений ст. 20 Соглашения ТРИПС. Сохранил Кодекс и указание о возможности преобразования коллективного знака в индивидуальный товарный знак и наоборот (п. 4 ст. 1511).

--------------------------------

<1> См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М., 2000. С. 614; Петров И.А. Охрана товарных знаков в Российской Федерации. М., 2002. С. 27.



Охраноспособность обозначений в качестве товарного знака

(статья 1483)


Правовой режим товарного знака обусловливается прежде всего критериями его охраноспособности <1>, которые в Кодексе, как и в прежнем законодательстве (ст. 6 и 7 Закона о товарных знаках), определяются путем установления оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака (ст. 1483). Подобный подход продиктован главным образом содержанием соответствующих норм международных договоров (ст. 6.ter и 6.quinquies Парижской конвенции), предусматривающих запрет использования некоторых изображений в качестве товарных знаков. Объединив все возможные основания для отказа в государственной регистрации товарного знака в одной статье, законодатель отказался от их классификации под определенными названиями, имея в виду, что абсолютный или относительный характер этих оснований определяется исключительно содержанием соответствующих норм и установленных в них условий, а вовсе не заголовком статьи, в которой они перечислены (в Законе о товарных знаках одни названы абсолютными, другие - иными). Не воспринял Кодекс и широко распространенную в литературе и основанную на разд. "B" ст. 6.quinquies Парижской конвенции классификацию оснований отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака в зависимости от наличия различительной способности, а также нарушения прав третьих лиц либо норм морали или публичного порядка <2>. Проведение такой классификации в законе представляется малоэффективным, поскольку одно и то же основание может одновременно затрагивать и публичные интересы, и субъективные права третьих лиц, противоречить требованиям морали и не отличаться различительной способностью.

--------------------------------

<1> В отличие, например, от критериев охраноспособности изобретения, полезной модели или промышленного образца, которые сформулированы в ГК в качестве позитивных требований к соответствующим объектам.

<2> См.: Сергеев А.П. Указ. соч. С. 617 - 622.


В соответствии с пунктом 1 статьи 1483 ГК (воспроизводящим п. 1 ст. 6 Закона о товарных знаках) не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью, т.е. таких обозначений, которые не могут служить для идентификации товаров, а следовательно, и быть товарными знаками. В данной норме перечислены и элементы обозначения, не обладающие различительной способностью (подп. 1 - 4 п. 1 ст. 1483), которые, однако, могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых элементов, если только они не занимают в обозначении доминирующего положения. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Соглашения ТРИПС из указанного правила сделано исключение, допускающее регистрацию обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.


Пункт 2 статьи 1483 ГК (воспроизводящий п. 2 ст. 6 Закона о товарных знаках) не допускает государственную регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, состоящих исключительно из элементов, представляющих собой различные государственные символы и знаки, символы и знаки международных и межправительственных организаций, официальные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, а равно из сходных с ними до степени смешения элементов. Подобные элементы могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых только с согласия соответствующего компетентного органа. Целью введения подобных ограничений, как следует из п. 1 (c) ст. 6.ter Парижской конвенции, является предотвращение введения потребителей соответствующих товаров в заблуждение относительно их происхождения или связи с государством или организацией.

Аналогичные цели преследуются и п. 3 ст. 1483 ГК (воспроизводящим п. 3 ст. 6 Закона о товарных знаках), в соответствии с которым не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя либо противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Помимо защиты интересов потребителей обеспечивают защиту и публичных интересов положения п. 4 ст. 1483 ГК (воспроизводящего п. 4 ст. 6 Закона о товарных знаках), не допускающие государственную регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

Пункт 5 статьи 1483 ГК (воспроизводящий п. 5 ст. 6 Закона о товарных знаках) в соответствии с п. 2 ст. 23 Соглашения ТРИПС и ст. 8 Минского соглашения предоставляет дополнительную защиту географическим указаниям для вин и спиртных напитков. Для этих целей в соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.