Файл: ГК_4_комм_Маковский_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3207

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пункт 6 статьи 1483 ГК (воспроизводящий с некоторыми юридико-техническими уточнениями п. 1 ст. 7 Закона о товарных знаках) направлен на обеспечение требования новизны товарного знака. В этих целях запрещается регистрация в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с имеющими более ранний приоритет товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию или охраняемыми в Российской Федерации (в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации), а также обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, независимо от их приоритета. Данное основание имеет относительный характер, и указанные обозначения могут быть беспрепятственно зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении неоднородных товаров, а с согласия правообладателя могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров и обозначения, сходные до степени смешения с любым из перечисленных обозначений.

Пункт 7 статьи 1483 ГК (воспроизводящий с некоторыми юридико-техническими уточнениями п. 2 ст. 7 Закона о товарных знаках) в соответствии с п. 3 ст. 22 Соглашения ТРИПС обеспечивает защиту прав и интересов обладателей исключительного права на наименование места происхождения товара. В этих целях не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с охраняемым наименованием места происхождения товаров, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на указанное наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.

Пункты 8 и 9 статьи 1483 ГК обеспечивают защиту прав и законных интересов обладателей исключительных прав на другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, устанавливая абсолютные запреты или определяя условия включения в товарный знак обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с соответствующими результатами или средствами.

В соответствии с п. 8 статьи 1483 ГК не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с охраняемыми фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами такого наименования или обозначения) либо с охраняемым наименованием селекционного достижения, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Таким образом, применительно к товарному знаку проявляется общий принцип старшинства средств индивидуализации, в соответствии с которым преимущественная защита предоставляется тому из тождественных или сходных до степени смешения средств индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее (п. 6 ст. 1252 ГК). Прежнее законодательство предусматривает принцип старшинства только в отношении фирменного наименования, тождественного обозначению, заявляемому в качестве товарного знака (п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках).


В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 1483 ГК не допускается регистрация в качестве товарного знака обозначения, тождественного промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Отсутствие соответствующей оговорки не должно вводить в заблуждение относительно того, что в данной норме речь идет о правах на указанные объекты, возникших у иных лиц, так как другое толкование означало бы по существу дополнительное ограничение исключительных прав патентообладателя, исчерпывающий перечень которых подобного ограничения не содержит. В Законе о товарных знаках (п. 3 ст. 7) список тождественных обозначений, регистрация которых в качестве товарных знаков подчиняется принципу старшинства, не включает доменное имя.

Подпункт 1 пункта 9 статьи 1483 ГК (воспроизводящий с некоторыми юридико-техническими уточнениями положения п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках) на основании принципа старшинства обеспечивает защиту прав авторов произведений науки, литературы и искусства. В этих целях не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Указанный запрет имеет относительный характер, и с согласия правообладателя перечисленные обозначения могут быть беспрепятственно зарегистрированы в качестве товарного знака.

Также относительный характер имеет и предусмотренный подп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК (воспроизводящий с некоторыми юридико-техническими уточнениями положения п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках) запрет регистрации в качестве товарных знаков обозначений, тождественных имени (ст. 19 ГК), псевдониму (п. 1 ст. 1265 ГК) или производному от них обозначению, портрету или факсимиле лица, известного в Российской Федерации на дату подачи заявки. Поскольку данный запрет обеспечивает защиту личных неимущественных прав, то при наличии согласия соответствующего лица или его наследника нет препятствий для включения указанных обозначений в товарный знак.


Исключительное право на товарный знак

(статьи 1484 - 1487, 1491)


Сопоставление положений подпараграфа 2 параграфа 2 главы 76 ГК с соответствующими положениями прежнего законодательства (ст. 4, 16, 22 - 29 Закона о товарных знаках) свидетельствует о значительном числе различий в правовом регулировании этими законами исключительного права на товарный знак. Однако, оценивая соответствующие отличия норм ГК, следует иметь в виду, что большая их часть касается внешней формы отношений, складывающихся по поводу использования товарного знака в гражданском обороте, не затрагивая существа этих отношений. К числу немногих принципиальных изменений следует отнести изменение значения срока, в течение которого действует предоставляемая законом правовая охрана товарного знака.


Корректировка терминологического аппарата вызвана необходимостью согласования правового режима товарного знака не только с общими положениями о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (гл. 69 ГК), но и с распространяющимися на все гражданско-правовые отношения положениями об объектах гражданских прав (гл. 6 ГК), о сделках (гл. 9 ГК), с общими положениями об обязательствах (гл. 21 - 26 ГК). Такое терминологическое и институционное согласование позволило значительно полнее урегулировать в Кодексе все гражданско-правовые вопросы, касающиеся товарных знаков.

С учетом сказанного, при рассмотрении содержания исключительного права на товарный знак следует руководствоваться не только положениями подпараграфа 2 и другими нормами комментируемого параграфа гл. 76 ГК, но и положениями гл. 69 ГК, которые распространяются на товарные знаки, если только их применение прямо не исключено Кодексом.

Правовое регулирование исключительных прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации предполагает решение вопросов о содержании исключительного права, сроке его действия, распоряжении исключительным правом, об основаниях прекращения исключительного права, о защите исключительного права и об ответственности за его нарушение. Обратимся к рассмотрению указанных вопросов применительно к товарному знаку.

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, перечисленными в законе. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак, он может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование товарного знака. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Использование товарного знака (в том числе способами, предусмотренными законом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет установленную законом ответственность, за исключением случаев, когда законом допускается использование товарного знака без согласия правообладателя (п. 1 ст. 1229, п. 1 и 3 ст. 1484 ГК). Приведенные положения представляют собой развернутое и юридически более точное воспроизведение положений прежнего законодательства об исключительном праве на товарный знак (ст. 4 и 22 Закона о товарных знаках), дополненное с учетом п. 1 ст. 16 Соглашения ТРИПС.

Кодекс, как и Закон о товарных знаках (п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 22), содержит неисчерпывающий перечень способов осуществления исключительного права на товарный знак и знак обслуживания для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых эти знаки зарегистрированы (п. 2 ст. 1484 ГК). Нормативное значение этого перечня для определения правомочий правообладателя невелико, особенно с учетом общего указания о допустимости использования им товарного знака "по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом" (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1484 ГК). Однако этот перечень позволяет достаточно полно определить круг действий по использованию товарного знака, совершение которых другими лицами без разрешения правообладателя означает нарушение исключительного права последнего и влечет установленную законом ответственность (именно в этом контексте соответствующие способы использования перечислены в п. 2 ст. 4 Закона о товарных знаках).


Характерной особенностью правового режима использования товарного знака является почти полное отсутствие ограничений исключительного права правообладателя <1>. Единственным таким ограничением, предусмотренным как прежним законодательством (ст. 23 Закона о товарных знаках), так и комментируемым параграфом ГК, является указание об исчерпании исключительного права (ст. 1487), в соответствии с которым не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.

--------------------------------

<1> Такие ограничения в соответствии с п. 5 ст. 1229 ГК должны быть прямо предусмотрены Гражданским кодексом.


Кодекс сохранил за правообладателем предусмотренную Законом о товарных знаках (ст. 24) возможность для оповещения о своем исключительном праве использовать знак охраны, помещаемый рядом с товарным знаком и состоящий из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" (ст. 1485). При этом в соответствии с разд. "D" ст. 5 Парижской конвенции использование соответствующего указания не является обязательным для признания исключительного права на товарный знак. Однако лицо, проставляющее знак охраны и производящее иную маркировку по отношению к не зарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку, несет ответственность <1> в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 1515 ГК). Отказ от традиционного названия ("предупредительная маркировка") вызван использованием в Кодексе термина "знак охраны" (ст. 1271, 1305, 1455 ГК) для наименования аналогичных обозначений применительно к иным результатам интеллектуальной деятельности.

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 180 УК за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного товарного знака предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, лишения свободы.


Еще одной отличительной особенностью правового режима исключительного права на товарный знак является то, что использование товарного знака различными не противоречащими закону способами является не только правом, но и обязанностью правообладателя. Обязанность эта в Кодексе, как и в прежнем законодательстве (п. 3 ст. 22 Закона о товарных знаках), сформулирована не непосредственно, а путем установления возможности досрочного прекращения по требованию заинтересованного лица <1> исключительного права на товарный знак в отношении всех или части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, при неиспользовании товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации (п. 1 и 4 ст. 1486). Установление срока, в течение которого допускается возможность не использовать товарный знак, предусмотрена разд. "C" ст. 5 Парижской конвенции, а его продолжительность соответствует п. 1 ст. 19 Соглашения ТРИПС. Поскольку указанные нормы призваны стимулировать активное использование товарного знака в гражданском обороте, Кодекс на основании положений п. 2 ст. 19 и ст. 20 Соглашения ТРИПС расширяет понятие использования, включая в него использование товарного знака не только самим правообладателем, но и под его контролем, лишь бы такое использование было непосредственно связано с введением товара в гражданский оборот, а также использование товарного знака с изменением его отдельных элементов, не влияющим на его различительную способность и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку (п. 2 ст. 1486). Последнее правило значительно детальнее и конкретнее установленного прежним законодательством положения о признании использованием товарного знака его использования "с изменением отдельных элементов" знака (п. 3 ст. 22 Закона о товарных знаках). Кодекс не воспроизводит дословно допускаемую прежним законодательством возможность использования посредниками своего товарного знака наряду с товарным знаком производителя (п. 2 ст. 22 Закона о товарных знаках), поскольку теперь такая возможность охватывается более общим дозволением использования товарного знака другими лицами под контролем правообладателя (п. 2 ст. 1486).


--------------------------------

<1> Из 726 заявлений, поданных в 2005 г. в Палату по патентным спорам в связи с неиспользованием товарных знаков, полностью или частично было удовлетворено 489 заявлений (при общем количестве зарегистрированных товарных знаков 186352).


Кодекс допускает возможность не использовать товарный знак без досрочного прекращения исключительного права на него, если такое неиспользование имело место по не зависящим от правообладателя обстоятельствам (п. 3 ст. 1486). Указанная льгота, как и в прежнем законодательстве, сформулирована в виде императивного правила, что соответствует п. 1 ст. 19 Соглашения ТРИПС.

Срок действия исключительного права. Для товарного знака, как и для других средств индивидуализации, характерно отсутствие предельного срока действия исключительного права, что свойственно большинству результатов интеллектуальной деятельности. Особенностью правового режима товарного знака является установление первоначального срока охраны с возможностью его продления неограниченное число раз (п. 1 и 2 ст. 1491 ГК). Кодекс сохранил десятилетнюю продолжительность срока первоначальной охраны товарного знака <1>, а также условия, порядок и последствия продления этого срока, которые установлены прежним законодательством (ст. 16 Закона о товарных знаках), назвав его при этом юридически более точно - сроком действия исключительного права на товарный знак. Отказ от прежде использовавшегося термина ("срок действия регистрации") вызван необходимостью не только терминологического согласования норм о товарных знаках с положениями ГК об охране иных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, но и обеспечения адекватного отражения в названии срока сущности правового механизма охраны товарных знаков. Поскольку такая охрана заключается в предоставлении правообладателю исключительного права использования товарного знака, то и срок ее действия следует связывать с исключительным правом, а не с регистрацией как процедурой, обеспечивающей закрепление исключительного права за правообладателем. Более детально процедура продления срока охраны товарного знака регулируется утвержденными Роспатентом в 2003 г. Правилами продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания и внесения в нее изменений <2>.

--------------------------------

<1> В статье 18 Соглашения ТРИПС предусматривается, что первоначальный срок действия охраны товарного знака и срок каждого продления должен составлять не менее семи лет. В пункте 7 статьи 13 Договора ВОИС продолжительность указанных сроков установлена в десять лет и не сопровождается оговоркой о возможности отступления от этого срока.

<2> Приказ Роспатента от 3 марта 2003 г. N 27 // Российская газета. N 65. 2003. 5 апреля.


Распоряжение исключительным правом на товарный знак