Файл: ГК_4_комм_Маковский_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3201

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 // Российская газета. N 63. 2003. 3 апреля.


Правовое регулирование в ГК государственной регистрации товарного знака не содержит сколько-нибудь существенных отличий от прежнего законодательства, претерпев лишь некоторые юридико-технические изменения, отражающие изменившийся подход к обозначению в законе наименований федеральных органов исполнительной власти и их функций, а также изменения, необходимые для увязки этой процедуры с другими положениями Кодекса.

Процесс регистрации начинается с подачи заинтересованным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - заявитель) заявки на государственную регистрацию товарного знака (далее - заявка на товарный знак) в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (далее - патентное ведомство). Заявка на товарный знак может быть подана как самим заявителем, так и через патентного поверенного (ст. 1247) или иного представителя заявителя.

Заявка на товарный знак должна относиться к одному товарному знаку (п. 2 ст. 1492). Как и прежнее законодательство, Кодекс в соответствии со статьей 6 Договора ВОИС не содержит каких-либо ограничений на включение в одну заявку перечней товаров, относящихся к нескольким классам МКТУ. Кодекс устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые должны содержаться в самой заявке (п. 3 ст. 1492) и прилагаться к ней (п. 5 ст. 1492), а также требования к языку, на котором должны быть представлены эти документы (п. 6 ст. 1492). Состав и содержание документов заявки соответствуют требованиям, предусмотренным Договором ВОИС (ст. 3). После подачи заявки на товарный знак любое лицо вправе не только ознакомиться с ними, но и получить копию указанных документов (п. 1 и 2 ст. 1493). Датой подачи заявки считается дата поступления в патентное ведомство документов, которые должны содержаться в заявке (п. 8 ст. 1492).

По дате подачи заявки на товарный знак устанавливается приоритет товарного знака (п. 1 ст. 1494). Кроме того, Кодекс определяет порядок установления приоритета по выделенной заявке (п. 2 ст. 1494), конвенционного и выставочного приоритета (п. 1 - 3 ст. 1495), допускает установление приоритета по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами Российской Федерации <1> (п. 4 ст. 1495), а также предусматривает последствия совпадения дат приоритета тождественных товарных знаков (ст. 1496). Установление приоритета необходимо для решения вопроса о том, отвечает ли заявленное обозначение требованию новизны по отношению к обозначениям, зарегистрированным на имя других лиц в качестве товарных знаков (п. 6 ст. 1483), коммерческих обозначений или наименований охраняемых селекционных достижений (п. 8 ст. 1483), а также по отношению к названиям произведений науки, литературы или искусства, их персонажам, цитатам и фрагментам (подп. 1 п. 9 ст. 1483) или к промышленным образцам, знакам соответствия и доменным именам (подп. 3 п. 9 ст. 1483). От решения этих вопросов в конечном счете зависят и охраноспособность заявленного обозначения, и решение о его регистрации в качестве товарного знака (подп. 1 и 3 п. 4 ст. 1499). Будучи важнейшим для правового режима товарного знака фактическим обстоятельством, имеющим правовое значение, дата приоритета вносится в Государственный реестр товарных знаков (п. 1 ст. 1503) и указывается в свидетельстве на товарный знак (ст. 1481).


--------------------------------

<1> В настоящее время Российская Федерация является участником Мадридского соглашения о международной регистрации знаков 1891 г.


По заявке на товарный знак патентное ведомство проводит экспертизу, которая включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве товарного знака. Кодекс предоставляет заявителю право по своей инициативе в период проведения экспертизы <1> дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки, в том числе путем подачи дополнительных материалов (п. 2 и 3 ст. 1497) или выделенной заявки (п. 2 ст. 1502), а патентному ведомству - право запрашивать у заявителя дополнительные материалы, без которых проведение экспертизы невозможно (п. 4 ст. 1497). В последнем случае Кодекс предусматривает, что, если в установленный срок заявитель не представит запрашиваемые материалы, заявка признается отозванной.

--------------------------------

<1> Аналогичные материалы заявитель вправе представлять и в ходе рассмотрения палатой по патентным спорам оспоренных им решений патентного ведомства по заявке на товарный знак (п. 2 ст. 1500).


Заявитель вправе отозвать заявку на товарный знак в любое время, но не позднее даты государственной регистрации товарного знака (п. 1 ст. 1502).

Формальная экспертиза проводится в течение месяца со дня подачи заявки на товарный знак. В ходе формальной экспертизы проверяется наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям. По результатам экспертизы принимается решение об отказе в принятии заявки на товарный знак к рассмотрению либо о принятии ее к рассмотрению (ст. 1498). В последнем случае заявителю сообщается дата поступления заявки в патентное ведомство.

Экспертиза заявленного обозначения проводится по заявке, принятой к рассмотрению. В ходе экспертизы проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям, предъявляемым к товарным знакам (ст. 1477, п. 1 - 7 ст. 1483), и устанавливается приоритет товарного знака. По результатам проверки соответствия заявленного обозначения указанным требованиям патентное ведомство может уведомить заявителя, предложив ему представить относительно изложенных в уведомлении мотивов свои доводы, которые учитываются при принятии окончательного решения (п. 3 ст. 1499). Допустимость замечаний заявителя в случае предполагаемого отказа в регистрации товарного знака предусматривается ст. 14 Договора ВОИС.

По результатам экспертизы патентное ведомство принимает решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации (п. 1 и 2 ст. 1499). Кодекс содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым решение о государственной регистрации может быть пересмотрено патентным ведомством до регистрации товарного знака (п. 4 ст. 1499). Эти основания связаны с поступлением в этот период заявки, имеющей более ранний приоритет; государственной регистрацией наименования места происхождения товара, тождественного или сходного до степени смешения с заявленным обозначением; выявлением охраняемого тождественного товарного знака в отношении совпадающего перечня товаров или заявки, содержащей такой перечень, с тем же или более ранним приоритетом, а также с изменением заявителя, которое может привести к введению потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.


Кодекс сохранил предусмотренный прежним законодательством (п. 1 ст. 13 Закона о товарных знаках) трехмесячный срок для оспаривания в административном порядке (п. 2 ст. 11) решений патентного ведомства, принятых по заявке на товарный знак (п. 1 ст. 1500). Однако в отличие от того, как это предусмотрено Законом о товарных знаках (п. 1 и 2 ст. 13), решение по существу соответствующего возражения, хотя и подаваемого в палату по патентным спорам, образуемую при федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, принимается самим этим федеральным органом (п. 2 ст. 1248 ГК). Указанные решения вступают в силу со дня принятия и могут быть оспорены в суде в установленном законом порядке.

В статье 1501 ГК определяются порядок и условия восстановления патентным ведомством пропущенных заявителем сроков представления дополнительных материалов (п. 4 ст. 1497 ГК) и сроков оспаривания решений по заявке на товарный знак (п. 1 ст. 1500 ГК).

На основании решения о государственной регистрации товарного знака патентное ведомство осуществляет государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации в течение месяца со дня получения документа <1> об уплате установленных пошлин. Как и прежнее законодательство (ст. 14 Закона о товарных знаках), Кодекс содержит неисчерпывающий перечень сведений, подлежащих включению в Государственный реестр товарных знаков, называя в их числе лишь товарный знак, сведения о правообладателе, дату приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дату его государственной регистрации (п. 1 ст. 1503). Предусматривается также неисчерпывающий перечень сведений, изменение которых также подлежит включению в Государственный реестр (п. 1 ст. 1503, п. 1 и 4 ст. 1505). Указания на необходимость внесения в Реестр соответствующих сведений предусмотрены Договором ВОИС (ст. 10 - 11). Кодекс допускает отсутствующую в прежнем законодательстве, но предусмотренную п. 2 ст. 7 Договора ВОИС возможность выделения из государственной регистрации, действующей в отношении нескольких товаров, отдельной регистрации того же товарного знака в отношении части из этих товаров, неоднородных с остающимися в первоначальной регистрации товарами. Такое выделение допускается по заявлению правообладателя в случае оспаривания правовой охраны, предоставленной товарному знаку (п. 2 ст. 1505). В 2004 г. Роспатентом утвержден Порядок ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации <2>.

--------------------------------

<1> При непредставлении указанного документа об уплате пошлины Кодекс запрещает осуществлять государственную регистрацию товарного знака, а соответствующую заявку на товарный знак признает отозванной (п. 2 ст. 1503).


<2> Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. N 31 // Российская газета. N 59. 2004. 24 марта.


Внесенные в Государственный реестр сведения, относящиеся к государственной регистрации товарного знака, подлежат опубликованию патентным ведомством в официальном бюллетене незамедлительно после осуществления регистрации товарного знака или после внесения в Государственный реестр соответствующих изменений (ст. 1506). При этом публикация сведений о каждом товарном знаке немедленно после осуществления его регистрации предусматривается п. 5 ст. 15 Соглашения ТРИПС.

Свидетельство на товарный знак (ст. 1481 ГК) выдается патентным ведомством в течение месяца со дня осуществления государственной регистрации товарного знака (п. 1 ст. 1504 ГК). Прямое указание в Кодексе срока выдачи свидетельства на товарный знак направлено на обеспечение интересов правообладателей, обоснованно стремящихся оперативно получить официальное подтверждение закрепленных за ними исключительных прав на использование товарных знаков.


Прекращение исключительного права на товарный знак

(статьи 1512 - 1514)


Как и прежнее законодательство (ст. 29 Закона о товарных знаках), Кодекс предусматривает исчерпывающий перечень оснований прекращения исключительного права на товарный знак (п. 1 - 3 ст. 1514). Часть этих оснований носит объективный характер, и прекращение исключительного права по этим основаниям не зависит от усмотрения правообладателя или иных заинтересованных лиц. К ним относятся: истечение срока действия исключительного права на товарный знак; использование коллективного знака на товарах, не обладающих общими характеристиками; неиспользование товарного знака в течение установленного законом срока; прекращение юридического лица - правообладателя или прекращение предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя - правообладателя. В 2003 г. Роспатентом утверждены Правила принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица - обладателя исключительного права на товарный знак или прекращении предпринимательской деятельности физического лица - обладателя исключительного права на товарный знак <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Роспатента от 3 марта 2003 г. N 28 // Российская газета. N 63. 2003. 3 апреля.


Применение других оснований прекращения исключительного права на товарный знак отнесено Кодексом на усмотрение заинтересованных лиц. Речь идет прежде всего об отказе правообладателя от права на товарный знак (подп. 5 п. 1 ст. 1514). Правовая охрана товарного знака, превратившегося в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, может быть прекращена по заявлению заинтересованного лица (подп. 6 п. 1 ст. 1514) <1>. Для прекращения правовой охраны товарного знака, исключительное право на который перешло к другим лицам без заключения договора с правообладателем (наследование, реорганизация юридического лица, обращение взыскания на имущество правообладателя), заинтересованное лицо обязано доказать, что указанный переход вводит потребителей в заблуждение относительно товара или его изготовителя (п. 3 ст. 1514). Указанное основание прекращения исключительного права на товарный знак прежним законодательством не предусматривалось.


--------------------------------

<1> По данным Роспатента, в 2004 - 2005 гг. не было рассмотрено ни одного подобного заявления.


Наиболее подробно урегулированы в Кодексе основания и порядок оспаривания заинтересованными лицами и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (ст. 1512, 1513). Как и в Законе о товарных знаках (ст. 29), признание недействительным решения о государственной регистрации товарного знака прямо не включено Кодексом в перечень оснований прекращения исключительного права на товарный знак (п. 1 ст. 1514), однако соответствующие последствия вытекают как из места ст. 1512 и 1513 в ГК (они помещены в подпараграф 6, посвященный прекращению исключительного права), так и из указания п. 1 ст. 1512 на то, что признание недействительной правовой охраны влечет отмену решения о государственной регистрации товарного знака.

К числу принципиальных новелл относится предусмотренное п. 6 ст. 1513 ГК правило о том, что лицензионные договоры, заключенные до принятия решения о признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку, сохраняют свое действие в той мере, в какой они были исполнены к моменту принятия решения. Указанное правило обеспечивает разумный баланс интересов лицензиатов, правомерно использовавших товарный знак до момента прекращения его правовой охраны, с одной стороны, и интересов третьих лиц, прежде всего потребителей, которые не должны вводиться в заблуждение относительно товара или его изготовителя после прекращения охраны соответствующего товарного знака, - с другой.

Содержание оснований оспаривания определяется прежде всего указанием на нарушение требований ст. 1483 ГК о порядке и условиях государственной регистрации товарного знака (подп. 1 - 4 п. 2, п. 3 ст. 1512). Два основания (подп. 5 и 6 п. 2 ст. 1512) определяются требованиями ст. 6.septies и 10.bis Парижской конвенции. Соглашение ТРИПС требует лишь предоставления "достаточной возможности для подачи заявлений об аннулировании регистрации" и оставляет на усмотрение государств-участников предоставление "возможности возражать против регистрации товарного знака" (п. 5 ст. 15).

Кроме того, Кодекс устанавливает сроки и объем оспаривания государственной регистрации товарного знака. В течение всего срока действия правовой охраны государственная регистрация может быть оспорена в случае нарушения требований ст. 1478, п. 1 - 5, 8 и 9 ст. 1483, п. 1 ст. 1508 ГК, требований Парижской конвенции о предоставлении правовой охраны товарному знаку на имя представителя лица, которое является обладателем исключительного права на товарный знак в одном из государств - участников Конвенции (подп. 5 п. 2 ст. 1512 ГК), а также в случае, если связанные с государственной регистрацией действия правообладателя признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией (подп. 6 п. 2 ст. 1512 ГК).