Файл: ГК_4_комм_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 6590

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- от 14 июня 2001 г. N 462 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 26. Ст. 2677.


6. В диспозиции комментируемой статьи упоминаются бюджетные средства, выделяемые для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов. В данном случае имеются в виду государственные контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. 763 - 768 ГК), договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769 - 778 ГК). Применительно к передаче прав на единые технологии эти нормы следует применять в совокупности с положениями гл. 2 Закона о передаче прав на единые технологии.

Наконец, нуждается в комментарии положение о том, что правила гл. 77 ГК РФ применяются к отношениям, связанным с правом на технологию, созданную за счет субсидий, под которыми принято понимать денежные средства (финансовую помощь), выделенные из государственного бюджета местным органам власти, предприятиям, населению и предназначенные для целевого использования. Так, в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса (далее - БК) РФ <1> субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

--------------------------------

<1> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. от 27 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.


При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий указанным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Статьей 179 БК РФ предусматривается возможность предоставления субсидий бюджету субъекта Федерации (местному бюджету) на реализацию долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Федерации (местных бюджетов). При этом условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.


Использование бюджетных средств на безвозмездной основе в процессе создания единых технологий является существенным условием применения положений гл. 77 ГК РФ. Правовой режим единых технологий, при создании которых не использовались бюджетные средства, определяется положениями Кодекса о сложном объекте исключительных прав (ст. 1240 ГК).

По мнению некоторых авторов, специальные правила в отношении технологий, создаваемых с использованием бюджетных средств, направлены прежде всего на предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств, выделяемых на проведение научных исследований и разработок, а также на создание новых технологий, обеспечение скорейшего внедрения таких технологий и их введения в экономический оборот. Именно поэтому нормы комментируемой главы не распространяются на ситуации, когда средства соответствующих бюджетов предоставляются в качестве бюджетных кредитов, так как при этом Россия и ее субъекты не финансируют разработку, а лишь предоставляют средства иным лицам для создания технологии на возвратной и возмездной основе.

Следует обратить внимание на то, что в комментируемой статье не случайно отсутствует указание на использование средств местных бюджетов, так как финансирование деятельности по разработке новых технологий не входит в задачи местного самоуправления. Если средства местного бюджета были использованы при создании единой технологии, на такую технологию распространяется общий режим сложного объекта интеллектуальной собственности (ст. 1240 ГК) <1>.

--------------------------------

<1> Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая. М.: Проспект, 2009.


В то же время интересно отметить, что оговорка в диспозиции комментируемой статьи о том, что единая технология может создаваться не только за счет, но и с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации, дает основания сделать вывод о том, что в данном случае речь не идет о ситуациях, когда бюджетные средства предоставляются в форме кредита, т.е. на условиях возвратности (согласно ст. 6 БК бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление денежных средств в том числе юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе) <1>.

--------------------------------

<1> Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность // СПС "ГАРАНТ". 2009.


Оригинальное мнение об источниках финансирования (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации) затрат на создание единой технологии высказал профессор В.И. Еременко, который относит их к определяющим в самом понятии единой технологии. В частности, он полагает, что требование об источнике финансирования является условием (признаком) создания единой технологии, без такого условия (признака) правовая конструкция единой технологии в принципе несостоятельна <1>. Иначе говоря, единой технологией может признаваться лишь тот результат интеллектуальной деятельности, который создан за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации на безвозмездной основе.


--------------------------------

<1> Еременко В.И. Единая технология и принадлежность прав на нее в соответствии с частью четвертой ГК РФ // Адвокат. 2008. Август. N 8.


Этот вывод не соответствует абз. 2 комментируемой статьи, в котором установлено, что единые технологии могут быть созданы за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации на возмездной основе в форме бюджетного кредита. Иное дело, что гл. 77 ГК РФ не применяется к отношениям, связанным с правом на такую технологию.

Следует обратить внимание на то, что ни в комментируемой статье, ни в других статьях гл. 77 ГК РФ не раскрыто значение слов "за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации". В деловом коммерческом обороте термин "за счет" используют в случаях указания источника финансирования какого-либо мероприятия, работы, услуги. Понятием "привлечение средств" характеризуют использование средств, не принадлежащих субъекту, но временно участвующих в его хозяйственном обороте в качестве источника финансирования на основании заключенных договоров.

7. В завершение комментария рассматриваемой статьи отметим, что, несмотря на, казалось бы, относительную новизну законодательства о единых технологиях, правоприменение и его анализ выявили необходимость внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты. В этих целях разработана Концепция развития законодательства Российской Федерации на период 2008 - 2011 гг., которая утверждена Торгово-промышленной палатой РФ <1>. В частности, в Концепции отмечается, что, несмотря на частое использование в российском законодательстве понятий "технология гражданского назначения", "технология военного назначения", нормативно-правовое определение указанных понятий отсутствует. Поскольку принадлежность технологии к одному из указанных видов является условием ее охраны в соответствии с положениями гл. 77 ГК РФ, во избежание коллизий и неправильного толкования закона необходимо ввести законодательные определения или критерии для отнесения технологий к технологиям гражданского, военного, специального или двойного назначения.

--------------------------------

<1> Текст Концепции официально опубликован не был.


Кроме того, необходимо обратить внимание на заложенные в тексте ГК РФ внутренние противоречия между общими и специальными нормами. Пункт 5 ст. 1240 ГК РФ устанавливает, что положения об использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта применяются к праву использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, созданной за счет или с привлечением средств федерального бюджета.

Вместе с тем согласно специальным нормам гл. 77 ГК РФ положения указанной главы регулируют отношения, связанные с правом на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации. В целях устранения законодательной коллизии предлагается внести соответствующие изменения в ГК РФ <1>.


--------------------------------

<1> Более подробно о проблемах передачи прав на единые технологии см.: Корчагина Н.П. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009.


Статья 1544. Право лица, организовавшего создание единой технологии, на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности


Комментарий к статье 1544


1. Одной из целей введения режима единой технологии было сокращение случаев, когда государство закрепляло бы за собой права на созданные разработки без намерения (или возможности) их использовать. С этой целью гл. 77 ГК РФ устанавливает исчерпывающий перечень случаев (п. 1 ст. 1546), когда государство может обладать правом на единую технологию, причем данное положение нельзя изменить договором. В этом отношении комментируемая глава идет гораздо дальше общего режима, предусмотренного для результатов интеллектуальной деятельности, созданных в рамках государственных контрактов. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 342 "О некоторых вопросах регулирования закрепления права на результаты научно-технической деятельности" государственные заказчики научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам для государственных нужд обязаны предусматривать в перечисленных в этом Постановлении случаях (их перечень схож с указанным в п. 1 ст. 1546 ГК) условие о закреплении прав на результаты интеллектуальной деятельности за Российской Федерацией, в других случаях принадлежность права определяется самим контрактом (чем госзаказчики подчас злоупотребляют), для единых технологий же вторая ситуация невозможна.

2. Согласно п. 1 комментируемой статьи обладателем права на единую технологию может быть лицо, организовавшее ее создание. Таким образом, для получения права на технологию не требуется личное участие в разработке соответствующей технологии, творческий вклад и т.д. Необходимо лишь наличие организационных усилий по созданию единой технологии, объединение разных результатов интеллектуальной деятельности в единый объект, причем критерием их "достаточности" будет создание самой единой технологии.

Специальных требований к субъекту права на единую технологию в настоящее время не установлено, поэтому обладателем права может быть не только юридическое, но и физическое лицо независимо от гражданства и национальной принадлежности.

3. Норма о принадлежности права на единую технологию, закрепленная в комментируемой статье, применяется в случае, если создание технологии финансировалось из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации, причем размер этого финансирования роли не играет. Однако если единая технология была создана с использованием средств других инвесторов, участники проекта вправе сами определить список правообладателей, в этом случае будет применяться ст. 1549 ГК РФ.


4. Единая технология может включать в себя множество различных результатов интеллектуальной деятельности, часть из которых уже существовала ранее, а часть была создана при разработке данной технологии. Принадлежность права на единую технологию лицу в целом не означает, что это лицо автоматически получает права и на все результаты интеллектуальной деятельности, входящие в единую технологию. Для того чтобы иметь возможность использования единой технологии, ее владелец обязан в соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ приобрести права использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров (наличие исключительного права на указанные объекты может требоваться далеко не всегда), заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты. Иначе, несмотря на принадлежность ему права на единую технологию в целом, он не сможет ее использовать, не нарушая прав других правообладателей. Соответственно, если создается новый результат интеллектуальной деятельности, нужно позаботиться о закреплении своих прав на него, пока аналогичную разработку не создал кто-то еще.

Поскольку государству не безразлично, будет ли использоваться созданная технология (ведь она разработана на бюджетные средства), на обладателя прав на единую технологию возлагается обязанность обеспечить совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности. Санкцией за нарушение этой обязанности будет переход права на единую технологию к Российской Федерации или субъекту Федерации (см. комментарий к ст. 1546 ГК).

Аналогичная обязанность возложена на исполнителя и в том случае, если право на единую технологию будет в соответствии с подп. 1 или 2 п. 1 или подп. 1 п. 2 ст. 1546 принадлежать Российской Федерации или субъекту Федерации (см. п. 3 ст. 1546 ГК), но здесь последствия нарушения обязанности иные - возмещение причиненных убытков.

5. В состав единой технологии могут входить результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие охране в рамках части четвертой ГК РФ (п. 1 ст. 1542). Обязанность, установленная комментируемой статьей, не касается таких объектов, даже если в силу договора организатор создания единой технологии должен принимать меры по их защите.

6. Говоря о сроках исполнения данной обязанности, ГК РФ использует слово "незамедлительно". Это, конечно, не означает, что все необходимые действия должны быть осуществлены в день приобретения права на единую технологию, однако в любом случае их нужно предпринять не позднее шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии.

7. Если единая технология включает результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых возможна в рамках разных режимов (например, техническое решение может быть запатентовано, а может охраняться в режиме ноу-хау; определенные элементы оформления могут охраняться как объекты авторского права, а могут быть запатентованы в качестве промышленных образцов и т.д.), то выбор между режимами осуществляет лицо, обладающее правом на единую технологию. Однако давая такому лицу возможность выбрать правовой режим, в наибольшей степени соответствующий его интересам, ГК РФ заставляет его учитывать и второй критерий - необходимость обеспечивать практическое применение единой технологии. Таким образом, это лицо может защищать свой выбор режима во всех случаях, кроме случая, когда данный выбор создает помехи в практическом применении единой технологии. Например, если для охраны определенного результата интеллектуальной деятельности, входящего в состав единой технологии, был избран режим секрета производства (ноу-хау), при том что содержание соответствующего технического решения может быть установлено в результате обычного изучения продукции, создаваемой с использованием этой единой технологии, то такой выбор, очевидно, может породить в дальнейшем проблемы при практическом применении единой технологии. В этом случае данное лицо может лишиться права на единую технологию из-за пренебрежения вопросами ее патентования.