ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 6645
Скачиваний: 2
В действующем российском законодательстве термин "технологии, непосредственно относящиеся к обороне" (и (или) безопасности) не определен.
В соответствии с Приказом Росстата от 27 октября 2008 г. N 270 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения на 2009 год" <1> к военной (оборонной) продукции относятся "серийно выпускаемые вооружение и военная техника, средства их производства, испытания, контроля и утилизации, комплектующие изделия и материалы, разрабатываемые на основе технических заданий государственных заказчиков и (или) производимые по технической документации (техническим условиям), согласованной с государственными заказчиками, включая продукцию двойного назначения. К продукции двойного назначения относится продукция (работы, услуги), предназначенная к поставке для народного хозяйства и нужд обороны страны с едиными требованиями, изготавливаемая по утвержденной (согласованной с государственными заказчиками) документации". Таким образом, для целей государственной статистики продукция военного назначения включает в себя и продукцию двойного назначения. Собственно технологии и иные результаты интеллектуальной деятельности в состав продукции военного назначения данный Приказ Росстата не включает.
--------------------------------
<1> Вопросы статистики. 2009. N 4.
Законодательство об экспортном контроле и военно-техническом сотрудничестве обособляет продукцию, в том числе технологии, военного и двойного назначения. В частности, сопоставительный анализ ч. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <1> (в ред. от 29 ноября 2007 г. N 283-ФЗ) показывает, что не все технологии, "которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники", относятся к продукции военного назначения, экспорт которой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.
К технологиям, которые могут быть использованы при разработке и производстве продукции военного назначения, но не входят в ее состав, следует отнести:
- технологии гражданского назначения, которые в силу своих характеристик могут быть использованы для создания особо опасных видов продукции военного назначения, распространение которых контролируется в силу международных обязательств и законодательства РФ об экспортном контроле (технологии двойного назначения в узком смысле). В соответствии с законодательством об экспортном контроле к ним относятся контролируемые технологии <1>. Термин "технологии (результаты интеллектуальной деятельности) двойного назначения" в узком смысле используется, в частности, в Постановлении Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. N 1132;
--------------------------------
<1> См., например: Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 5 мая 2004 г. N 580 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 19. Ст. 1881.
- все технологии, которые используются при производстве как военной, так и гражданской продукции. Согласно Федеральному закону от 13 апреля 1998 г. N 60-ФЗ "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации" <1> "технологии двойного применения - технологии, которые могут быть использованы при создании как вооружения и военной техники, так и продукции гражданского назначения".
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 16. Ст. 1795. Закон утратил силу с 1 января 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Применению при производстве продукции военного назначения могут подлежать и те технологии, которые созданы в гражданских целях, в рамках или вне рамок соответствующих НИОКР, но используются и при производстве продукции военного назначения, например, изобретения в области электроники или авиационных материалов. В области программ для ЭВМ более простым примером являются операционные системы, созданные для использования в гражданском секторе, но используемые и при производстве продукции военного назначения. С другой стороны, возможность использования технологий военного назначения в гражданской сфере хорошо известна и упоминается также в нормативных правовых актах, в частности в п. 2 ст. 8 Федерального закона "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации", которым была предусмотрена возможность финансирования из федерального бюджета работ по "внедрению военных технологий в производство продукции гражданского назначения".
Известно немало случаев, когда исследования первоначально сугубо невоенного характера засекречивались, а их результаты становились основой создания новых видов оружия. Имела место и обратная тенденция: во времена "холодной войны", например, фундаментальные НИР, а также ОКР, направленные на решение общетехнических задач, рассматривались как имеющие военно-прикладной характер, который на практике отсутствовал или утрачивался впоследствии.
Для обособления продукции военного назначения от продукции двойного и гражданского назначения важную роль играет норма, содержащаяся в примечании к приложению N 3 к Положению о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденному Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" <1>. Согласно этой норме к продукции военного назначения не относятся детали, агрегаты, оборудование, материалы, запасные части и комплектующие изделия, применяемые для обеспечения производства, эксплуатации и ремонта продукции военного назначения, если они имеют гражданское (общепромышленное) назначение или изготовлены для продукции военного и гражданского назначения по единым требованиям. В соответствии с терминами, введенными упомянутым выше Приказом Росстата, это означает, что к продукции военного назначения не относится продукция не только гражданского, но и двойного применения.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2005. N 38. Ст. 3800.
Таким образом, к единым технологиям военного назначения можно было бы отнести единые технологии, используемые при разработке, производстве, эксплуатации, боевом применении, модернизации, ремонте и уничтожении (утилизации) вооружения и военной техники, за исключением технологий, разработанных для продукции военного и гражданского назначения по единым требованиям.
Согласно ст. 1 Закона о безопасности безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Понятие "национальная безопасность" конкретизируется в п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 <1>, как "состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства".
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
Таким образом, понятия обороны и национальной безопасности государства не являются независимыми друг от друга. Поэтому проблемы оборонных технологий специалисты в области военного права и национальной безопасности связывают с проблемой обеспечения военно-технологической безопасности, которую К.В. Фатеев определяет как "защищенность жизненно важных интересов государства в сфере развития ключевых технологий в оборонных отраслях промышленности, занятых разработкой и поставкой основных видов вооружения и военной техники, и способность... обеспечить решение вопросов разработки, производства и развития высокотехнологичных средств вооруженной борьбы" <1>.
--------------------------------
<1> Фатеев К.В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование). М.: Военный университет, 2004. С. 81.
Пункт 23 Стратегии национальной безопасности определяет основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации национальную оборону, государственную и общественную безопасность. Понятие государственной безопасности, которое можно рассматривать как тождественное понятию безопасности Российской Федерации, в п. 37 Стратегии национальной безопасности определяется через перечень соответствующих угроз государственной безопасности. Используя его, технологии, связанные с безопасностью Российской Федерации, можно определить как технологии, созданные с целью противодействия разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; деятельности террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленной на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти, уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.п., а также созданные в интересах обеспечения сил национальной безопасности.
3. Второе основание возникновения права на технологию непосредственно у Российской Федерации - принятие ею на себя до создания единой технологии или в последующем финансирования работ по доведению единой технологии до стадии практического применения.
Из текста комментируемой статьи следует, что основанием возникновения права Российской Федерации на технологию является не финансирование работ, а принятие установленным порядком решения о таком финансировании. Частичное финансирование указанных работ со стороны исполнителя до принятия соответствующего решения Российской Федерацией не оказывает влияния на переход прав к Российской Федерации. Условия возмещения исполнителю затрат при таком финансировании ГК РФ не предусмотрены.
4. Третье основание возникновения права на технологию непосредственно у России - неисполнение до истечения шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии лицом, организовавшим ее создание, предусмотренной п. 2 ст. 1544 ГК РФ обязанности совершить все действия, необходимые для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии.
Подпункт 3 п. 1 комментируемой статьи предусматривает, что право на технологию в этом случае принадлежит Российской Федерации. Однако следует иметь в виду, что механизмы перехода этого права к Российской Федерации (с учетом возможных исключительных прав третьих лиц на составляющие технологию результаты интеллектуальной деятельности) отсутствуют.
Таким образом, как представляется, обязанностью исполнителя является приобретение прав, достаточных для практического использования технологии, в частности, приобретение прав может осуществляться не только на основании договоров отчуждения, но и на основании лицензионных договоров. Под результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых требуется приобретение исключительных прав, следует понимать "охраноспособные" результаты.
Если единая технология создается в результате выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, то в соответствии с абз. 3 ст. 773 ГК РФ обязанностью исполнителя по договору заказа НИОКР является согласование с заказчиком необходимости использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретения прав на их использование. В свою очередь это предусматривает необходимость проведения патентных исследований в соответствии с ГОСТ РФ 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования" <1> и техническим заданием заказчика.
--------------------------------
<1> Патенты и лицензии. 1997. N 3.
В целях снижения рисков неисполнения указанной обязанности и утраты права на технологию исполнителю следует урегулировать свои обязанности по объему приобретаемых прав в договоре, на основании которого осуществляется финансирование создания технологии.
Неисполнение указанной в подп. 3 п. 1 комментируемой статьи обязанности по приобретению прав на результаты интеллектуальной деятельности в установленный срок не освобождает исполнителя от обязанности приобретения прав в соответствии с п. 2 ст. 1544 Кодекса. Однако в случае нарушения установленного срока исполнитель в соответствии с п. 3 комментируемой статьи приобретает указанные права для их передачи Российской Федерации.
5. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает два исключения из общего правила п. 1 ст. 1544 ГК РФ, в которых право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств бюджета субъекта Российской Федерации, принадлежит субъекту Федерации, а не лицу, организовавшему создание единой технологии (исполнителю). Основания возникновения права субъекта Федерации на технологию идентичны перечисленным в п. 1 комментируемой статьи основаниям возникновения права на технологию у Российской Федерации, за исключением единых технологий, связанных с обеспечением обороны и безопасности. Это обусловлено тем, что в соответствии с п. "м" ст. 71 Конституции РФ оборона и безопасность, оборонное производство относятся к ведению Российской Федерации и в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" финансирование оборонного заказа осуществляется из средств федерального бюджета.
6. Пункт 3 комментируемой статьи определяет, что в тех случаях, когда право на единую технологию в соответствии с п. 1 и 2 настоящей статьи принадлежит публичным образованиям - Российской Федерации или ее субъекту, исполнитель не освобождается от предусмотренной п. 2 ст. 1544 обязанности незамедлительно принимать предусмотренные законодательством меры для признания за ним и получения прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии. Однако исполнитель обязан передать эти права в последующем соответственно Российской Федерации или субъекту Федерации. Данное положение неоднократно критиковалось в литературе как создающее неоправданные сложности, задержки во времени и приводящие к удорожанию процедуры закрепления прав за публичным образованием. Особые сомнения целесообразность данной нормы вызывает в случае, когда право на технологию у Российской Федерации возникает в силу неисполнения обязанности исполнителя по приобретению исключительных прав <1>. По-видимому, воля законодателя обусловлена результатами анализа сложившейся к моменту принятия части четвертой ГК РФ ситуации в сфере правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных средств. По сведениям Роспатента <2>, в 2006 г. количество действующих патентов и свидетельств на объекты интеллектуальной деятельности, выданных Российской Федерацией в лице уполномоченного органа, составляло 241 единицу. В федеральном бюджете средства на правовую охрану полученных результатов интеллектуальной деятельности государственными заказчиками, как правило, не предусматриваются. Таким образом, появление настоящей статьи обусловлено стремлением законодателя переложить на исполнителя риски, связанные с утратой прав на единую технологию из-за несвоевременного проведения мероприятий по правовой охране полученных результатов НИОКР и их выявлению. С данной обязанностью исполнителя не корреспондирует обязанность публичного образования оплатить расходы на приобретение правовой охраны, поэтому исполнителю следует по возможности урегулировать эти вопросы в соответствующем договоре заказа НИОКР (договоре на создание единой технологии).