Файл: ГК_4_комм_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 6648

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая / Э.П. Гаврилов, О.А. Городов, С.П. Гришаев (и др.). М.: ТК "Велби"; Проспект, 2007. С. 757.

<2> Отчет Роспатента за 2007 г.


7. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает отсылочную норму, в соответствии с которой порядок управления правом на технологию, принадлежащим публичному образованию, определяется соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъекта Федерации.

В отношении прав на технологии и результаты интеллектуальной деятельности в целом содержание функций государственных органов по управлению соответствующими правами не определено. На предприятиях промышленности под управлением правами на результаты интеллектуальной деятельности, как правило, понимают <1> осуществление следующих видов деятельности в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности: формирование политики предприятия; создание системы учета; обеспечение режима конфиденциальности (в том числе коммерческой тайны); своевременное выявление охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и оформление прав на результаты интеллектуальной деятельности; урегулирование в договорах отношений, связанных с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств государственного бюджета; оценка и принятие к бухгалтерскому и налоговому учету прав на результаты интеллектуальной деятельности; защита прав на результаты интеллектуальной деятельности в судебном и административном порядке.

--------------------------------

<1> См., например: Методические рекомендации для руководителей предприятий по вопросам учета, правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета. Утверждены Министром образования и науки Российской Федерации 26 июля 2004 г.; распоряжение ОАО "РЖД" от 26 июня 2006 г. N 1282р "Об утверждении Положения об управлении интеллектуальной собственностью в ОАО "РЖД".


Как отмечает Э.В. Талапина <1>, понятие управления по отношению к собственному (в смысле своему) имуществу не используется в ГК РФ вообще. Оно появляется лишь тогда, когда отсутствует непосредственное взаимодействие собственника и имущества, субъекта и объекта управления. По отношению к исключительным правам используются институт коллективного управления авторскими правами и институт доверительного управления.

--------------------------------

<1> Талапина Э.В. Вопросы организации управления государственной собственностью // Журнал российского права. 2001. N 3.


Поскольку единые технологии создаются главным образом в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, финансируемых из средств соответствующих государственных бюджетов, следует учитывать имеющееся в этой сфере правовое регулирование. Общественные отношения по заказу, инвентаризации и учету, обеспечению правовой охраны, приобретению прав на результаты НИОКР военного, двойного, специального и гражданского назначения регулируются в настоящее время соответствующими нормами административного, бюджетного, гражданского, финансового права. Бюджетное законодательство о результатах интеллектуальной деятельности военного назначения представлено нормами законов о бюджетной классификации, о бюджетах Российской Федерации на соответствующий период начиная с 2000 г., а также Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 372 "О Правилах зачисления в доход федерального бюджета и использования средств, получаемых от реализации договоров, заключаемых при вовлечении в экономический и гражданско-правовой оборот результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" <1>. Основные положения об управлении правами Российской Федерации на результаты НИОКР военного назначения, в том числе об их правовой охране, содержатся в Указе Президента РФ от 14 мая 1998 г. N 556 "О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" <2> и в принятом во исполнение его Постановлении Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения". В соответствии с этим Постановлением, а также с Приказами Минюста России от 8 октября 1998 г. N 139, от 30 октября 1998 г. N 152, от 23 декабря 2005 г. N 247 значительная часть функций по управлению правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности была возложена на Минюст России и созданный при нем ФГУ "ФАПРИД".


--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 23. Ст. 2174.

<2> Собрание законодательства РФ. 1998. N 20. Ст. 2146.


Основные положения об управлении правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения содержатся соответственно в Указе Президента РФ от 22 июля 1998 г. N 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий" и в Постановлениях Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности", от 17 ноября 2005 г. N 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности" <1>. Вопросы инвентаризации и учета результатов интеллектуальной деятельности, в том числе военного назначения, рассматриваются в Постановлениях Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 7 "О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности" <2>, от 26 февраля 2002 г. N 131 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации" <3>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2005. N 47. Ст. 4939.

<2> Собрание законодательства РФ. 2002. N 3. Ст. 218.

<3> Российская газета. N 53. 26.03.2002.


8. Абзац 1 п. 5 комментируемой статьи предписывает осуществлять распоряжение правом на технологию, принадлежащим Российской Федерации или субъекту Федерации, с соблюдением правил разд. VII ГК РФ. Это означает, в частности, что передача права на единую технологию осуществляется в соответствии с требованиями гл. 69 ГК РФ, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (ст. 1234 ГК) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (ст. 1235 ГК). Условия передачи прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, определяются соответствующими правилами разд. VII ГК РФ, в том числе с учетом требований ст. 1240 и комментируемой главы.

9. Абзац 2 п. 5 комментируемой статьи содержит отсылку к закону о передаче федеральных технологий, который должен определять особенности распоряжения правом на технологию, принадлежащую Российской Федерации. Федеральный закон с таким наименованием пока не принят.

Отношения по распоряжению правами на единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения, которые принадлежат Российской Федерации или субъекту Федерации либо совместно Российской Федерации и (или) или субъекту Федерации и иным лицам, путем их передачи на основе проведения конкурсов или аукционов, а также порядок передачи прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов урегулированы Законом о передаче прав на единые технологии. К числу содержащихся в данном Законе особенностей распоряжения правом на технологию, принадлежащую Российской Федерации, не упомянутых в гл. 77 ГК РФ, следует отнести:


1) возможность передачи прав на единые технологии, принадлежащие Российской Федерации, без проведения конкурсов или аукционов в соответствии с лицензионным договором на условиях предоставления простой (неисключительной) лицензии в случае, если единые технологии связаны непосредственно с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации и необходимость сохранения этих прав за Российской Федерацией не утрачена (п. 4 ст. 4 и п. 9 ст. 8). Эта норма позволяет сохранить принятый в сфере военно-технического сотрудничества и экспортного контроля порядок передачи прав на технологии иностранным заказчикам (см. комментарий к ст. 1551 ГК);

2) определение перечня существенных условий договоров о передаче прав на единые технологии (п. 2 ст. 10), к числу которых в том числе отнесены:

- план реализации единой технологии, обеспечивающий практическое применение единой технологии на территории России и достижение определенных экономических или иных показателей в результате ее практического применения;

- порядок и сроки представления отчетности о выполнении плана реализации единой технологии лицом, приобретшим право на единую технологию;

- обязанность лица, приобретшего право на единую технологию по договору об отчуждении права на единую технологию, выдать безвозмездную простую (неисключительную) лицензию субъекту, указанному лицом, осуществляющим от имени Российской Федерации распоряжение правом на единую технологию, если впоследствии возникнет необходимость применения единой технологии для обеспечения обороны и безопасности России;

3) безвозмездность договоров о передаче прав на единые технологии как исключение из общего правила о возмездности данного вида договоров в случаях, установленных Правительством РФ (п. 5 ст. 10).


Статья 1547. Отчуждение права на технологию, принадлежащего Российской Федерации или субъекту Российской Федерации


Комментарий к статье 1547


1. В комментируемой статье определены некоторые особенности отчуждения права на технологию, принадлежащую государству, а именно Российской Федерации или ее субъектам. Специфика таких отношений определена:

1) тем, что единая технология представляет собой сложный объект и включает в себя различные виды охраняемых результатов интеллектуальной деятельности;

2) сочетанием частноправовых и публично-правовых начал при определении правового режима единой технологии, что объясняется финансированием работ по созданию единых технологий из федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации.

2. Нормы п. 1 комментируемой статьи применяются в том случае, когда:

- Российская Федерация до создания единой технологии или в последующем приняла на себя финансирование работ по доведению единой технологии до стадии практического применения;

- исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии;


- субъект Федерации до создания единой технологии или в последующем принял на себя финансирование работ по доведению технологии до стадии практического применения.

Условиями применения названной нормы являются следующие:

1) Российская Федерация или субъект Федерации получили права на результаты интеллектуальной деятельности, необходимые для практического использования этих результатов в составе единой технологии. Имеется в виду прежде всего исключительное право на охраняемые результаты, хотя это прямо не ограничивает и получение права использования результата интеллектуальной деятельности по лицензионному договору. Термин "отчуждение", используемый в тексте статьи, предполагает, что Российская Федерация или ее субъекты обладают исключительными правами на входящие в состав единой технологии результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть переданы в полном объеме другому лицу (ст. 1234 ГК). Однако не следует ограничивать возможности Российской Федерации или субъектов Федерации распоряжения правом на технологию путем заключения лицензионных договоров. Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о передаче прав на единые технологии такая передача может осуществляться по результатам проведения конкурса на право заключения лицензионного договора о предоставлении права на использование единой технологии на условиях предоставления простой (неисключительной) лицензии в случае, если единая технология связана непосредственно с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации и необходимость сохранения этих прав за Российской Федерацией не утрачена. В случае невозможности передачи права на единую технологию на конкурсной основе в связи с признанием такого конкурса несостоявшимся передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения аукциона на право заключения лицензионного договора на условиях предоставления простой (неисключительной) лицензии;

2) реализация рассматриваемой нормы должна быть осуществлена в течение шести месяцев с момента получения вышеназванных прав. В том случае, если право получено по договору, требующему государственной регистрации, этот момент определяется государственной регистрацией договора;

3) имеется заинтересованное во внедрении технологии и обладающее реальными возможностями для ее внедрения лицо (как правило, определенное на основе проведенного конкурса или аукциона).

3. Нормы абз. 2 п. 1 комментируемой статьи применяются, если единая технология непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации. В этом случае не устанавливается шестимесячный срок для отчуждения права лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения. Это должно быть сделано незамедлительно, после того как Российская Федерация утратит необходимость сохранения этого права за собой.


4. Отчуждение права на единую технологию производится по результатам проведения конкурса или аукциона. Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Под аукционом на право заключить государственный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену такого контракта. Конкурс или аукцион может быть открытым или закрытым. По общему правилу передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения конкурса на право заключения договора об отчуждении права на единую технологию. В случае невозможности отчуждения права на единую технологию на конкурсной основе в связи с признанием конкурса несостоявшимся передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения аукциона на право заключения договора об отчуждении права на единую технологию.

Порядок передачи прав на единые технологии по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии либо без их проведения регулируется гл. 2 Закона о передаче прав на единые технологии. Передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения открытого конкурса или аукциона на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии. Передача права на единую технологию по результатам проведения закрытого конкурса или аукциона на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии осуществляется в случае, если сведения о единой технологии составляют государственную тайну.

5. Основания передачи прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов предусмотрены в ст. 8 Закона о передаче прав на единые технологии (см. комментарий к ст. 1550 ГК).

6. Преимущественное право исполнителя, которым было организовано создание результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии, на заключение с Российской Федерацией или субъектом Федерации договора о приобретении права на технологию конкретизировано в Законе о передаче прав на единые технологии, согласно ст. 7 которого организатор конкурса или аукциона обязан направить исполнителю приглашение принять участие в конкурсе или аукционе независимо от того, открытым или закрытым является конкурс или аукцион. Исполнитель признается победителем аукциона, если после троекратного объявления аукционистом последнего предложенного размера вознаграждения за отчуждение права на единую технологию по договору о его отчуждении или последнего предложенного размера вознаграждения по лицензионному договору он заявил о своем намерении уплатить такой размер вознаграждения и при этом никакой другой участник аукциона не заявил о своем намерении предложить более высокий размер вознаграждения.