Файл: ГК_4_комм_Корчагина_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2938

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание договора составляют его условия. Если договор возмездный, а он именно такой, если в самом договоре не указано, что он является безвозмездным, то существенным условием договора об отчуждении исключительного права на товарный знак выступает размер вознаграждения, который должен быть определенным или определяемым, а также предмет договора - исключительное право на товарный знак, который индивидуализируется путем указания на номер и дату выдачи свидетельства на товарный знак. Согласно ч. 2 п. 3 ст. 1234 ГК РФ, при отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 настоящего Кодекса, не применяются.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что отчуждаемое исключительное право на товарный знак может быть обременено, правообладатель может до уступки исключительного права предоставить право на использование товарного знака третьим лицам - заключить лицензионные договоры либо договор о залоге исключительного права на товарный знак. Такое обремененное исключительное право на товарный знак также может выступать в качестве предмета договора об отчуждении исключительного права, при этом по общему правилу все обременения следуют за этим исключительным правом. А следовательно, если был заключен лицензионный договор, то будет иметь место перемена лица в обязательстве, возникшем из лицензионного договора в связи с уступкой исключительного права на товарный знак. Место лицензиара займет новый обладатель исключительного права на товарный знак.

2. Законодатель устанавливает два вида запретов на отчуждение товарного знака по данному договору. Первый - если отчуждение может стать причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. Например, слово "московский" в товарном знаке для правообладателя из другого региона способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

3. Второй запрет на отчуждение товарного знака по данному договору установлен в п. 3 комментируемой статьи: не допускается отчуждение товарного знака, включающего в качестве неохраняемого элемента наименование места происхождения товара, приобретателю, который не имеет исключительного права на такое наименование.

Кроме того, исключительное право на товарный знак может быть уступлено только тому лицу, которое может обладать исключительным правом на товарный знак. Следовательно, в качестве приобретателя может выступать только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.


Статья 1489. Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака


Комментарий к статье 1489



1. Сторонами данного договора могут выступать юридические лица или индивидуальные предприниматели.

Конституирующими признаками лицензионного договора являются следующие:

предметом договора, в отличие от договора об отчуждении исключительного права, выступает право использования, которое носит обязательственный характер;

лицензионный договор является консенсуальным, он вступает в силу с момента его государственной регистрации;

договор считается возмездным, если его безвозмездность не установлена договором;

если договор возмездный, то он двусторонний, а если безвозмездный - односторонний;

договор является срочным, а право использования предоставляется лишь на определенный срок;

предоставленное по договору право может быть ограничено определенной территорией;

без согласия лицензиара лицензиат не может предоставить полученное право использования третьим лицам.

Все эти признаки указывают на отличия лицензионного договора от договора об отчуждении исключительного права, по которому переходит исключительное право (абсолютное право) на товарный знак в полном объеме на весь срок его действия и, следовательно, возможность распоряжаться этим правом по своему усмотрению.

Содержание лицензионного договора как сделки составляют условия.

К существенным условиям возмездного лицензионного договора относятся предмет договора, способы использования и цена.

К существенным условиям безвозмездного лицензионного договора соответственно относятся предмет договора и способы использования.

Предмет лицензионного договора определяется путем указания на товарный знак, право использования которого предоставляется по договору, с указанием номера и даты выдачи свидетельства.

Необходимо также отметить, что в силу ограничительного толкования договора право использования, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату. Право использования соответствует способу использования, поэтому если в договоре прямо не указан тот или иной способ использования, то лицензиат не вправе использовать товарный знак этим способом.

Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срока действия исключительного права на товарный знак. Когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет.

Лицензионный договор подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Несоблюдение требования о государственной регистрации влечет за собой недействительность договора.

Лицензионный договор может быть исключительным и неисключительным (подробнее см. комментарий к ст. 1236 Кодекса).

2. Лицензиат обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром. Если к лицензиату предъявлены претензии как к изготовителю товаров, то лицензиар и лицензиат несут солидарную ответственность, а это означает, что требование в полном объеме может быть адресовано и лицензиару, и лицензиату.


3. Если товарный знак включает в качестве неохраняемого элемента наименование места происхождения товара, то лицензиатом может быть только лицо, которое обладает исключительным правом на такое наименование.


Статья 1490. Форма и государственная регистрация договоров о распоряжении исключительным правом на товарный знак


Комментарий к статье 1490


1. Любые договоры, посредством которых правообладатель распоряжается исключительным правом на товарный знак, должны быть заключены в письменной форме и зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Поскольку данный договор подлежит государственной регистрации, он должен быть составлен в виде отдельного документа. Несоблюдение требования государственной регистрации договора влечет за собой недействительность договора.

2. Порядок государственной регистрации договоров должен быть определен в административном регламенте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.


Статья 1491. Срок действия исключительного права на товарный знак


Комментарий к статье 1491


1. Срок действия исключительного права на товарный знак - 10 лет, который начинается с даты подачи заявки на государственную регистрацию. Согласно п. 8 ст. 1492 ГК РФ датой подачи заявки на товарный знак считается день поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документов, входящих в состав заявки. Если документы, входящие в состав заявки, представлены не одновременно, то днем поступления заявки считается день поступления последнего документа.

2. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен неограниченное количество раз на 10 лет. Возможность такого продления срока обусловлена тем, что товарный знак не устаревает в отличие от объектов патентного права, он отлично выполняет отличительную функцию, товары, маркируемые им, хорошо зарекомендовали себя в гражданском обороте, производитель товаров заинтересован в сохранении правовой охраны товарного знака.

3. В целях информирования о правовом состоянии товарного знака третьих лиц в Государственный реестр товарных знаков вносится запись о продлении срока действия исключительного права на товарный знак. Такая же запись вносится и в охранный документ - свидетельство, которое удостоверяет действие исключительного права на товарный знак.

4. Государственная регистрация товарного знака.

Подробный комментарий государственной регистрации товарного знака не может быть дан в связи с тем, что в момент написания комментария не принят административный регламент по организации приема заявок на товарные знаки и знаки обслуживания, их регистрации и экспертизы, выдачи свидетельства.



3. Государственная регистрация товарного знака


Статья 1492. Заявка на товарный знак


Комментарий к статье 1492


1. В качестве заявителя, будущего правообладателя, может выступать только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, так как только они могут выступать обладателями исключительного права на товарный знак. Заявка может быть подана не только заявителем, но и патентными поверенными и другими представителями, которые должны иметь доверенность от заявителя.

2. Заявка может относиться только к одному товарному знаку, нельзя подать одну заявку на два и более товарных знака.

3. Заявка состоит из документов, предусмотренных в подп. 1 - 4 п. 3.

4. Заявка подписывается заявителем, а в случае подачи через представителя может быть подписана представителем.

5. Заявка может быть составлена не только на русском, но и на любом другом языке. В последнем случае должен быть представлен перевод документов на русский язык.


Статья 1493. Право ознакомления с документами заявки на товарный знак


Комментарий к статье 1493


Любое лицо после подачи заявки может знакомиться с документами заявки.

Правила ознакомления с документами заявки должны быть установлены в административном регламенте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.


Статья 1494. Приоритет товарного знака


Комментарий к статье 1494


1. Приоритет устанавливает момент, с которого у лица, подающего заявку в случае регистрации товарного знака, возникает исключительное право на товарный знак. Приоритет необходим для проведения экспертизы обозначения, регистрируемого в качестве товарного знака. С приоритетом связано исчисление срока действия исключительного права на товарный знак.

2. Предусмотренное в п. 2 ст. 1496 Кодекса право на выделение заявки основано на положениях ст. 7 Договора о законах по товарным знакам. Цель предоставления такого права заключается в возможности зарегистрировать товарный знак в отношении тех услуг и товаров, которые не подпадают под основания для отказа в регистрации и не нарушают интересы третьих лиц. Ходатайство о выделении заявки можно подать до принятия решения по первоначальной заявке, при этом первоначальная заявка не должна быть отозвана или быть признана отозванной.


Статья 1495. Конвенционный и выставочный приоритет товарного знака


Комментарий к статье 1495


1. При испрашивании конвенционного приоритета необходимо соблюсти следующие условия:

первая заявка должна быть подана в государстве - участнике Парижской конвенции;

заявка в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности должна быть подана в течение шести месяцев с даты подачи первой заявки;

должно быть выражено желание воспользоваться конвенционным приоритетом при подаче заявки в течение двух месяцев с момента подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и должны быть приложены документы, подтверждающие правомерность такого требования, или эти документы должны быть представлены в указанный федеральный орган в течение трех месяцев со дня подачи заявки;


к заявке должны быть приложены документы, подтверждающие подачу первой заявки в государстве - участнице Парижской конвенции.

2. При испрашивании выставочного приоритета должны быть соблюдены следующие условия:

а) должен состояться открытый показ экспоната с помещенным на нем товарным знаком на официальной или официально признанной международной выставке, организованной на территории одного из государств - участников Парижской конвенции;

б) заявка на товарный знак должна быть подана в федеральный орган исполнительной власти в течение шести месяцев с даты начала открытого показа экспоната на международной выставке;

в) выражено желание заявителя воспользоваться выставочным приоритетом при подаче заявки в течение двух месяцев с момента подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;

г) к заявке должны быть приложены документы, подтверждающие статус выставки и содержащие наименование лица, экспонирующего товары, обозначение, которым маркировались эти товары, перечень обозначенных им товаров-экспонатов, а также дату начала открытого показа экспонатов на выставке.

Кроме того, приоритет товарного знака может устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака.

В соответствии со ст. 1 Конвенции о международных выставках от 22 ноября 1928 г. рассматривается как международная, официально признанная выставка всякий показ, каково бы ни было его наименование, к участию в котором другие страны приглашаются дипломатическим путем, который имеет в качестве общего правила непериодический характер, главная цель которого - выявление успехов, достигнутых разными странами в одной отрасли или нескольких отраслях производства и во время которого при входе в помещение выставке не делается никакого различия между покупателями или посетителями.


Статья 1496. Последствия совпадения дат приоритета товарных знаков


Комментарий к статье 1496


1. Комментируемая статья рассматривает последствия совпадения дат приоритета на тождественные товарные знаки в отношении совпадающих перечней товаров, поданных разными заявителями и одним заявителем.

В пункте 1 рассмотрены последствия совпадения приоритета товарных знаков, поданных разными заявителями. В этом случае федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности должен направить уведомление о данном обстоятельстве. В течение шести месяцев с момента получения уведомления заявители должны заключить соглашение, которым определить, на чье имя должен быть зарегистрирован товарный знак в отношении совпадающих товаров, и сообщить об этом соглашении в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

2. В пункте 2 рассмотрены последствия совпадения приоритета товарных знаков, поданных одним заявителем. В этом случае федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности также направляет уведомление заявителю. Заявитель в течение шести месяцев с даты получения уведомления должен сообщить о выбранной заявке, по которой могут быть зарегистрированы совпадающие товары.