Файл: ГК_4_комм_Корчагина_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2813

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обозначение, способное ввести в заблуждение, предполагает субъективность восприятия обозначения, иначе говоря, обозначение может породить в сознании потребителя неправильное представление о его изготовителе, товаре или месте изготовления. Например, обозначение, выполненное на иностранном языке, в некоторых случаях может ввести потребителя в заблуждение относительно места изготовления товара.

К противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали практика относит слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства. Так, было отказано в регистрации словесного обозначения "Долгожитель" для товаров 32 класса МКТУ - пива, и 33 класса МКТУ - алкогольных напитков как противоречащих общественным интересам. Среди обозначений, противоречащих гуманности и морали, можно назвать, например, натуралистическое или карикатурное изображение обнаженного или полуобнаженного женского или мужского тела, выполненное в непристойной позе; словесные обозначения, содержащие нецензурные слова.

4. Запрещена регистрация обозначений в качестве товарных знаков, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственника или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков. Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации утверждено Указом Президента России от 30 ноября 1992 г. N 1487. Особо ценные объекты культурного наследия включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Использование наименований и изображений особо ценных объектов культурного наследия регулируется Федеральным законом от 25 июня 2003 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В.В. Орлова отмечает: "...как показывает практика, есть случаи, когда в качестве товарного знака заявляется название какой-либо подмосковной усадьбы, являющейся памятником культуры. При этом заявитель никакого отношения к ним не имеет. Очевидно, что регистрация такого товарного знака на его имя может негативно отразиться на деятельности музея" <1>.

--------------------------------

<1> Орлова В.В. Обновленное российское законодательство о товарных знаках // Патенты и лицензии. 2004. N 4.


5. Положения п. 5 комментируемой статьи основаны на требованиях Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и до подписания Россией Соглашения ТРИПС не являются действующими. В настоящее время защита обозначений, идентифицирующих иностранные вина и спиртные напитки, от недобросовестных российских заявителей возможна на основании введения потребителя в заблуждение.


6. Положения п. 6 комментируемой статьи направлены на защиту интересов обладателей исключительного права на товарный знак. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарным знаком, заявленным на регистрацию, с товарными знаками, охраняемыми в силу международного договора, общеизвестными товарными знаками однородных товаров. Таким образом, при проведении экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, эксперт должен:

а) установить, имеется ли тождественность или сходность заявленного обозначения до степени смешения с указанными выше товарными знаками;

б) сравнить перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация обозначения в качестве товарного знака, с перечнем товаров тождественного или сходного до степени смешения товарного знака и определить, являются эти товары однородными или нет.

Обозначение считается тождественным другому обозначению, если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на некоторые отличия. При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. Для установления однородности товаров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия реализации товаров, круг потребителей и иные признаки. Например, однородными товарами будут "пальто, пиджаки, платье, жакеты", поскольку они относятся к одной родовой группе - "одежда". Также необходимо обратить внимание, что однородные товары не обязательно содержатся в одном классе МКТУ, в котором могут оказаться неоднородные товары. Так, однородные товары содержатся в 1-м классе МКТУ - химические вещества, используемые для брожения вин; во 2-м классе МКТУ - красители для ликеров, напитков; в 29-м классе МКТУ - паста томатная; в 30-м классе МКТУ - соус томатный.

Роспатентом разработан проект административного регламента исполнения государственной функции по организации приема заявок на товарные знаки, знаки обслуживания, их регистрации и экспертизы, выдаче свидетельств, в котором отражены положения о том, как устанавливать сходность товарных знаков и однородность товаров.

Вместе с тем регистрация обозначения, сходного до степени смешения товарного знака в отношении однородных товаров, может быть осуществлена, если будет получено согласие правообладателя товарного знака.

7. В пункте 7 комментируемой статьи устанавливается запрет регистрации товарного знака в отношении любых товаров, тождественных или сходных до степени смешения с наименованием места происхождения товара. Однако из этого запрета есть исключение. Это исключение применяется при наличии одновременно трех условий:


а) регистрация такого обозначения осуществляется в отношении обладателя исключительного права на наименование места происхождения товара;

б) наименование включается как неохраняемый элемент в обозначение;

в) регистрация обозначения осуществляется в отношении товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.

8. В пункте 8 комментируемой статьи запрет на регистрацию установлен в целях защиты интересов обладателя исключительного права на фирменное наименование или коммерческое обозначение, на селекционное достижение, зарегистрированное в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.

9. В пункте 9 комментируемой статьи запрет установлен в целях защиты интересов обладателей исключительного права на обозначенный в подп. 1 объект авторского права, защиты неимущественных интересов известного в России лица; защиты интересов обладателей исключительного права на промышленный образец, знака соответствия и доменного имени.

Необходимо отметить, что экспертиза в ходе регистрации товарного знака в соответствии с п. 1 ст. 1499 ГК РФ проводится только по положениям п. п. 1 - 7, а по п. п. 8, 9 комментируемой статьи экспертиза не проводится.

10. По перечисленным в комментируемой статье основаниям для отказа в регистрации правовая охрана также не предоставляется обозначениям, которые признаются товарными знаками в соответствии с международными договорами Российской Федерации.


2. Использование товарного знака и распоряжение

исключительным правом на товарный знак


Статья 1484. Исключительное право на товарный знак


Комментарий к статье 1484


1. Содержание исключительного права на товарный знак составляет возможность правообладателя использовать его любыми не противоречащими закону способами, примерный перечень которых предусмотрен в п. 2 комментируемой статьи. Правообладатель может распорядиться своим исключительным правом как посредством заключения договора об отчуждении исключительного права, так и путем заключения лицензионного договора, договора коммерческой концессии или предоставления исключительного права в залог.

2. Суть использования товарного знака заключается в том, что совершаются действия, посредством которых товарный знак выступает в качестве средства индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован.

Например, использованием товарного знака является его размещение не только на самих товарах, но и на этикетках, упаковках товара, которые произведены, вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, хранятся или перевозятся с целью введения в гражданский оборот либо ввозятся на территорию Российской Федерации.

Знак обслуживания используется при размещении его при выполнении работ или оказании услуг.


В качестве использования товарного знака и знака обслуживания рассматривается также размещение их на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот.

Использованием товарного знака и знака обслуживания считается размещение его в предложениях о продаже товаров и выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе.

Законодатель относит к использованию товарного знака и знака обслуживания использование его в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

3. Если другие лица хотят использовать товарный знак или обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком в отношении товаров, для которых зарегистрирован товарный знак, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения, то с обладателем исключительного права эти лица должны заключить лицензионный договор. Понятие однородного товара раскрывается в ст. 1483.

Необходимо отметить, что использование товарного знака не только право, но и обязанность.


Статья 1485. Знак охраны товарного знака


Комментарий к статье 1485


Знак охраны товарного знака выполняет информационную функцию и размещается рядом с товарным знаком, чтобы указать на охраняемый в России товарный знак.


Статья 1486. Последствия неиспользования товарного знака


Комментарий к статье 1486


1. Использование товарного знака является не только правом, но и обязанностью обладателя исключительного права на него. В пункте 1 ст. 1486 Кодекса установлен пресекательный срок существования права - три года. Если в течение любых трех лет после регистрации товарного знака этот товарный знак не будет непрерывно использоваться, то правовая охрана может быть досрочно прекращена в отношении либо всех, либо некоторых товаров. Данное правило установлено в связи с тем, что если существуют так называемые мертвые товарные знаки, то от них нужно освободиться и дать возможность использовать их лицам, которые активно занимаются производством товаров, оказанием услуг и выполнением работ. Для досрочного прекращения правовой охраны товарного знака любое лицо может подать заявление в Палату по патентным спорам по истечении указанных выше трех лет. При этом заявитель не должен доказывать, что правообладатель не использует товарный знак, напротив, именно правообладатель должен доказать, что он его использует.

2. Под использованием товарного знака в комментируемой статье подразумевается использование товарного знака не только правообладателем, но и другими лицами, которые вправе использовать товарный знак правообладателя как в силу лицензионного договора, так и в силу других договоров, например договора коммерческой концессии, по которым они получают разрешение использовать товарный знак под контролем правообладателя. Под использованием понимаются любые действия, предусмотренные в п. 2 ст. 1484 ГК РФ, за исключением тех, которые непосредственно не связаны с введением товара в оборот. Таким образом, не могут считаться использованием товарного знака хранение и перевозка товаров, маркируемых товарным знаком. Как использование товарного знака будет рассматриваться размещение товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках, которые предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках.


3. Не всегда, если правообладатель не использует товарный знак, Палата по патентным спорам может принять решение о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака. Если заявителем представлены доказательства, что он по не зависящим от него причинам не мог использовать товарный знак, то заявление не будет удовлетворено. В частности, для производства некоторых товаров необходимо получить разрешение компетентных государственных органов. Если выдача такого разрешения осуществлялась достаточно длительное время не по вине обладателя исключительного права на товарный знак, то в заявлении о досрочном прекращении товарного знака должно быть отказано.

4. Если обладатель докажет использование товарного знака лишь в отношении части товаров, для которых товарный знак был зарегистрирован, то в отношении другой части товаров правовая охрана товарного знака может быть досрочно прекращена. Если правообладатель не докажет использование товарного знака в отношении ни одного из товаров, касательно которых была осуществлена регистрация товарного знака, то правовая охрана товарного знака может быть прекращена в отношении всех товаров, для индивидуализации которых товарный знак был зарегистрирован.


Статья 1487. Исчерпание исключительного права на товарный знак


Комментарий к статье 1487


Принцип исчерпания прав имеет территориальный характер. Таким образом, если товары, маркированные товарным знаком, были введены за пределами России, а затем ввезены на территорию России, то их использование в Российской Федерации допускается только с согласия правообладателя.


Статья 1488. Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак


Комментарий к статье 1488


1. Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак может быть заключен в отношении как всех товаров, так и части товаров, для индивидуализации которых была осуществлена регистрация товарного знака.

Данный договор является консенсуальным. Указание в определении договора на то, что правообладатель передает или обязуется передать в полном объеме принадлежащее ему исключительное право на соответствующий товарный знак, может ввести в заблуждение: на основании этого можно сделать вывод, что данный договор может быть как реальным, так и консенсуальным. Однако это не так. Права не материальны, поэтому их нельзя физически передать, а следовательно, передача права не есть какое-либо действие, которое является либо моментом вступления в силу договора, либо действием по исполнению договора. Данный договор подлежит государственной регистрации, и из этого следует, что в соответствии с п. 4 ст. 1234 Кодекса исключительное право на товарный знак переходит к его приобретателю в момент государственной регистрации этого договора.

Договор, как правило, является возмездным. Однако стороны могут предусмотреть, что данный договор безвозмездный.