Файл: ГК_4_комм_гл72_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1468

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6) Федеральное агентство по промышленности (Роспром) <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 Роспром был упразднен с передачей его функций Министерству промышленности и торговли РФ (Минпромторг России), которое в свою очередь в соответствии с тем же Указом образовалось в результате разделения бывшего Министерства промышленности и энергетики РФ с передачей ему части функций преобразуемого Министерства экономического развития и торговли РФ.


Перечисленные уполномоченные органы вправе рассматривать заявки на выдачу патента на изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности "секретно".

Иные заявки на выдачу патента на секретные изобретения подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (в данном случае - в Роспатент). Состав заявки на изобретение (как секретное, так и несекретное) определен п. 2 ст. 1375 ГК РФ, а требования к документам заявки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (в данном случае - Министерством образования и науки Российской Федерации - Минобрнауки России).

В настоящее время требования к документам заявки на выдачу патента на секретное изобретение, подача которой осуществляется непосредственно в Роспатент, устанавливаются Административным регламентам исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение (далее - Административный регламент).

Таким образом, заявки на выдачу патента на секретное изобретение, подаваемые как в Роспатент, так и в уполномоченные органы, должны отвечать одним и тем же формальным требованиям, за исключением требования о простановке на документах заявки на секретное изобретение соответствующих грифов секретности. В этой связи все документы заявки на секретное изобретение составляются и учитываются в соответствии с требованиями законодательства о государственной тайне.

Что касается Постановления Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870, то оно устанавливает, что в зависимости от тематической принадлежности заявки на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, подаются в Минобороны России, Минздравсоцразвития России, Росатом или в Роспром, а заявки на секретные изобретения, которые относятся к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, - в МВД России или в ФСБ России. Таким образом, правовая охрана секретным изобретениям должна предоставляться "по подведомственности". Это означает, что патент на секретное изобретение, например атомное, оказавшееся под грифом секретности, т.е. по Закону о государственной тайне подпадающее под тот или иной вид секретности, будет выдавать профильное ведомство, которое занимается атомной тематикой.


Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 перечисленным выше уполномоченным органам предоставляет право в случае необходимости привлекать в установленном порядке с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне к проведению экспертизы заявок на секретные изобретения по существу имеющих необходимую квалификацию для проведения такой экспертизы специалистов федеральных органов исполнительной власти и организаций.

3. Порядок засекречивания сведений, на который указывает п. 3 комментируемой статьи, установлен ст. 11 Закона о государственной тайне и предусматривает, что основанием для засекречивания сведений является их соответствие перечням сведений, подлежащих засекречиванию, применяемым на предприятиях, в учреждениях и организациях, в результате деятельности которых эти сведения получены (разработаны). При обнаружении в заявке сведений, составляющих государственную тайну, решение о ее засекречивании и установлении степени секретности принимает должностное лицо, наделенное полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Перечень таких должностных лиц утвержден распоряжением Президента РФ от 16 апреля 2005 г. N 151-рп <1> (с изменениями от 28 февраля 2009 г.). Заявке как носителю сведений, признанных секретными, присваивается соответствующий гриф секретности.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2005. N 17. Ст. 1547.


Из указанного Перечня следует, что федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не вправе принимать решение о засекречивании изобретений. Уведомлять заявителя о том, что поданная им заявка содержит сведения, составляющие государственную тайну, а также засекречивать документы заявки должен орган государственной власти, руководитель которого в соответствии со ст. 10 Закона о государственной тайне принял решение о засекречивании информации о содержащемся в заявке изобретении.

Необходимость проведения проверки содержания в заявке сведений, составляющих государственную тайну, возникает также при патентовании изобретений в иностранных государствах. Пунктом 1 ст. 1395 ГК РФ установлено, что заявка на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, может быть подана в иностранном государстве или в международную организацию по истечении шести месяцев со дня подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Заявка на изобретение или полезную модель может быть подана ранее указанного срока, но после проведения по просьбе заявителя проверки наличия в заявке сведений, составляющих государственную тайну. Порядок проведения такой проверки устанавливается Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 "О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну" (с изменениями от 22 мая 2008 г.) <1>. В соответствии с данным Постановлением в случае, если в результате проверки заявки устанавливается наличие в ее документах сведений, составляющих государственную тайну, руководитель компетентного органа принимает решение о засекречивании и определении степени секретности документов заявки в соответствии с положениями ст. ст. 9 и 11 Закона о государственной тайне.


--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 53. Ст. 6624.


Компетентный орган, принявший решение о засекречивании заявки и принятии ее к рассмотрению либо о направлении заявки в уполномоченный орган, уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и заявителя и принимает меры по недопущению распространения засекреченной информации.

Одновременно заявитель уведомляется компетентным органом о положениях ст. 10 Закона о государственной тайне, касающихся обязательств по нераспространению сведений, составляющих государственную тайну, и ответственности за их несанкционированное распространение. Если решение о засекречивании документов заявки на изобретение (полезную модель) принимается по международной заявке или заявке на выдачу евразийского патента, то заявитель также уведомляется о невозможности зарубежного патентования соответствующего изобретения (полезной модели). При этом заявитель должен быть уведомлен компетентным органом о засекречивании его заявки до истечения шести месяцев с даты подачи заявки.

Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, должен возмещаться согласно ст. 10 Закона о государственной тайне государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.

Положение о том, что засекречивание заявок, поданных иностранными гражданами или иностранными юридическими лицами, не допускается, основано на норме ст. 10 Закона о государственной тайне, в соответствии с которой "не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации".

4. Указание в п. 4 комментируемой статьи на применение настоящего Кодекса при рассмотрении заявок на секретные изобретения соответственно положений ст. 1384, 1386 - 1389 ГК РФ означает следующее. В тех случаях, когда заявка подается не в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент), а в один из шести названных ранее уполномоченных органов, указание в вышеназванных статьях на Роспатент должно рассматриваться как указание на соответствующий уполномоченный орган.


Применение к секретным изобретениям и заявкам положений иных статей ГК РФ вытекает из п. 2 ст. 1349 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено специальными правилами его ст. ст. 1401 - 1405 и изданными в соответствии с ними иными правовыми актами.

Следует обратить внимание на то, что в случае, когда заявка на изобретение по своей тематической направленности не может быть подана ни в один из уполномоченных органов, она подается в Роспатент и рассматривается им.

Со своей стороны вышеназванный Административный регламент устанавливает процедуру подачи заявки на выдачу патента на секретное изобретение, порядок ознакомления с документами, содержащими сведения о секретных изобретениях, а также положения, связанные с особенностями проведения экспертизы по заявкам на выдачу патента на секретное изобретение.

Заявка на секретное изобретение подается лицом, обладающим правом на получение патента на секретное изобретение в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 1357 и п. 3 ст. 1370, п. 1 ст. 1371 и ст. 1373 ГК РФ, с соблюдением требований законодательства о государственной тайне.

К таким лицам относятся: автор секретного изобретения; работодатель (в случаях, когда секретное изобретение создано работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или получением от работодателя конкретного задания, если иное не оговорено в трудовом или каком-либо другом договоре); правопреемник автора или работодателя.

В случае подачи заявки автором от него не требуется доказательств, что именно он является изобретателем соответствующей технической разработки. Если такая разработка создана группой лиц (соавторами), право на подачу заявки принадлежит им совместно, т.е. в данном случае требуется согласие каждого из соавторов. Лицом, обладающим правом на подачу заявки, может выступать и работодатель. При определении лица, которое в отношении секретного изобретения является работодателем автора, следует исходить из норм трудового законодательства. Так, в соответствии с положением ст. 20 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 25 ноября 2009 г.) <1>, работодателем может быть физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником - автором секретного изобретения.

--------------------------------

<1> Российская газета. 31.12.2001. N 256.


Взаимоотношения между работодателем и автором секретного изобретения в случае создания последним служебного изобретения регламентируются п. 4 ст. 1370 ГК РФ.

Право на подачу заявки (получение патента) может перейти к другому лицу, которое именуется правопреемником. Правопреемниками в отношении права на получение патента на секретное изобретение являются лица, к которым это право перешло по договору с автором или работодателем, в силу закона или в порядке наследования (по завещанию). Так, в частности, правопреемником автора или работодателя (в случае, если это физическое лицо) является его наследник. В порядке наследования к наследнику переходят лишь те права, которые обеспечивают его имущественные права, в том числе право на подачу заявки, а также иные права, в частности право на получение патента, вознаграждения за использование изобретения и т.д. Переход права (правопреемство) от автора или работодателя к другим лицам оформляется гражданско-правовым договором, с соблюдением требований ст. 434 ГК РФ. В данном случае речь идет о частичном (сингулярном) правопреемстве. Универсальное правопреемство происходит по правилам ст. 58 ГК РФ, когда правопреемником работодателя (юридического лица) становится другое юридическое лицо, к которому перешло указанное право при реорганизации.


Для подачи заявки на секретное изобретение, ведения по ней переписки после ее подачи и осуществления иных действий при рассмотрении заявки автор (работодатель, правопреемник автора или работодателя) может назначить своего представителя с выдачей ему доверенности. При назначении представителя сообщаются также сведения о форме и номере его допуска к работам с секретными документами.

Заявка на секретное изобретение от иностранных граждан или иностранных юридических лиц не принимается (подп. 5 п. 14 Административного регламента).

При подаче заявки на выдачу патента на секретное изобретение в Роспатент следует учитывать, что состав данной заявки определяется п. 2 ст. 1375 ГК РФ, а требования к документам заявки устанавливаются Административным регламентом. Так, в частности, необходимо отметить, что:

- все документы заявки на секретное изобретение подаются с использованием специальной связи (подп. 4 п. 14 Административного регламента) и представляются на русском языке в одном экземпляре (подп. 1 и 2 п. 10.11 Административного регламента);

- использование факса для передачи документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, не допускается (п. 13.3 Административного регламента);

- по заявке на выдачу патента на секретное изобретение представитель заявителя должен иметь соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (п. 12.2 Административного регламента) (допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений - ст. 2 Закона о государственной тайне);

- в случае необходимости Роспатент вправе запросить у лица, адрес которого указан в качестве адреса для секретной переписки, копию лицензии на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 12.3 Административного регламента);

- ознакомление с заявкой на секретное изобретение и материалами переписки по ней осуществляется при наличии у заявителя (его представителя) документа, удостоверяющего личность, предписания на выполнение задания установленной формы и справки о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну (п. 17 Административного регламента);

- с документами заявки, сведения о которой не опубликованы, а также с документами, содержащими сведения о секретных изобретениях, запатентованных в Российской Федерации, и секретных изобретениях, на которые выданы авторские свидетельства СССР, в той их части, на которую имеется указание в запросе, решении или отчете об информационном поиске по рассматриваемой заявке, заявитель может быть ознакомлен непосредственно в Роспатенте. Копии таких документов ему не высылаются. Ознакомление с документами, содержащими сведения о секретных изобретениях, осуществляется при наличии у заявителя или его представителя документа, удостоверяющего личность, предписания на выполнение задания установленной формы и справки о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну (п. 18 Административного регламента).