Файл: ГК_4_комм_гл72_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1472

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом срок рассмотрения ходатайства исчисляется с даты поступления последнего из недостающих или исправленных документов.

Если в установленный срок все необходимые правильно оформленные документы не представлены, срок действия исключительного права и удостоверяющего это право патента не продлевается, о чем уведомляется лицо, подавшее ходатайство.

Срок действия патента восстанавливается, если соблюдены условия подачи ходатайства и требования к документам, установленные Административным регламентом.

Сведения о восстановлении срока действия патента незамедлительно передаются для внесения в соответствующий объекту государственный реестр РФ и публикуются в официальном бюллетене Роспатента "Изобретения. Полезные модели".

В случае восстановления срока действия патента лицу, подавшему ходатайство, направляется приложение к патенту с записью о восстановлении срока действия патента, с приведением даты досрочного прекращения действия патента (при отсутствии сведений об учете пошлин за поддержание патента в силе в качестве даты досрочного прекращения действия патента указывается дата регистрации объекта, на который выдан патент) и даты восстановления его действия (даты публикации сведений о восстановлении действия патента).

В записи приложения к патенту о восстановлении действия патента на секретное изобретение приводятся дата досрочного прекращения его действия и дата внесения в Государственный реестр изобретений РФ записи о восстановлении действия патента.

2. Что касается положения о праве послепользования, то следует отметить, что указанное право также впервые было введено Патентным законом РФ и устанавливало возможность для любого лица в период между датой прекращения действия патента и датой официальной публикации сведений о восстановления его действия начать использование запатентованных изобретения, полезной модели или промышленного образца либо сделать в указанный период необходимые приготовления к использованию. При этих условиях за таким лицом сохраняется право на дальнейшее безвозмездное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без расширения объема такого использования. Иными словами, использование должно осуществляться в объеме, который не превышает достигнутый до даты восстановления действия патента, либо в объеме, не превосходящем уровень, соответствующий сделанным приготовлениям. Поэтому, если после даты восстановления послепользователь расширил объем использования, то патентообладатель вправе запретить его, а послепользователь может осуществить его дальнейшее расширение только с разрешения патентообладателя на основании лицензионного договора.

Споры о праве послепользования рассматриваются в судебном порядке.


Следует отличать право послепользования от права преждепользования, которое предназначено для защиты интересов и результатов параллельного творчества других лиц, если эти результаты возникли до даты приоритета изобретения, полезной модели, промышленного образца, охраняемых патентом. Так, ст. 1361 ГК РФ прямо предусмотрено, что лицо, которое до даты приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца (ст. ст. 1381 и 1382 ГК) добросовестно использовало на территории Российской Федерации созданное независимо от автора тождественное решение или сделало необходимые к этому приготовления, сохраняет право на дальнейшее безвозмездное использование тождественного решения без расширения объема такого использования.


§ 7. Особенности правовой охраны и

использования секретных изобретений


Статья 1401. Подача и рассмотрение заявки на выдачу патента на секретное изобретение


Комментарий к статье 1401


1. Правовая охрана секретных изобретений тесно связана с регламентацией в российском законодательстве режима государственной тайны. Закон о государственной тайне призван "регулировать отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием, а также защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации". Данный Закон является важным элементом системы правовой охраны секретных изобретений, он включает определения основных понятий и регламентацию мероприятий, необходимых для обеспечения режима секретности, который распространяется в том числе и на секретные изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Понятие "секретное изобретение" может быть дополнительно раскрыто с помощью положений, содержащихся в Законе о государственной тайне. В соответствии со ст. 2 указанного Закона государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Таким образом, понятие "секретное изобретение" связано с понятием "безопасность страны". Согласно Закону РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" <1> безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. В свою очередь, угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. В частности, угроза безопасности государства и общества, возникающая от разглашения или использования сведений, имеющих научно-технический характер, связана с секретными изобретениями.

--------------------------------

<1> Российская газета. 10.01.1993. N 5.



В соответствии с определением, данным в ст. 2 Закона о государственной тайне, носителем сведений, составляющих государственную тайну, являются материальные объекты, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение, в частности, в виде технических решений. Поскольку изобретения являются техническими решениями в сфере практической деятельности человека, то документация, связанная с секретными изобретениями, попадает в объем приведенного выше определения.

Анализ основного перечня сведений, составляющих государственную тайну, показывает, что включенные в него категории подразумевают наличие в их составе информации о технических решениях, часть из которых может являться изобретениями, например, сведения могут присутствовать:

- в содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

- в документации по разработке, технологии, производству, хранению и утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов;

- в сведениях о технических средствах и методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения;

- в сведениях о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

- в сведениях о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники;

- в сведениях о рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

- в сведениях о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства, и т.п.

Что же касается подачи заявки на секретное изобретение, ее рассмотрения и обращения с ней, то эти действия должны осуществляться в строгом соответствии с положениями Закона о государственной тайне. Так, при составлении описания секретного изобретения следует руководствоваться ограничениями, вытекающими из законодательства о государственной тайне, например:

- в разделе описания "Область техники, к которой относится изобретение" не следует указывать конкретные объекты военной техники, в которых может быть использовано секретное изобретение;

- в раздел "Уровень техники" включаются сведения, для которых установлена степень секретности не выше, чем степень секретности заявленного изобретения;

- в разделе "Осуществление изобретения" не следует указывать объекты оборонной техники, в которых реализуется секретное изобретение, а также ориентировочную потребность в объектах с использованием секретного изобретения;

- в документах заявки на секретное изобретение, в том числе чертежах, схемах, рисунках, запрещается делать ссылки на существующие и разрабатываемые образцы и объекты вооружения и военной техники.


2. Секретные изобретения классифицируются по степени секретности. Принципы установления степени секретности сведений определены в ст. 8 Закона о государственной тайне, согласно которой степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Законом о государственной тайне устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

К сведениям "особой важности" следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К "совершенно секретным" сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К "секретным" сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время Правительством РФ в соответствии с Законом о государственной тайне приняты Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870) <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 37. Ст. 3619.


Согласно упомянутым Правилам количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.


В настоящее время действует Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. N 1286 "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны" <1>. Данным Указом утверждено Положение о Межведомственной комиссии. Руководство деятельностью Межведомственной комиссии осуществляет непосредственно Президент РФ. При этом Межведомственная комиссия является коллегиальным органом, координирующим деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 41. Ст. 4024.


Решения Межведомственной комиссии, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.

Согласно п. 2 комментируемой статьи Правительством РФ должны быть определены уполномоченные органы, которые наряду с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (в настоящее время - Роспатент) будут принимать и рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения.

В Перечне уполномоченных органов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну" <1>, среди уполномоченных органов названы:

--------------------------------

<1> Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2007 г. N 845 в Постановление Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 были внесены изменения, связанные со вступлением в силу с 1 января 2008 г. части четвертой Гражданского кодекса РФ. Эти изменения впрямую не коснулись перечня уполномоченных органов.


1) Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);

2) Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);

3) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России);

4) Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);

5) Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) <1>;

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ к указанным в п. 2 ст. 1401 ГК РФ уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, в которые подаются секретные заявки, была добавлена Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", созданная в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ. Федеральное агентство по атомной энергии Указом Президента РФ от 20 марта 2008 г. N 369 было упразднено. Таким образом, перечень уполномоченных органов, приведенный в Постановлении Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514, был в неявной форме изменен.