ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5193
Скачиваний: 5
Выражение "для собственных нужд" может толковаться по-разному. Если работодатель занимается лишь разработкой новых топологий, то очевидно, что такую новую топологию он практически не может вообще использовать. Но если работодатель выпускает (производит) и продает микроэлектронные изделия, включающие топологии, то "собственные нужды" могут пониматься очень широко.
Норма, содержащаяся в этом пункте, распространяется и на те топологии, которые созданы работниками, не выполняющими по трудовым договорам никаких творческих работ.
Статья 1462. Топология, созданная при выполнении работ по договору
Комментарий к статье 1462
1. Комментируемая статья по своему содержанию повторяет все нормы, предусмотренные ст. 1297 ГК РФ "Программы для ЭВМ и базы данных, созданные при выполнении работ по договору". Следует полагать, что это объясняется тем, что законодатель усматривает сходство между топологиями и данными объектами, проявляющееся в рамках указанных договоров.
В связи с этим к толкованию комментируемой статьи полностью применим комментарий к ст. 1297 ГК РФ, разумеется, с заменой терминологии, mutatis mutandis.
2. Вместе с тем данная статья имеет два отличия по существу от ст. 1297 ГК РФ (на редакционных отличиях мы не будем останавливаться).
Первое отличие состоит в наличии в п. 2 статьи 1462 ГК РФ слов "или указанному им третьему лицу"; этих слов нет в п. 2 ст. 1297 ГК РФ.
Включение этих слов объясняется наличием в п. 4 ст. 1461 слов "или передано им третьему лицу" (см. п. 9 комментария к ст. 1461).
Второе существенное отличие касается права работника на получение вознаграждения за служебную топологию: такое вознаграждение подлежит выплате в соответствии с п. 4 ст. 1461, к которому и отсылает п. 3 комментируемой статьи.
Статья 1463. Топология, созданная по заказу
Комментарий к статье 1463
1. Комментируемая статья целиком и полностью повторяет нормы, содержащиеся в ст. 1296 ГК РФ "Программы для ЭВМ и базы данных, созданные по заказу".
Следует полагать, что это объясняется сходством между указанными выше объектами и топологиями в данных правоотношениях.
В связи с этим комментарий к ст. 1296 ГК РФ применим к анализу ст. 1463, но, разумеется, с заменой терминологии и понятий, mutatis mutandis.
2. Вместе с тем комментируемая статья имеет два существенных отличия от ст. 1296 ГК РФ.
Первое состоит в наличии в п. 2 комментируемой статьи слов "или указанному им третьему лицу", которых нет в п. 2 ст. 1296 ГК РФ.
Наличие этих слов объясняется тем, что в п. 4 ст. 1461 ГК РФ имеются слова "или передано им третьему лицу" (см. п. 9 комментария к ст. 1461).
Второе существенное отличие содержится в п. 4 комментируемой статьи: устанавливая право автора служебной топологии на получение вознаграждения, норма, естественно, отсылает к п. 4 ст. 1461 ГК РФ, а не к норме о служебных авторских произведениях.
Статья 1464. Топология, созданная при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту
Комментарий к статье 1464
См. ст. 1298 и комментарий к ней.
Глава 75. ПРАВО НА СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ)
Статья 1465. Секрет производства (ноу-хау)
Комментарий к статье 1465
1. В главе 75 ГК РФ урегулированы отношения, связанные с секретом производства (ноу-хау). Судя по названию указанной главы и тексту комментируемой статьи, законодатель признает термины "секрет производства" и "ноу-хау" синонимами.
В законодательствах, судебной практике и доктрине зарубежных стран в отношении содержания упомянутых выше понятий нет ни только единой точки зрения, но даже в рамках одной правовой системы высказаны диаметрально противоположные суждения.
Термин "ноу-хау" впервые появился в судебной практике в США в 1916 г., а затем получил широкое распространение во всем мире.
Дословный перевод термина "know-how" означает "знать как", представляет собой сокращение от термина "know how to do it - знать, как это делать". Указанный термин используется либо без перевода (например, в ФРГ), либо с дословным переводом (например, французский термин "savoir-faire"), либо в транскрипции (например, в России).
Наряду с термином "know-how" интенсивно используется термин "trade secret" или "secret de fabrique", который в нашей стране переводится различным образом (например, секрет производства, деловой секрет, производственный секрет, коммерческий секрет).
Не во всех странах термины "ноу-хау" и "секрет производства" считаются синонимами, как, например, в ФРГ, где большинство представителей доктрины придерживаются указанной точки зрения. Иное мнение относительно соотношения указанных понятий существует в США. Так, например, деловым секретом считается конфиденциальная информация, сохраняемая каким-либо лицом для собственного пользования, тогда как эта же конфиденциальная информация, предназначенная для передачи другому лицу, приобретает статус ноу-хау (Ladas S.P. Licensing agreement on know-how in the United States // International Review of Industrial Property and Copyright Law. 1972. N 2. P. 184).
В других странах считают, что указанные понятия пересекаются по многим параметрам, но полностью не совпадают друг с другом. Так, например, во Франции некоторые авторы полагают, что по своей природе производственный секрет (secret de fabrique) является ничем иным как ноу-хау (savoir-faire). Но любые ноу-хау необязательно являются производственным секретом, поскольку объем последнего более ограничен по сравнению с объемом ноу-хау (Chavanne A., Burst J.-J. Droit de la proprit industrielle. Paris; Dalloz, 1980. P. 273).
Разнообразны также источники правового регулирования отношений в сфере секретов производства и ноу-хау. В большинстве государств эти отношения регулируются положениями гражданского, трудового, патентного, торгового, уголовного законодательства, антимонопольного законодательства и законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, а также судебными прецедентами в странах англосаксонского права.
Весьма редким явлением является принятие специальных законов в указанной сфере (например, Единообразный закон США о деловых секретах 1979 г. с последующими изменениями).
Во Франции положения о производственных секретах включены в Кодекс интеллектуальной собственности 1992 г. с последующими изменениями (ст. L. 621.1), но весьма своеобразно, путем отсылки к Кодексу о труде с воспроизведением ст. 152.7 указанного Кодекса.
В ряде государств правовая охрана секретов производства регламентирована антимонопольным законодательством или законодательством о пресечении недобросовестной конкуренции (ФРГ - параграф 21 Закона против ограничения конкуренции от 1 января 1990 г., параграфы 17 - 19 Закона против недобросовестной конкуренции 1909 г. с последующими изменениями; Япония - ст. 1 Закона о предотвращении недобросовестной конкуренции 1934 г. с последующими редакциями).
На международном уровне также предпринимались попытки решения проблемы правового регулирования ноу-хау.
В 1964 г. Объединенное международное бюро по охране интеллектуальной собственности, предшественник Всемирной организации интеллектуальной собственности, приняло Типовой закон для развивающихся стран об изобретениях, ст. 53 - 57 которого были посвящены правовой охране ноу-хау (Model Law for Developping Countries on inventions. Geneva, 1965). В 1974 г. Международная ассоциация по охране промышленной собственности (AIPPI) разработала предложение о включении в текст Парижской конвенции по охране промышленной собственности специальной статьи, посвященной правовой охране ноу-хау, однако эта инициатива так и не была реализована на практике.
Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (далее - Соглашение ТРИПС) содержит ст. 39, предусматривающую предоставление правовой охраны нераскрытой информации (undisclosed information), являющейся, судя по установленным этой статьей признакам, эквивалентом ноу-хау.
2. В перечне охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ) указаны секреты производства (ноу-хау), которым посвящена глава 75 ГК РФ, содержащая восемь статей.
С принятием указанной главы, а также с внесением изменений и дополнений в часть первую ГК РФ и в Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283)) в России существенно изменилась система правовой охраны информации, составляющей коммерческую тайну.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон (СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497)) из ГК РФ исключена ст. 139, предусматривающая охрану служебной и коммерческой тайны. Параллельно из перечня объектов гражданских прав, установленного ст. 128 ГК РФ, исключена информация. Кроме того, в Закон о коммерческой тайне внесены значительные изменения, полностью преобразовавшие его содержательную часть, поэтому, собственно, он и не был отменен, как другие специальные законы в сфере интеллектуальной собственности.
Если ранее указывалось, что Закон о коммерческой тайне регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности, то в настоящее время этот Закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау). По сути, в его нынешнем состоянии Закон о коммерческой тайне представляет собой нормативный акт о режиме коммерческой тайны.
Если ранее под коммерческой тайной понималась конфиденциальность информации, то в настоящее время это понятие определяется через режим конфиденциальности информации, в то время как само понятие режима конфиденциальности информации исключено из Закона о коммерческой тайне.
По сути, усилился лишь акцент на состоянии, в котором должна пребывать информация ("режим конфиденциальности"); понятие коммерческой тайны и ранее противоречило понятию служебной и коммерческой тайны, закрепленной в бывшей ст. 139 ГК РФ.
В Закон о коммерческой тайне включено новое понятие информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), которая полностью совпадает с понятием секрета производства (ноу-хау), установленным в ст. 1465 ГК РФ.
Все эти манипуляции понадобились законодателю для перевода информации, составляющей коммерческую тайну, являющейся одновременно и секретом производства (ноу-хау), из разновидностей информации, признаваемой ранее самостоятельным объектом гражданского права, в разновидность исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.
Вместе с тем в связи с непродуманным решением законодателя относительно категории "информация" под сомнением оказались нормы о передаче информации как в ГК РФ (договоры на выполнение проектных и изыскательных работ - параграф 4 глава 37; договоры на выполнение НИОКР - глава 38; договоры возмездного оказания услуг - глава 39), так и в ряде российских законодательных актов, в том числе в ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610), ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493), ст. 1 - 2, 7 - 8, 16 - 17, 20, 22 - 23, 25, 29 - 30 Федерального закона от 18 июля 1999 г. "Об экспортном контроле" (СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774).
3. В России в дореволюционный период вопросам правовой охраны коммерческой тайны (по терминологии того времени - промысловая тайна) уделялось должное внимание в работах известных цивилистов. Так, В. Розенберг отмечал признание института коммерческой тайны русским законодательством, что являлось, по его мнению, важным средством защиты против недобросовестной конкуренции (Розенберг В. Промысловая тайна. СПб., 1910. С. 68).
В советский период, в условиях отсутствия рыночной конкуренции, термины "коммерческая тайна", "ноу-хау" или другие равнозначные термины не применялись во внутренних взаимоотношениях между социалистическими предприятиями и организациями.
Указанные термины применялись в международном экономическом сотрудничестве, при коммерческом обмене, осуществляемом советскими и иностранными хозяйственными организациями, в частности на основе заключаемых ими договоров на передачу ноу-хау. При этом понятие "ноу-хау" было сформулировано в Инструкции о порядке работы по продаже лицензий и оказанию услуг типа инжиниринг, утвержденной Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий 26 января 1979 г.: не являющиеся общеизвестными и практически применимые в производственной и хозяйственной деятельности различного рода технические знания и опыт, не имеющие правовой охраны за рубежом, включая методы, способы и навыки, необходимые для проведения проектирования, расчетов, строительства и изготовления каких-либо объектов или изделий, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, пуско-наладочных и т.п. работ; разработки и использование технологических процессов; составы и рецепты материалов, веществ, сплавов и т.п.; методы и способы лечения; поиск и добыча полезных ископаемых; знания и опыт административного, экономического, финансового или иного порядка (ЦНИИПИ. М., 1979. С. 1 - 2).
С принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. N 2211-1 (Ведомости СССР. 1991. N 26. Ст. 733) коммерческая тайна получила правовую охрану под новым названием - секрет производства (ноу-хау). Согласно ст. 151 указанных Основ обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при условии наличия следующих трех признаков:
- эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
- к этой информации нет свободного доступа на законном основании;
- обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.
Как следует из вышеизложенного, понятия "секрет производства" и "ноу-хау" воспринимались как синонимы.
Статья 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик действовала на территории России с 3 августа 1992 г.
Эта статья продолжила свое действие и после принятия части первой ГК РФ, в ст. 139 которой предусматривалась охрана служебной и коммерческой тайны, условия охраны которой в принципе идентичны упомянутым выше трем признакам.
Принятие Закона о коммерческой тайне в 2004 г. не поколебало действие ст. 151 указанных Основ, хотя в этом Законе коммерческая тайна выступала сначала под названием "информация, составляющая коммерческую тайну", но с тем же набором условий (признаков) охраны.