ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5187
Скачиваний: 5
- полные или сокращенные наименования международных межправительственных организаций;
- полные или сокращенные названия общественных объединений;
- обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
В комментируемом пункте предусмотрены также исключения из указанного выше правила о запрете включения в фирменное наименование определенных обозначений.
Так, фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия, соответственно, РФ и субъекту РФ.
Кроме того, включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также производных от этого наименования слов допускается по разрешению Правительства РФ, если более 75% акций акционерного общества принадлежит России.
Такое разрешение (равно как и его отзыв) выдается согласно порядку, установленному законом, без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано.
11. В случае несоответствия фирменного наименования требованиям п. 3 или 4 комментируемой статьи орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, <1> вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования (п. 5 комментируемой статьи).
--------------------------------
<1> В настоящее время органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является, согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945), Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.
Полагаю, что законодатель имел в виду предъявление иска в суд, в данном случае в арбитражный суд, с целью понуждения к изменению фирменного наименования.
В таком случае не совсем ясно, почему законодатель не наделил орган, осуществляющий регистрацию юридического лица, правомочием отказать в регистрации заявленного обозначения в качестве фирменного наименования по причине его несоответствия установленным требованиям либо предложить заявителю в течение установленного срока изменить соответствующим образом фирменное наименование.
Полагаю также, что любые лица могут предъявить иски в суд с целью понуждения к изменению фирменного наименования в случае его несоответствия п. 3 и 4 комментируемой статьи.
12. В данной статье не определены правовые последствия несоответствия фирменного наименования требованиям ее п. 2, в котором изложены признаки фирменного наименования.
Следует полагать, что любое лицо вправе подать в суд иск о признании регистрации фирменного наименования недействительной вследствие его несоответствия требованиям п. 2, в частности в случае описательного характера фирменного наименования, т.е. когда оно состоит только из слов, обозначающих род деятельности юридического лица.
13. Как указано в ст. 14 Вводного закона, фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76 ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 г. изменении учредительных документов юридических лиц.
В случае неисполнения упомянутого выше предписания орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен действовать в соответствии с п. 5 комментируемой статьи, т.е. предъявлять иски к юридическим лицам о понуждении к изменению их фирменных наименований.
В связи с принятием части четвертой ГК РФ в соответствии с Вводным законом в ряде федеральных законов приняты новые редакции положений о фирменных наименованиях (с незначительными изменениями и уточнениями), в частности включена запись о том, что иные требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ (ст. 7 и 10 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"; ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"; ст. 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; ст. 5 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах"; ст. 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; ст. 4 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование
Комментарий к статье 1474
1. Комментируемая статья посвящена одной из ключевых категорий права - исключительному праву на фирменное наименование.
Ранее исключительное право на фирменное наименование определялось в п. 4 ст. 54 ГК РФ и связывалось с его регистрацией, порядок которой должен был устанавливаться законом и иными правовыми актами. Вводным законом (ст. 17) п. 4 ст. 54 ГК РФ изложен в новой редакции, согласно которой права на фирменные наименования определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.
Общие правила определения исключительного права гражданина или юридического лица закреплены в ст. 1229 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье). Исключительное право сформулировано как в позитивной форме (правообладатель вправе использовать результат и средство), так и в негативной форме (правообладатель может запрещать другим лицам использование результата или средства).
Правообладателю принадлежит также правомочие по распоряжению исключительным правом (он может разрешать другим лицам использование результата или средства), которое детализировано в ст. 1233 - 1238 ГК РФ.
Исключительное право на результат или средство может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно, кроме исключительного права на фирменное наименование. Другие особенности исключительного права на фирменное наименование, о которых речь пойдет ниже, раскрыты в комментируемой статье.
2. В абзаце первом п. 1 данной статьи сформулирована позитивная функция исключительного права на фирменное наименование: юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом.
Кроме того, в этой норме изложен примерный перечень видов использования фирменного наименования: путем его указания на вывесках, бланках, счетах и иной документации, объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках.
В абзаце втором п. 1 комментируемой статьи предписано, что сокращенные фирменные наименования (в мировой практике их принято называть фирменными знаками), а также фирменные наименования на языках народов России и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Поскольку указанные разновидности фирменного наименования используются правообладателем факультативно, то их правовая охрана в режиме исключительного права обусловлена обязательным включением сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц.
3. В пункте 2 комментируемой статьи раскрыта одна из основных особенностей правовой охраны фирменных наименований в России, заключающаяся в том, что распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права его использования) не допускается.
В этом отношении фирменное наименование сближается с другим средством индивидуализации - наименованием места происхождения товара; распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара также не допускается (см. комментарий к п. 4 ст. 1519 ГК РФ).
Поэтому говорить об исключительном праве на фирменное наименование, которое в российском варианте лишено одного из своих основных элементов - права распоряжения, можно лишь условно.
В основе указанного решения законодателя лежит, на мой взгляд, широко распространенный в советской, а затем в российской правовой литературе тезис о том, что право на фирменное наименование - это личное неимущественное право (см. например: Советское гражданское право. Часть 1 / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1986. С. 183; Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М., 2004. С. 580).
4. В соответствии с законодательствами большинства государств мира фирменные наименования, являясь объектом интеллектуальной, в том числе промышленной, собственности, может передаваться, т.е. быть предметом гражданского оборота, но только совместно с предприятием, которое оно обозначает.
Именно в этом случае используется понятие "фирменное наименование (nom commercial, trade name)" в тексте ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, оказавшей влияние на законодательства и судебную практику большинства государств мира. Так, например, согласно ст. 13 Закона Швеции о фирменных наименованиях от 29 марта 1974 г. N 156 (Industrial Property. 1986. N 10. Text 1-001) фирменное наименование может быть передано только совместно с предприятием, на котором фирменное наименование использовано.
5. С утверждением в российском праве концепции индивидуализации фирменного наименования юридического лица норма о возможности передачи права на фирменное наименование совместно с предприятием лишилась своего основания.
Следует особо отметить, что Положение о фирме, в котором была воплощена концепция индивидуализации фирмой предприятия, в ст. 12 допускало передачу фирменного наименования совместно с предприятием: в случае перехода предприятия к новому владельцу таковой может воспользоваться прежней фирмой предприятия лишь с согласия прежнего владельца или его правопреемников и лишь при условии добавления к ней указания на преемственную связь.
В период неопределенности с концепцией индивидуализации, длившийся с 1 января 1995 г. по 31 декабря 2007 г., возможность передачи фирменного наименования совместно с предприятием фактически существовала на основании ст. 132 и 559 ГК РФ (до вступления в силу их новых редакций, согласно которым термин "фирменное наименование" заменен термином "коммерческое обозначение").
С исключением возможности передачи фирменного наименования совместно с предприятием исключительное право на фирменное наименование, по сути, лишилось своего имущественного содержания и фактически слилось с такой категорией, как "наименование коммерческой организации", указанной в ст. 54 ГК РФ и в других специальных законах.
Наименование юридического лица - это личное неимущественное право. В этом качестве оно индивидуализирует юридическое лицо в целом как организацию, наделенную обособленным имуществом и выступающую в имущественных и личных неимущественных отношениях от своего имени во всех сферах деятельности. Эта особенность четко проявляется, когда юридическое лицо выступает в публично-правовых отношениях. В таких случаях применяется только термин "наименование юридического лица". В качестве примера можно привести ст. 7 и 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3436).
В тех случаях, когда наименование юридического лица используется в гражданском обороте, оно приобретает качество фирменного наименования, но не может быть предметом передачи вместе с передачей предприятия юридического лица.
Таким образом, российский законодатель для индивидуализации юридического лица определил фирменное наименование, которое в этой функции совпадает с собственно наименованием юридического лица, а для индивидуализации предприятия, собственником которого является юридическое лицо, - коммерческое обозначение, которое в этой функции заменяет фирменное наименование.
6. В пункте 3 комментируемой статьи сформулировано важное правило о запрете нарушения исключительного права на фирменное наименование.
Так, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения.
При этом такое использование считается незаконным при наличии следующих условий:
- если указанные юридические лица, использующие тождественные или сходные наименования, осуществляют аналогичную деятельность;
- фирменное наименование второго юридического лица включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица (т.е. принимается во внимание "старшинство" права на фирменное наименование).
Следует признать, что формулировка п. 3 далека от совершенства.
Исключительное право на фирменное наименование предполагает, что правомочие запрета действует в отношении неопределенного круга лиц, т.е. имеет абсолютный характер.
Однако в комментируемой норме запрет использования чужого фирменного наименования адресован только юридическому лицу, которым, по смыслу ст. 1473 ГК РФ, является коммерческая организация, что в принципе существенно сужает объем исключительного права на фирменные наименования относительно субъектов ответственности за его нарушение.
В данной норме установлен запрет использования чужого фирменного наименования, но ничего не говорится о запрете использования других средств индивидуализации - товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров в качестве отдельных элементов такого наименования. В этом случае объем исключительного права на фирменное наименование расширен, однако такое расширение произошло за счет сужения объема исключительного права на другие средства индивидуализации.
В анализируемой норме не раскрыто понятие "аналогичная деятельность", осуществляемая другими юридическими лицами с использованием спорных фирменных наименований.
Следует предположить, что речь идет о производстве однородных товаров, выполнении однородных работ или предоставлении однородных услуг, которые могут вызвать у потребителей представление о принадлежности этих товаров, работ, услуг определенному лицу. При этом должны приниматься во внимание различные признаки деятельности, в том числе род товара, вид материала, из которого изготовлен товар, виды работ, услуг, их назначение, круг потребителей.
7. В соответствии с ранее действовавшей редакцией п. 4 ст. 54 ГК РФ запрещалось использование чужого зарегистрированного фирменного наименования. С самого начала применения этой нормы правоприменительные органы толковали ее как недопустимость полного тождества фирменных наименований с учетом организационно-правовой формы юридических лиц, участвующих в спорных правоотношениях.
Суды и иные правоприменительные органы пошли по пути наименьшего сопротивления: во внимание принималось в первую очередь тождество или различие организационно-правовой формы организации. При этом отличительная часть фирменного наименования, т.е. наиболее запоминаемое название, под которым фирменное наименование известно публике, могло быть одинаковым у различных организаций. В принципе, такую точку зрения высказал Высший Арбитражный Суд РФ в своем письме от 29 мая 1992 г. "Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике" (Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1992. N 1).