Файл: ГК_4_комм_Гаврилов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5185

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому серьезную проблему для правоприменительных органов многих государств представляет толкование ст. 8 Парижской конвенции. Как указано в авторитетном комментарии к ст. 8 Парижской конвенции, если законодательство какой-либо страны предоставляет охрану национальным фирменным наименованиям только при наличии регистрации, данная статья влечет за собой отмену этой обязанности для иностранных фирменных наименований (Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Комментарий. М., 1977. С. 154). Иными словами, если упомянутая выше международно-правовая норма нарушается в каком-либо государстве, то иностранные владельцы фирменных наименований автоматически получают преимущество перед национальными владельцами фирменных наименований, если в этом государстве действует принцип приоритета положений международного договора перед положениями национального законодательства, как, например, в России.

Вполне очевидно, что требования регистрации непосредственно фирменного наименования и требование регистрации юридического лица, предусматривающие включение фирменного наименования в Единый государственный реестр юридических лиц, по сути, не отличаются друг от друга, поскольку исключают предоставление охраны фирменному наименованию в силу его известности или использования как на территории России, так и за рубежом.

Примечательно, что в зарубежной судебной практике и литературе нет единого подхода относительно применения нормы ст. 8 Парижской конвенции. Из правовой литературы известно о существовании узкого и широкого толкования ст. 8 Парижской конвенции (Fernandez - Novoa C. The International Protection of Trade Names in Spain - The Application of Article 8 of the Paris Convention by the Spanish Courts // International Review of the Industrial Property and Copyright Law. 1976. V. 7. N 4. P. 509 - 510). О широком толковании указанной статьи упоминалось выше.

Узкое толкование ст. 8 Парижской конвенции заключается в том, что охрана иностранному фирменному наименованию предоставляется в том случае, если оно используется в стране - участнице Парижской конвенции, где оно испрашивается.

Учитывая тот факт, что стержневым моментом в предоставлении охраны конкретному фирменному наименованию является стремление исключить возможность введения в заблуждение торговых кругов и потребителей относительно истинного происхождения товаров и услуг, многие государства толкуют положения ст. 8 Парижской конвенции таким образом, что фирменное наименование для целей получения охраны в данной стране должно в течение определенного времени использоваться в гражданском обороте на ее территории. Например, в большинстве стран континентальной Европы, включая Германию и Францию, суды придерживаются именно узкого толкования ст. 8 Парижской конвенции.

В некоторых странах узкое толкование ст. 8 Парижской конвенции вошло в качестве нормы в законодательство. Так, например, согласно ст. 77 испанского Закона о товарных знаках от 10 ноября 1988 г. N 32/1988 (Industrial Property and Copyright. 1999. N 10. Text 3-001) фирменное наименование охраняется на условиях, предусмотренных ст. 8 Парижской конвенции, действующей в Испании, при условии, что его обладатель докажет, что он его использовал в Испании.


Согласно ст. 12 Закона Армении о фирменных наименованиях (Промышленная собственность. Официальный бюллетень. Ереван, 2001. N 32(18). С. 107 - 111) исключительное право на использование фирменного наименования иностранного юридического лица вступает в силу на основании факта получения известности среди общественности или получения всеобщей известности вследствие публичного использования в Армении данного фирменного названия.

Поскольку в п. 1 комментируемой статьи отсутствует положение о предоставлении исключительного права на иностранное фирменное наименование, российским правоприменительным органам еще предстоит выработать свою позицию относительно применения на территории России ст. 8 Парижской конвенции.

5. В пункте 2 комментируемой статьи определено действие исключительного права на фирменное наименование во времени: оно возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Как и в большинстве государств, в России действие исключительного права не ограничено каким-либо сроком.

Следует отметить, что в некоторых государствах фирменные наименования регистрируются на определенный срок с возможностью возобновления такой регистрации. Так, например, в Мексике (Industrial Property. 1991. N 10. Text 1-001), в Перу (Industrial Property and Copyright. 1996. N 9. Text 1-003), в Испании (Industrial Property and Copyright. 1999. N 10. Text 3-001) регистрация фирменных наименований производится в специальных реестрах в патентных ведомствах этих государств на 10-летний срок с возможностью возобновления этой регистрации на последующие 10-летние периоды. При этом сведения о регистрации фирменных наименований (воспроизведение регистрируемого обозначения, место расположения предприятия, род деятельности предприятия и др.) публикуются в официальных бюллетенях в целях их доведения до всеобщего сведения.

В России среди публикуемых и размещаемых в сети Интернет сведений о зарегистрированных юридических лицах отсутствуют сведения о роде (виде) деятельности юридических лиц. В связи с вышеизложенным объективно затруднено применение федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности нормы п. 8 ст. 1483 ГК РФ, предусматривающей одно из оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака (не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемыми в России фирменными наименованиями), поскольку из публикуемых или размещенных в сети Интернет сведений невозможно почерпнуть информацию о производимых товарах или предоставляемых услугах.


6. Возникновение исключительного права на фирменное наименование связано с днем государственной регистрации юридического лица, которое оно обозначает.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по решению регистрирующего органа по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно ст. 11 Закона о государственной регистрации моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Следует особое внимание обратить на объем исключительного права на фирменное наименование в России, напрямую зависящий от системы регистрации юридических лиц в Едином государственном реестре юридических лиц.

Специфика исключительного права на фирменное наименование в России такова, что объем охраны, предоставляемый фирменному наименованию, незначительный.

Проблема заключается в том, что законом не предусмотрен механизм отслеживания поступления тождественных или сходных с уже внесенными в реестр фирменными наименованиями и отказа на этом основании их внесения в реестр.

Регистрирующие органы не наделены полномочиями по проверке заявленных обозначений с целью предотвращения их коллизии с уже внесенными в реестр фирменными наименованиями. В результате этого Единый государственный реестр юридических лиц переполнен не только сходными, но полностью идентичными обозначениями, причем не только в масштабах всей страны, но и в рамках отдельных регионов.

Так, например, по сведениям, выложенным на сайте ФНС России (htpp://egrul.nalog.ru/fns/fns/php), на конец 2007 г. в Москве зарегистрировано около 30 обществ с ограниченной ответственностью "Кристалл", отличающихся в редких случаях написанием специальной (отличительной) части фирменного наименования заглавными буквами: "КРИСТАЛЛ".

Такая ситуация приводит не только к ослаблению исключительного права на фирменное наименование, но и к введению потребителей в заблуждение относительно происхождения товаров (работ, услуг).

7. Прекращение исключительного права на фирменное наименование связано с моментом исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с:

- прекращением юридического лица;

- изменением его фирменного наименования.

Прекращение юридического лица - коммерческой организации - может наступить в связи с:

- реорганизацией юридического лица;

- ликвидацией юридического лица;

- исключением юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа;


- продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия в уставный капитал акционерного общества.

Реорганизация юридического лица предусмотрена ст. 57 ГК РФ в форме его слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

В связи с реорганизацией юридического лица возникает проблема с правопреемством в отношении соответствующих прав и обязанностей.

Как известно, фирменное наименование - это объект исключительных прав, и в этом качестве должно получить стоимостную оценку в составе нематериальных активов юридического лица. К нематериальным активам, согласно ст. 257, ч. 3, п. 4, НК РФ, относятся, в частности, исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара и фирменное наименование.

При реорганизации юридического лица может возникнуть вопрос о принадлежности исключительного права на фирменное наименование, особенно при таких формах реорганизации юридического лица, как разделение и выделение, когда должен решаться вопрос о переходе исключительного права на фирменное наименование к тому или иному юридическому лицу из вновь возникших юридических лиц.

Ликвидация юридического лица, предусмотренная ст. 61 ГК РФ, влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Иными словами, ликвидация юридического лица означает, по сути, переход фирменного наименования, которое обозначало указанное юридическое лицо, в общественное достояние.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (добровольная ликвидация);

- по решению суда (принудительная ликвидация в отношении коммерческой организации) в случае:

- допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

- осуществления деятельности, запрещенной законом;

- осуществления деятельности с нарушением Конституции РФ;

- осуществления деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

- в иных случаях, предусмотренных комментируемым Кодексом (например, в случае признания в силу ст. 65 юридического лица, за исключением казенного предприятия, банкротом).

Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность (непредставление в течение последних 12 месяцев документов отчетности и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету), из Единого государственного реестра юридических лиц может быть осуществлено по решению регистрирующего органа на основании ст. 21.1 Закона о государственной регистрации.


Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал акционерного общества установлен в ст. 21.2 Закона о государственной регистрации.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц, информация о которой публикуется регистрирующим органом.

Исключительное право на фирменное наименование может быть прекращено в связи с его изменением.

Это случай добровольного прекращения исключительного права на фирменное наименование, например, по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, вызванного различного рода причинами.

При этом прекращение исключительного права на одно фирменное наименование сопровождается возникновением у юридического лица исключительного права на другое (измененное) фирменное наименование.

Происходит это в форме государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по правилам главы VI Закона о государственной регистрации.


Статья 1476. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания


Комментарий к статье 1476


1. Комментируемая статья посвящена вопросам соотношения права на фирменное наименование с правами на другие средства индивидуализации - правами на коммерческое обозначение, на товарный знак и на знак обслуживания.

Правоприменительная практика показывает, что наиболее часто случаются коллизии между правами на фирменное наименование и правами на товарный знак или знак обслуживания.

2. В абзаце первом п. 1 данной статьи указано, что фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения.

Коммерческое обозначение является сравнительно новым объектом исключительных прав. Его правовой режим обозначен в ст. 1538 - 1541 ГК РФ (см. комментарии к указанным статьям).

Для целей комментария п. 1 данной статьи целесообразно указать, что коммерческое обозначение, не подлежащее обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц, призвано индивидуализировать предприятие юридического лица в пределах определенной территории путем его указания, как правило, на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации. Его использование является факультативным. Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу, но только вместе с предприятием, которое оно индивидуализирует.