ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5182
Скачиваний: 5
Срок действия международной регистрации по вышеупомянутому Международному соглашению - 20 лет; по Протоколу - 10 лет; этот срок может неограниченное число раз продлеваться на такие же последующие периоды.
Ежегодно в России на основе указанных международных договоров получают охрану около 10 тысяч иностранных товарных знаков. В этих договорах участвуют около 60 стран, в том числе Великобритания, Германия, Италия, Испания, Казахстан, Польша, Европейский союз, США, Украина, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония.
Статья 1480. Государственная регистрация товарного знака
Комментарий к статье 1480
1. В комментируемой статье речь идет о государственной регистрации товарного знака в соответствии с первым случаем предоставления охраны, указанным в ст. 1479 ГК РФ (см. п. 2 комментария к ст. 1479).
2. В соответствии с комментируемой статьей государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В настоящее время его функции фактически исполняет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
Роспатент регистрирует товарный знак в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее кратко именуется "Государственный реестр товарных знаков").
3. Порядок ведения Государственного реестра товарных знаков определяется, в частности, в ст. 1503 и 1505 ГК РФ.
Статья 1481. Свидетельство на товарный знак
Комментарий к статье 1481
1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что правоустанавливающим документом на товарный знак является свидетельство на товарный знак. Указывается, что свидетельство выдается на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков.
2. Из этой нормы есть исключение: свидетельство на общеизвестный товарный знак выдается на товарный знак, внесенный в Перечень общеизвестных товарных знаков (п. 3 ст. 1509 ГК РФ).
3. О форме свидетельства см. п. 2 ст. 1504, п. 3 и 4 ст. 1505 ГК РФ.
Форма свидетельства на общеизвестный товарный знак имеет свои отличия - см. п. 3 ст. 1509 ГК РФ.
Форма свидетельства на коллективный товарный знак имеет свои отличия - см. п. 2 ст. 1511 ГК РФ.
4. См. пункт 5 ст. 1513 ГК РФ.
5. В пункте 2 комментируемой статьи указывается, что свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак.
6. В пункте 2 устанавливается, что исключительное право на товарный знак действует в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Из этой нормы вытекает, что в свидетельстве обязательно должны быть указаны товары, для которых товарный знак зарегистрирован.
Однако сама норма о том, что исключительное право на товарный знак действует в отношении товаров, указанных в свидетельстве (и, следовательно, не действует в отношении других товаров), является неточной: см. п. 3 ст. 1484 ГК РФ.
О сфере действия правовой охраны общеизвестного товарного знака см. п. 3 ст. 1508 ГК РФ.
О сфере действия свидетельства при признании правовой охраны товарного знака частично недействительной см. ст. 1512 и 1513 ГК РФ.
Сфера действия свидетельства изменяется при прекращении правовой охраны товарного знака (ст. 1514 ГК РФ), если прекращение является лишь частичным.
Статья 1482. Виды товарных знаков
Комментарий к статье 1482
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы самые различные обозначения: перечень видов этих обозначений сформулирован как открытый, не исчерпывающий.
Требуется лишь одно: чтобы такое обозначение было способным индивидуализировать товар (п. 1 ст. 1477 ГК РФ).
Обозначение, регистрируемое в качестве товарного знака, указывается в заявке на товарный знак. Требования к документам заявки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (п. 7 ст. 1492 ГК РФ). Следует полагать, что эти требования не могут ограничивать виды обозначений, регистрируемых в качестве товарных знаков.
2. Виды обозначений, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, указаны в ст. 1483 ГК РФ. Все иные виды и категории обозначений должны считаться (предполагаться) способными быть зарегистрированными как товарные знаки.
Комментируемая норма составлена так широко, что лицо, желающее зарегистрировать определенное обозначение в качестве товарного знака, не обязано доказывать, что данное обозначение может быть зарегистрировано как товарный знак. Обязанность доказать, что определенное обозначение не может быть зарегистрировано как товарный знак, возлагается на регистрирующий орган либо на лицо, возражающее против произведенной регистрации. Так, например, если регистрирующий орган заявляет, что заявленное обозначение не подлежит регистрации, так как оно непроизносимо (заявлено сочетание букв "БВГДЖ") или примитивно (заявлена буква "З" для ножей), то заявитель не должен доказывать, что данные обозначения все же являются словесными знаками, поскольку кроме словесных могут охраняться и иные обозначения. Иными словами, в данной ситуации регистрирующий орган обязан указать основание отказа - норму ГК РФ.
3. Смысл п. 2 комментируемой статьи состоит в том, что заявитель может требовать регистрации определенного обозначения в каком-либо цвете либо в цветовом сочетании.
В этом случае обозначение регистрируется в этом цвете или цветовом сочетании.
Под "цветовым сочетанием" имеются в виду цвета (расцветки) отдельных элементов обозначения либо, возможно, цветовые варианты.
Если цвет (цветовое обозначение) не указан, товарный знак считается зарегистрированным в черно-белом варианте.
4. Поскольку ГК РФ не устанавливает, что могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков лишь новые обозначения, следует учитывать, что словесные, изобразительные и иные обозначения могут быть зарегистрированы, по общему правилу, и в том случае, если они представляют собой уже известные слова, рисунки и т.п.
Статья 1483. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака
Комментарий к статье 1483
1. Комментируемая статья озаглавлена "Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака".
Следовательно, эта статья относится к той стадии, когда заявка на товарный знак подана, но товарный знак еще не зарегистрирован. На самом деле нормы, содержащиеся в данной статье, применяются и в тех случаях, когда регистрация товарного знака уже осуществлена, но затем выясняется, что она была произведена с нарушением закона. О таких ситуациях говорится также в ст. 1512 ГК РФ. См. также п. 50 комментария к настоящей статье.
2. В пункте 1 комментируемой статьи перечислены четыре категории обозначений, которые не могут охраняться как товарные знаки.
Однако понять из абз. 1 п. 1, почему именно эти обозначения не могут получать правовую охрану, совершенно невозможно: то ли потому, что они не обладают различительной способностью, то ли потому, что они состоят только из указанных элементов. Таким образом, это одна из попавших в ГК РФ норм, которую логически освоить нельзя!
В связи с этим следует считать, что в выражении "не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов" союз "или" употреблен ошибочно; его следует заменить союзом "и".
3. Первая категория обозначений, которая не может охраняться в качестве товарных знаков в соответствии с п. 1 комментируемой статьи, - это "обозначения, которые вошли во всеобщее употребление для обозначения товаров, определенного вида". Под этим пышным выражением скрываются обычные названия товаров.
Так, например, если мы говорим: "обувь", "ботинки", "туфли", "туфли-лодочки" - то все эти термины ясно и недвусмысленно обозначают определенные товары. Напротив, такие названия для обуви, как "корочки" (устарелое), "шузы" (современное), не должны считаться вошедшими во всеобщее употребление и под этот запрет не подпадают.
Таким образом, обозначение "Цемент" не может быть зарегистрировано как товарный знак для цемента, бетонных изделий. Но нет препятствий к тому, чтобы это обозначение было зарегистрировано как товарный знак для иных товаров, например для хлебобулочных изделий.
В соответствии с этой нормой слово "Вояж" может быть названием и товарным знаком для журнала о туристической деятельности; но оно не может быть знаком обслуживания для туристической фирмы, даже если она называется "ООО "Вояж".
4. Некоторые обозначения, подпадающие под подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, могли ранее, до того как они вошли во всеобщее употребление, ассоциироваться с определенными производителями ("Термос", "Ксерокс") и могли быть зарегистрированы как товарные знаки. Если после такой регистрации они стали входить во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида, чему владелец товара не препятствовал, то они теперь подпадают под подп. 1 п. 1. Но если владелец товарного знака этому препятствовал или не мог препятствовать по объективным причинам, то комментируемая норма не должна применяться.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в судебном споре, касающемся превращения товарного знака ("Phenazepamum" - для лекарственных препаратов) в обозначение товаров определенного вида, указал, что "для признания обозначения вошедшим во всеобщее употребление необходимо длительное использование спорного обозначения, что недостаточно установления общеупотребимости обозначения только среди производителей товара, что активные и адекватные нарушениям действия правообладателя по защите прав на товарный знак [он направлял претензии в адрес нарушителей, а одно судебное дело - выиграл] препятствуют прекращению правовой охраны товарного знака" (Постановление Президиума ВАС РФ от 6 июля 2004 г. N 2606/04).
5. Вторая категория обозначений, не обладающих различительной способностью и потому не охраняемых как товарные знаки, - это обозначения, "являющиеся общепринятыми символами и терминами".
Символ - это графическое изображение, обозначающее отрасль хозяйства, область деятельности, условное обозначение, применяемое в науке и технике, например "змея над чашей" - символ медицины.
Термин - это лексическая единица, относящаяся к науке и технике (например, термины "гражданская правоспособность", "эксцесс исполнителя", относящиеся к праву).
Данную норму следует понимать как запрет регистрации в качестве товарного знака такого символа или термина, но только для соответствующей области науки или техники. Иными словами, символ "Змея над чашей" не может быть зарегистрирован как товарный знак для лекарств и как знак обслуживания для продажи лекарств. Но этот символ вполне может быть зарегистрирован, например, как знак обслуживания юридической конторы, занимающейся бракоразводными процессами.
6. В подпункте 3 п. 1 комментируемой статьи названа третья категория обозначений, которые не могут охраняться как товарные знаки по причине отсутствия у них различительной способности. Это обозначения, "характеризующие товары", т.е. содержащие определенные характеристики товара или определенные данные о товаре, предназначенные для покупателей (потребителей).
Примеры таких характеристик прямо установлены в данной норме. Прежде всего - это указание на вид товара, например слова "любительская" и "докторская" для колбасы (но само слово "колбаса" под эту норму не подпадает), а также указания на качество, количество, свойства товара, назначение, ценность, время, место и способ их производства и сбыта. Сюда же следует отнести указания о составе (ингредиентах) товара, об условиях хранения, способе потребления, сроке годности.
7. Четвертая категория обозначений, не охраняемых в связи с отсутствием у них различительных способностей (подп. 4 п. 1), - это обозначения, представляющие собой форму товара, если эта форма целиком и полностью либо в основном определяется свойствами либо назначением товара.
Из этой формулировки следует, что здесь речь идет о такой форме товара, которая - целиком или в основном - обусловлена либо самим товаром, либо его функцией.
Следует полагать, что данная норма распространяется не только на трехмерные обозначения, но и на обозначения, спроецированные на плоскость.
Таким образом, не может быть зарегистрирована ни форма ананаса или банана для услуг по продаже фруктов, ни форма гаечного ключа для индивидуализации инструментов.
Однако данная норма не содержит запрета регистрации подобных форм для других видов товаров и услуг.
8. Абзац 6 п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что "указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения".
Следует считать, что данная норма относится ко всем четырем категориям обозначений, указанным выше, а выражение "указанные элементы" относится не только к частям указанных выше обозначений, но и к этим обозначениям целиком.
9. В абзаце 6 п. 1 употреблено использовано выражение "неохраняемые элементы" товарного знака.
Это понятие упоминается также в последнем абзаце п. 2 ст. 1483, в п. 7 ст. 1483, в п. 3 ст. 1488 и в п. 3 ст. 1489 ГК РФ.
В среде специалистов неохраняемые элементы именуются "дискламированными элементами" (от англ. слова Disclaim - отказ от притязаний); применяется и устойчивое словосочетание "формула дискламации" - форма указания заявителя о том, что он не претендует на охрану определенных элементов товарного знака.
"Неохраняемые элементы" появляются либо потому, что они вообще не обладают различительной способностью, либо потому, что права на них принадлежат другим лицам или затрагивают права других лиц.
Неохраняемые элементы составляют часть товарного знака; они используются в составе товарного знака, но при возникновении спора о нарушении исключительного права на товарный знак эти элементы исключаются из товарного знака, они не влияют на исход спора о наличии нарушения права на товарный знак.
Таким образом, заявитель (и владелец права на товарный знак) может использовать неохраняемый элемент обозначения либо без регистрации такого элемента, либо зарегистрировав его как неохраняемый элемент. В первом случае этот неохраняемый элемент не будет вообще входить в зарегистрированный знак, во втором - неохраняемый элемент будет указан в заявке; он также будет фигурировать в самом зарегистрированном знаке.
То или иное решение этого вопроса никак не влияет на объем исключительного права на товарный знак.
Включение неохраняемого элемента в состав товарного знака, с одной стороны, увеличивает престиж владельца товарного знака (например, если этот элемент - герб России), но, с другой стороны, увеличивает материальные затраты заявителя (иногда необходимо согласование вопроса включения в товарный знак такого элемента с регистрирующим органом) и, кроме того, может ограничивать распоряжение таким товарным знаком (см. п. 3 ст. 1488, п. 3 ст. 1489 ГК РФ).