ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5184
Скачиваний: 5
Целесообразно напомнить, что фирменное наименование призвано индивидуализировать юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступающее в гражданском обороте. Это не только право, но и обязанность коммерческого юридического лица. Фирменное наименование определяется в учредительных документах юридического лица и включается в Единый государственный реестр юридических лиц. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование не допускается.
В государствах с развитым правопорядком иное соотношение между фирменным наименованием и коммерческим обозначением. В этих государствах фирменное наименование индивидуализирует предприятие, принадлежащее юридическому лицу. Оно может быть передано другому лицу, но только вместе с предприятием, которое оно индивидуализирует. Коммерческое обозначение играет вспомогательную роль, оно призвано индивидуализировать внешнее проявление деятельности предприятия (например, вывеска торгового заведения), поэтому оно имеет локальную (или региональную известность) и не нуждается в регистрации.
В абзаце первом п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что фирменное наименование или его отдельные элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения.
Сказанное означает, что полное фирменное наименование, включающее его основную часть (указание на организационно-правовую форму) и специальную (отличительную) часть, необходимую для отличия одного юридического лица от другого юридического лица, можно включать в состав коммерческого обозначения. В этом случае фирменное наименование юридического лица сливается с коммерческим обозначением предприятия, которое принадлежит этому юридическому лицу.
Например, общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Кристалл", являясь фирменным наименованием, может целиком входить в коммерческое обозначение одного или нескольких торговых предприятий указанного юридического лица.
Но чаще всего коммерческое обозначение состоит из отдельного элемента фирменного наименования, его специальной (отличительной) части, в данном случае: "Торговый дом "Кристалл" в качестве вывески торгового предприятия.
Реже встречаются случаи, когда фирменное наименование юридического лица не совпадает с коммерческим обозначением предприятий, принадлежащих этому юридическому лицу. В качестве условного примера можно назвать фирменное наименование "Общество с ограниченной ответственностью "Амфин" и коммерческое обозначение "Партия", играющее роль вывески в торговой сети указанного юридического лица.
3. Абзац второй п. 1 комментируемой статьи содержит правило, согласно которому фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от коммерческого обозначения.
Согласно данной норме охрана фирменного наименования автономна от охраны, предоставляемой коммерческому обозначению. Иными словами, действие исключительного права на фирменное наименование неразрывно связано с государственной регистрацией юридического лица, которое оно индивидуализирует (в том числе при его создании, реорганизации или прекращении).
Факт включения фирменного наименования (а скорее всего, его части, хотя такая возможность ошибочно не указана в комментируемой норме) в состав коммерческого обозначения не приводит, например, к одновременному прекращению такого фирменного наименования (или его части) с прекращением коммерческого обозначения, если правообладатель, согласно п. 2 ст. 1540 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье), не использовал его непрерывно в течение года.
Прекращение исключительного права на фирменное наименование подчиняется другим правилам, например, при исключении юридического лица, прекратившего свою деятельность по решению регистрирующего органа на основании ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431).
4. В абзаце первом п. 2 комментируемой статьи устанавливается, что фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания.
Для усиления своих позиций на рынке хозяйствующие субъекты зачастую прибегают к регистрации товарных знаков, включающих элементы своих фирменных наименований. Такая практика существовала задолго до принятия комментируемой нормы.
Между тем вполне очевидно, что полное фирменное наименование, включающее указание на организационно-правовую форму юридического лица, не может служить основой для регистрации товарного знака. В подобных случаях, помимо нежелательного эффекта громоздкости, заявленное обозначение не обладало бы различительной способностью, требование которой закреплено в п. 1 ст. 1483 ГК РФ. В принципе, указанные элементы могут быть включены в товарный знак только как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Следовательно, в качестве товарного знака предпочтительней использовать специальную (отличительную) часть фирменного наименования в целях выполнения функции индивидуализации производимых хозяйствующим субъектов товаров или оказываемых им услуг.
5. В абзаце втором п. 2 комментируемой статьи установлено, что фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания.
Прежде всего следует отметить, что в товарный знак включается все же не полное фирменное наименование, а его специальная (отличительная) часть, способная более эффективно выполнять функции товарного знака.
В комментируемой норме речь идет об автономии охраны фирменного наименования от охраны товарного знака или знака обслуживания.
Указанная норма должна быть истолкована таким образом, что если, например, товарный знак, содержащий элементы фирменного наименования, не используется правообладателем, то последствия неиспользования такого товарного знака, которые могут наступить в соответствии со ст. 1486 ГК РФ (возможность досрочного прекращения правовой охраны товарного знака), не влияют на действительность правовой охраны данного фирменного наименования.
§ 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания
1. Основные положения
Статья 1477. Товарный знак и знак обслуживания
Комментарий к статье 1477
1. Товарный знак представляет собой наиболее широко распространенное и самое важное средство индивидуализации товаров, работ и услуг. Он является в то же время средством индивидуализации участников гражданского оборота, в основном коммерческого.
Товарный знак - действенное оружие в конкурентной борьбе за рынки сбыта товаров.
Ежегодно в России появляется около 50 тысяч новых товарных знаков. Из них - около 40 тысяч национальных регистраций и около 10 тысяч - международных.
В арбитражных судах рассматриваются ежегодно свыше одной тысячи споров по товарным знакам.
2. Термин "знак" означает предмет, который выступает как представитель другого предмета. Поэтому "товарный знак" - это "знак товара".
3. Из пункта 1 комментируемой статьи следует, что товарный знак представляет собой определенное "обозначение, служащее для индивидуализации товаров", т.е. "обозначение товара".
В связи с этим может сложиться мнение, что выражение "товарный знак" употребляется как синоним слова "обозначение". На самом деле это не так: товарный знак - это "обозначение", которое получило правовую охрану, уже признано товарным знаком. Этот вывод вытекает из других статей ГК РФ: см. п. 1 ст. 1482, ст. 1483, п. 3 ст. 1484, п. 3 ст. 1492 и др.
4. Обозначение признается товарным знаком, если оно служит для индивидуализации товаров.
Индивидуализировать - значит выделять, отделять от подобных, сходных товаров. В этом заключается основная функция товарного знака.
5. Для выполнения этой функции (этой задачи) само обозначение должно обладать "различительной способностью", т.е. способностью индивидуализировать товар.
Различительная способность не является раз и навсегда данной, имманентно присущей тому или иному обозначению: с течением времени эта способность может быть утрачена либо, наоборот, приобретена. См., например, последний абзац п. 1 ст. 1483, п. 1 ст. 1508, подп. 6 п. 1 ст. 1514 ГК РФ.
6. Указывается, что товарный знак служит для индивидуализации товаров "юридических лиц или индивидуальных предпринимателей", т.е. тех товаров, которые либо принадлежат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, либо находятся в их владении. Об указанных здесь субъектах права см. ст. 1478 ГК РФ и комментарий к ней.
7. Указывается, что на товарный знак признается исключительное право. Об этом см. ст. 1484 ГК РФ и комментарий к ней.
8. В пункте 1 комментируемой статьи устанавливается, что исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством на товарный знак. Это верно только для национальных (российских) товарных знаков. Исключительное право на товарный знак, действующее в России на основе международной регистрации, свидетельством не оформляется.
9. В пункте 2 речь идет о знаках обслуживания, т.е. о тех признанных обозначениях, которые служат не для индивидуализации товаров, а для индивидуализации выполняемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
Следует считать, что во всех случаях, если иное прямо не вытекает из нормы закона, термин "товарный знак" включает и "знак обслуживания".
10. Под "обозначением, признанным товарным знаком" и под "товарным знаком" имеются в виду нематериальные объекты.
Статья 1478. Обладатель исключительного права на товарный знак
Комментарий к статье 1478
1. Обладателем исключительного права на товарный знак, указывается в комментируемой статье, может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. (Исключение составляет коллективный знак - ст. 1510 ГК РФ.)
Это положение последовательно отстаивается в ГК РФ.
В частности, лицом, подающим заявку на товарный знак, может быть только организация или индивидуальный предприниматель (п. 1 ст. 1492 ГК РФ). Прекращение юридического лица или прекращение предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, являющихся владельцами права на товарный знак, влекут прекращение охраны товарного знака (подп. 6 п. 1 ст. 1514 ГК РФ). См. также комментарий к ст. 1514 ГК РФ.
Очевидно, что аналогичные последствия должны иметь место и на стадии рассмотрения заявки на товарный знак.
2. Вместе с тем указанная норма является дискриминационной по отношению к российским гражданам, не являющимся предпринимателями: у них может возникать потребность стать обладателями исключительного права на товарный знак в отношении товаров, которые время от времени могут изготовляться и продаваться ими. Что касается иностранных граждан, не являющихся предпринимателями, то они могут получать исключительные права на свои товарные знаки, зарегистрированные на основе международных договоров России.
3. Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 124 ГК РФ к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и к муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, нет препятствий к тому, чтобы указанные субъекты гражданского права являлись обладателями исключительного права на товарный знак.
4. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть любое юридическое лицо - как коммерческое, так и не коммерческое, в том числе то юридическое лицо, которое не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность.
Объем дееспособности юридического лица и получение (или неполучение) им специального разрешения на право заниматься отдельными видами деятельности (лицензии) не влияет на возможность быть владельцем права на товарный знак в отношении любых товаров, работ и услуг.
Сохраняет свое значение следующее разъяснение:
"Действующее законодательство не ограничивает возможность регистрации товарных знаков и знаков обслуживания видом осуществляемой деятельности, выданной лицензией или специальной правосубъектностью" (п. 3 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 29 июля 1997 г. N 19 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак").
5. Индивидуальный предприниматель может обладать исключительным правом на товарный знак, относящийся к любым товарам, работам, услугам.
6. Исходя из общего смысла комментируемой статьи, следует считать, что в лицензионном договоре (ст. 1489 ГК РФ) лицензиатом может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Статья 1479. Действие исключительного права на товарный знак на территории Российской Федерации
Комментарий к статье 1479
1. Комментируемая статья состоит из одной фразы, написанной "не по-русски", с элементарными нарушениями грамматики русского языка.
2. В статье фактически указывается на то, что на территории Российской Федерации исключительное право на товарный знак возникает и действует в двух следующих случаях:
- если товарный знак зарегистрирован федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности;
- если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
3. Нормы, содержащиеся в ст. 1480 - 1515 ГК РФ, посвящены первому названному случаю (национальная регистрация).
4. Второй случай возникновения и действия исключительного права на товарный знак на территории России - на основе "международного договора" России.
Фактически в настоящее время существует не один, а два таких международных договора:
- Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.;
- Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 28 июня 1989 г.
В соответствии с этими международными договорами, участницей которых является Россия, лицо, подавшее заявку в зарубежное национальное ведомство страны происхождения знака, может ходатайствовать о международной регистрации этого знака. В этом случае данная заявка направляется в Международное бюро по интеллектуальной собственности (оно находится в структуре аппарата ВОИС - Всемирной организации интеллектуальной собственности) в г. Женева (Швейцария). Международное бюро производит международную регистрацию товарного знака в Международном реестре. Сведения о такой международной регистрации (которая может действовать и в России, если в заявке будет указана Россия) направляются в страны - участницы этих договоров. Такой товарный знак пользуется с момента его международной регистрации такой же охраной в России, как если бы он был зарегистрирован в России на основе национальной заявки и государственной регистрации, т.е. в соответствии с первым случаем.