Файл: ГК_4_комм_Гаврилов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5099

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, признана утратившей силу глава IV указанного Закона ("Авторское право на произведения архитектуры"), состоящая из четырех статей, поскольку все затронутые в них вопросы урегулированы в главе 70 ГК РФ.


Статья 21


Комментарий к статье 21


В ряде федеральных законов приняты новые редакции положений о фирменных наименованиях, с незначительными изменениями и уточнениями.

В данном случае (Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации") два пункта дополнены положением о том, что иные требования к фирменному наименованию, соответственно, сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) и коопхоза устанавливаются ГК РФ.


Статья 22


Комментарий к статье 22


Комментируемая статья внесла изменения и дополнения в п. 1 ст. 4 ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

В новой редакции абзаца третьего п. 1 указанной статьи уточнены требования к фирменному наименованию в отношении терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

Если ранее предписывалось, что фирменное наименование общества на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами России, то в настоящее время указано, что фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипции языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

Кроме того, указанный пункт дополнен нормой о том, что иные требования к фирменному наименованию общества устанавливаются ГК РФ.


Статья 23


Комментарий к статье 23


Комментируемой статьей в Семейный кодекс РФ (СК РФ) внесены изменения и дополнения следующего содержания.

Изменено название ст. 36 этого СК РФ "Собственность каждого из супругов" на "Имущество каждого из супругов". Кроме того, ст. 36 дополнена п. 3, согласно которому исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата. Примечательно, что законодатель, заменив в названии ст. 36 СК РФ термин "собственность" на термин "имущество", вольно или невольно причислил исключительное право на результат интеллектуальной деятельности к разновидности имущества, что неверно с теоретической точки зрения.

В целом указанное дополнение перекликается с дополнением п. 2 ст. 256 ГК РФ ("Общая собственность супругов") и отражает общую позицию законодателя, согласно которой исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданной творческим трудом, первоначально возникает у его автора.



Статья 24


Комментарий к статье 24


Определенная часть незначительных изменений в законодательстве Российской Федерации связана с заменой ссылок на специальное законодательство Российской Федерации в области интеллектуальной собственности ссылками на гражданское законодательство, последовавшей параллельно с отменой всех специальных законов в указанной области.

В данном случае в новой редакции ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" ссылка на законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности заменена ссылкой на гражданское законодательство.

Кроме того, отменен бывший п. 2 ст. 11 указанного Закона, а его содержание, касающееся принадлежности исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, которые получены ранее за счет средств республиканского бюджета РСФСР, включено в ст. 10 Вводного закона (см. комментарий к ней).


Статья 25


Комментарий к статье 25


1. В комментируемой статье предусмотрены изменения и дополнения, внесенные в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Большое количество изменений и дополнений связано с заменой термина "фирменное наименование" на термин "коммерческое обозначение", которая вызвана новым подходом к правовой охране фирменных наименований и коммерческих обозначений в нашей стране.

Суть указанного подхода заключается вкратце в следующем. Законодатель, решив избавиться от противоречащих положений в ГК РФ относительно того, кого индивидуализирует фирменное наименование - юридическое лицо или предприятие, принадлежащее юридическому лицу, решил избрать для России свой особый путь. Для индивидуализации юридического лица определено фирменное наименование, которое в этой функции совпадает собственно с наименованием юридического лица, а для индивидуализации предприятия - коммерческое обозначение, которое в этой функции замещает фирменное наименование.

Следует особо отметить, что указанное решение законодателя противоречит международной практике в сфере правовой охраны фирменных наименований и коммерческих обозначений. В государствах с развитым правопорядком фирменным наименованием считается название, под которым физическое или юридическое лицо обозначает предприятие, которое оно использует для идентификации своих отношений с клиентами в каком-либо конкретном секторе экономики. Поэтому фирменное наименование, являясь объектом интеллектуальной собственности, может передаваться, т.е. быть предметом оборота, но только совместно с предприятием, которое оно обозначает. Именно в этом смысле используется понятие "фирменное наименование" (nom commercial, trade name) в тексте ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., а также в законодательствах большинства стран мира. От фирменного наименования отличается коммерческое обозначение (denomination commercial, commercial name), указанное в ст. 2 (viii) Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) 1967 г., известное во многих странах под различными названиями, например вывеска (Испания, Италия, Португалия, Франция), вымышленное или неофициальное наименование (США), вторичный символ (Финляндия, Швеция), территориальная сфера действия которого ограничена местом нахождения предприятия, т.е. коммерческое обозначение имеет дополнительное к фирменному наименованию значение.


В соответствии с российским гражданским законодательством коммерческое обозначение призвано играть самостоятельную роль, выполняя ту функцию, которую, согласно законодательствам большинства стран мира, надлежит выполнять фирменному наименованию - идентифицировать предприятие определенного физического или юридического лица. Именно с этой позиции осуществлены все изменения и дополнения в российских законодательных актах.

3. Согласно новой редакции п. 2 ст. 559 ГК РФ исключительные права на средства индивидуализации предприятия, продукции, работ или услуг продавца (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания), а также принадлежащие ему на основании лицензионных договоров права пользования таких средств индивидуализации переходят к покупателю, если иное не предусмотрено договором.

В указанной норме в перечне объектов исключительных прав фирменное наименование заменено коммерческим обозначением.

4. В статье 772, входящей в главу 38 ГК РФ ("Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технических работ"), в двух пунктах исключены слова "в том числе способных к правовой охране".

Одновременно указанная статья дополнена п. 3, согласно которому права исполнителя и заказчика на результаты работ, которым предоставляется правовая охрана как результатам интеллектуальной деятельности, определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.

В разделе VII ГК РФ указанным вопросам посвящена новая ст. 1371, регулирующая отношения по установлению правового режима изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, созданных при выполнении работ по договору, которые прямо не предусматривали их создание.

5. В статье 855 ("Очередность списания денежных средств со счета"), входящей в главу 45 ГК РФ ("Банковский счет"), в абзаце третьем п. 2 вместо слов "по авторскому договору" включены слова "авторам результата интеллектуальной деятельности".

В результате указанного изменения существенно расширен круг лиц, в отношении которых во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате вознаграждений.

Если ранее такие выплаты относились только к вознаграждениям по авторскому договору, то в настоящее время они касаются вознаграждений всех авторов результатов интеллектуальной деятельности, в том числе авторов изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.

Кроме того, сам термин "авторский договор" допускал ограничительное толкование в смысле исключения авторского вознаграждения за служебное произведение, урегулированного трудовым договором.

6. Многие изменения и дополнения в главу 54 ГК РФ, посвященную договору коммерческой концессии, основные положения которой в целом соответствовали зарубежным законодательным определениям "франшизы", "франчайзинга", включая, в частности, определения Европейской комиссии ЕС (см.: Евдокимова В.Н. Договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право. 1997. N 12. С. 113 - 121; Франшиза и договор коммерческой концессии // Патенты и лицензии. 1998. N 1. С. 23 - 28), продиктованы упомянутым выше новым подходом к правовой охране фирменных наименований и коммерческих обозначений в нашей стране.


Однако анализ других изменений положений этой главы дают основание говорить о преобразовании самого содержания договора коммерческой концессии, который из самостоятельного вида договора, по сути, преобразован в разновидность лицензионного договора.

7. В новой редакции п. 1 ст. 1027 ГК РФ ("Договор коммерческой концессии") исчезло указание на фирменное наименование как ключевой объект в комплексе передаваемых исключительных прав, что является существенным признаком данного договора во всех правовых системах. Акценты смещены в сторону товарных знаков и знаков обслуживания.

Кроме того, ст. 1027 дополнена п. 4, согласно которому к договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII ГК РФ о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям настоящей главы и существу договора коммерческой концессии.

Следует отметить полную несостоятельность указанного выше положения, поскольку глава 54 ГК РФ намного богаче по содержанию всех положений о лицензионных договорах относительно результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации части четвертой ГК РФ. Для наглядности в качестве примера уместно привести положения ст. 1033 ГК РФ, в которой установлены ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии (перечень допустимых ограничений прав сторон и перечень ограничительных условий, которые являются ничтожными).

В отношении же лицензионных договоров не установлены перечни условий, ограничивающих конкуренцию, которые не должны включаться в лицензионные договоры на использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, что не отвечает положениям раздела 8 ("Осуществление контроля за антиконкурентной практикой в договорных лицензиях") части II Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС). Следовательно, впору применять правила главы 54 о коммерческой концессии к лицензионным договорам, а не наоборот.

8. Смещение акцентов относительно того, что лежит в основе договора коммерческой концессии, т.е. какой объект интеллектуальной собственности имеет приоритет в комплексе исключительных прав, предоставляемых для использования, повлекло за собой изменение системы регистрации договора коммерческой концессии, предусмотренной ст. 1028 ГК РФ.

Ранее в соответствии с п. 2 ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии подлежал регистрации в органе, осуществляющем регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя (в последнее время - в налоговом органе, осуществляющем ведение Единого государственного реестра юридических лиц). При наличии в договоре коммерческой концессии положений о предоставлении права использования объектов, охраняемых в соответствии с патентным законодательством, он подлежал обязательной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по патентам и товарным знакам.


Поскольку фирменное наименование исключено из комплекса передаваемых исключительных прав, отпала необходимость в регистрации договора коммерческой концессии в органе, отвечающем за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно новой редакции п. 2 ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте), в противном случае договор считается ничтожным.

Следовательно, в настоящее время все договоры коммерческой концессии должны быть зарегистрированы в Роспатенте, в то время как ранее в Роспатенте регистрировались только договоры коммерческой концессии, в предмет которых входили изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания.

Поскольку период времени, затрачиваемый на регистрацию договоров всех видов в Роспатенте, неизмеримо больше (он может длиться месяцами), чем в налоговых органах, можно прогнозировать замедление темпов развития в России хозяйственных связей с использованием модели коммерческой концессии.

9. Пунктом 6 комментируемой статьи внесены изменения в ст. 1031 ГК РФ.

В новой редакции п. 1 указанной статьи, в котором закреплены императивные обязанности правообладателя, исключены слова "выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке". Речь в данном случае идет о лицензионных договорах на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака или знака обслуживания. При этом обязанность регистрации таких договоров в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте) лежала на правообладателе, и эту обязанность нельзя было отменить договорным условием.

С 1 января 2008 г. императивная обязанность правообладателя по выдаче пользователю предусмотренных договором лицензий отменена. Следовательно, можно констатировать понижение уровня императивных обязанностей правообладателей, которые в своем большинстве являются иностранными лицами.

Учитывая тот факт, что отныне все договоры коммерческой концессии должны быть зарегистрированы под страхом ничтожности в Роспатенте, такой регистрации придан статус государственной регистрации (новый абзац второй п. 2 ст. 1031 ГК РФ).

Следует особо указать, что предусмотренная п. 2 ст. 1031 ГК РФ обязанность правообладателя по регистрации договора коммерческой концессии является диспозитивной, т.е. ее возможно возложить договором на пользователя или третье лицо.

10. Пунктом 7 комментируемой статьи внесены изменения в ст. 1032 ГК РФ ("Обязанности пользователя"), связанные в основном с исключением из комплекса исключительных прав, передаваемых по договору коммерческой концессии, такого объекта, как фирменное наименование, и включением и сохранением (в отношении коммерческого обозначения) таких объектов, как "коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации".