ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5100
Скачиваний: 4
В связи с вышеизложенным не ясно, что имел в виду законодатель, устанавливая открытый перечень средств индивидуализации, поскольку фирменное наименование и наименование места происхождения товара не могут входить в предмет договора коммерческой концессии.
11. Статья 1036 ГК РФ, в которой регламентировано изменение договора коммерческой концессии, изложена в новой редакции.
Как и прежде, записано, что к договору коммерческой концессии применяются общие нормы главы 29 ГК РФ об изменении и расторжении договора, выделив эту норму отдельным пунктом.
Согласно п. 2 указанной статьи изменение договора коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в порядке, установленном п. 2 ст. 1028 ГК РФ, т.е. несоблюдение этого требования делает изменение к договору ничтожным.
Ранее в подобной ситуации стороны в договоре коммерческой концессии не могли ссылаться на изменение договора в отношении с третьими лицами.
12. Как отмечалось ранее, смещены акценты относительно того, что лежит в основе договора коммерческой концессии, т.е. какой объект интеллектуальной собственности имеет приоритет в комплексе исключительных прав, предоставляемых для использования.
Показательны в этом отношении изменения, внесенные в ст. 1037 ГК РФ, в которой урегулированы вопросы прекращения договора коммерческой концессии. Если в соответствии с прежней редакцией этой статьи договор коммерческой концессии прекращался в случае прекращения принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами, то, согласно новой редакции этой статьи, указанные правовые последствия наступают в случае прекращения принадлежащих правообладателю прав на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение.
Выдвижение на первые роли товарных знаков и знаков обслуживания, а этот принцип воплощен и в других статьях главы 54 ГК РФ, свидетельствует об искажении правовой природы договора коммерческой концессии, об отходе от мировых стандартов в указанной сфере правового регулирования, когда пользователь включается в систему деловой активности правообладателя в первую очередь под его фирменным наименованием и/или вывеской (коммерческим обозначением).
Следует полагать, что наибольшее количество проблем в процессе прекращения договора коммерческой концессии возникает в случае прекращения принадлежащего правообладателю права на товарный знак или знак обслуживания. Дело в том, что правообладатель может иметь множество товарных знаков (знаков обслуживания), в то время как фирменное наименование может быть у него только одно. В связи с вышеизложенным не ясно (во всяком случае, комментируемая норма не дает ответ на этот вопрос), какова судьба договора коммерческой концессии в случае утраты правообладателем исключительного права на часть товарных знаков, лежащих в основе коммерческой концессии, либо признания товарного знака недействительным в отношении только какого-либо класса товаров (услуг), которые пользователь, например, производит по договору коммерческой концессии.
В соответствии с ранее действовавшим законодательством в подобных случаях договор коммерческой концессии не прекращал своего действия, во всяком случае, до тех пор, пока правообладатель сохранял право на свое фирменное наименование.
13. Пунктом 10 комментируемой статьи внесены изменения в ст. 1039 ГК РФ.
По сути, указанные изменения заключаются в исключении из названия и текста этой статьи термина "фирменное наименование".
14. Пунктом 11 данной статьи внесены изменения в часть вторую ст. 1040 ГК РФ.
По сути, указанные изменения заключаются в замене таких объектов, входящих в комплекс исключительных прав, предоставляемых пользователю по договору коммерческой концессии, как "фирменное наименование или коммерческое обозначение" на следующие объекты: "товарный знак, знак обслуживания или коммерческое обозначение".
Статья 26
Комментарий к статье 26
В ряде федеральных законов приняты новые редакции положений о фирменных наименованиях, с незначительными изменениями и уточнениями.
В данном случае абзац второй п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" дополнен положением о том, что иные требования к фирменному наименованию кооператива устанавливаются ГК РФ.
Статья 27
Комментарий к статье 27
Комментируемой статьей внесено изменение и дополнение в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
В новой редакции абзаца третьего п. 1 указанной статьи уточнены требования к фирменному наименованию в отношении терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.
Если ранее предписывалось, что фирменное наименование общества на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, то в настоящее время указано, что фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипции языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.
Кроме того, указанный пункт дополнен нормой о том, что иные требования к фирменному наименованию общества устанавливаются ГК РФ.
Статья 28
Комментарий к статье 28
Определенная часть незначительных изменений в законодательстве РФ связана с заменой общих ссылок на специальные законы в области интеллектуальной собственности ссылками на гражданское законодательство, последовавшей параллельно с отменой всех специальных законов в указанной области.
В данном случае (ст. 4 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах") ссылки на патентное законодательство Российской Федерации, Закон РФ "О товарных (в тексте ошибочно указан термин "торговых") знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах заменены ссылками на гражданское законодательство.
Статья 29
Комментарий к статье 29
Определенная часть незначительных изменений в законодательстве Российской Федерации связана с заменой общих ссылок на законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности ссылками на гражданское законодательство, а также с заменой термина "объекты интеллектуальной собственности" на термин "результаты интеллектуальной деятельности".
Именно такой подход законодателя выражен в новой редакции части второй ст. 2 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах".
Кроме того, из предмета регулирования гражданским законодательством исключены отношения по использованию результатов интеллектуальной деятельности.
Статья 30
Комментарий к статье 30
Комментируемой статьей внесено изменение в абзац третий п. 3 ст. 26 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", в которой регламентирован мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации.
В результате указанного изменения существенно расширен круг лиц, в отношении которых действие упомянутого выше моратория не распространяется.
Если ранее действие такого моратория не распространялось только на требования граждан по выплате вознаграждений по авторским договорам, то в настоящее время действие моратория не распространяется на требования граждан по выплате вознаграждений авторам всех результатов интеллектуальной деятельности, в том числе авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.
Кроме того, сам термин "авторский договор" допускал ограничительное толкование в смысле исключения авторского вознаграждения за служебное произведение, урегулированное трудовым договором.
Статья 31
Комментарий к статье 31
Комментируемая статья устанавливает новую редакцию абзаца первого п. 1 ст. 1119 ГК РФ, которой предусмотрена свобода завещания.
Указанное изменение нельзя отнести к разряду существенных. По сути, новым является конкретная отсылка к правилам ст. 1130 ГК РФ, в которой детально урегулированы вопросы отмены и изменения завещания завещателем.
Статья 32
Комментарий к статье 32
Комментируемой статьей внесены изменения в десять статей Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Суть указанных изменений заключается в расширении понятия "выплата вознаграждения". Если ранее указанное понятие при его ограничительном толковании относилось только к авторам произведений, то в настоящее время оно относится к авторам всех результатов интеллектуальной деятельности, в том числе авторам изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
Статья 33
Комментарий к статье 33
Комментируемой статьей внесены изменение и дополнение в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В новой редакции абзаца четвертого п. 1 указанной статьи уточнены требования к фирменному наименованию в отношении терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия.
Если ранее предписывалось, что фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, то в настоящее время указано, что фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипции языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия.
Кроме того, указанный пункт дополнен нормой о том, что иные требования к фирменному наименованию унитарного предприятия устанавливаются ГК РФ.
Статья 34
Комментарий к статье 34
Комментируемая статья внесла существенные изменения в Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", полностью преобразовавшая его содержательную часть, поэтому, собственно, он не был отменен, как другие специальные законы в сфере интеллектуальной собственности.
Так, в частности, признаны утратившими силу ст. 7 ("Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну"), ст. 8 ("Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, полученную в рамках трудовых отношений"), ст. 9 ("Порядок установления режима коммерческой тайны при выполнении государственного контракта для государственных нужд"), ряд положений ст. 11 ("Охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений"), ст. 12 ("Охрана конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений").
Если ранее указывалось, что Закон о коммерческой тайне регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности, то в настоящее время этот Закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).
Если ранее под коммерческой тайной понималась конфиденциальность информации, то в настоящее время это понятие определяется через режим конфиденциальности информации, в то время как само понятие режима конфиденциальности исключено из Закона о коммерческой тайне.
В Закон о коммерческой тайне включено новое понятие информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), которое совпадает с понятием секрета производства (ноу-хау), установленным в ст. 1465 ГК РФ (см. комментарий к ней). В прежней редакции Закона о коммерческой тайне понятие информации, составляющей коммерческую тайну, было более широким, поскольку включало в себя научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау).
В связи с вышеизложенным можно констатировать исключение из ГК РФ информации, как объекта гражданских прав, одновременное исключение ст. 139 ГК РФ, а также существенные преобразования Закона о коммерческой тайне, связанные сейчас только с секретами производства (ноу-хау), правовая охрана которым предоставляется в режиме исключительных прав, в результате чего в отношении других видов информации образовался правовой вакуум.
В связи с непродуманным решением законодателя относительно категории "информация" под сомнением оказались нормы о передаче информации как в ГК РФ (договоры на выполнение проектных и изыскательных работ - параграф 4 глава 37; договоры на выполнение НИОКР - глава 38; договоры возмездного оказания услуг - глава 39), так и в ряде российских законодательных актов, в том числе в ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", ст. 1 - 2, 7 - 8, 16 - 17, 20, 22 - 23, 25, 29 - 30 Федерального закона от 18 июля 1999 г. "О экспортном контроле", ст. 14.20 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ), ст. 1 и 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", ст. 9, 19 и 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Между тем в ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация обозначена, в частности, как объект гражданско-правовых отношений.
Статья 35
Комментарий к статье 35
Определенная часть незначительных изменений в законодательстве России связана с заменой ссылок на специальные законы в области интеллектуальной собственности ссылками на гражданское законодательство, последовавшей параллельно с отменой всех специальных законов в указанной области.
В новой редакции части 11 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" ссылка на законодательство об авторском праве и смежных правах заменена ссылкой на гражданское законодательство.
Статья 36
Комментарий к статье 36
1. В соответствии с комментируемой статьей большинство статей Вводного закона вступили в силу с 1 января 2008 г.
Некоторые статьи Вводного закона вступили в силу со дня его официального опубликования, т.е. 22 декабря 2006 г., в том числе ст. 2 о признании утратившими силу с 1 января 2008 г. 48 нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, а также более 10 пунктов и статей таких актов, ст. 3 о признании недействующими на территории России с 1 января 2008 г. ряда нормативных правовых актов СССР, ст. 13 о продолжении действия на территории России произведенной ранее в бывшем СССР регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, п. 13 ст. 17 о дополнении главы 8 ГК РФ ("Нематериальные блага и их защита" ст. 152.1, в которой предусмотрена охрана изображения гражданина в качестве личного неимущественного права).