Файл: ГК_2_комм_том2_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4563

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 758. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ


Комментарий к статье 758


1. Комментируемая статья определяет понятие договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ (далее - договор ПИР). Соответственно, данный договор является разновидностью договора подряда, т.е. его исполнение не предполагает применение творческих усилий, объект является не творческим, а материальным. В этом состоит одно из основных отличий договора ПИР от договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, регламентированных гл. 39 ГК РФ, а также от договора авторского заказа (ст. 1288 ГК).

Практические и теоретические проблемы возникают, если в процессе исполнения договора ПИР будет создан охраноспособный объект, обладающий критериями патентоспособности. Можно ли такой объект считать результатом работ? Нормы комментируемого параграфа не учитывают (соответственно, и не регламентируют) данную ситуацию в отличие от норм гл. 38 ГК РФ (договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ).

Решить рассматриваемую проблему представляется возможным посредством следующего толкования. Если в процессе исполнения договора ПИР был создан охраноспособный объект, это означает, что отношения сторон вышли за предмет регулирования § 4 гл. 37 ГК РФ. Поскольку название договора правоустанавливающего значения не имеет, то к отношениям сторон в части распоряжения охраноспособным объектом мы сможем применить нормы, регламентирующие именно эти отношения, - нормы п. 2 ст. 772 ГК РФ, в соответствии с которыми заказчик имеет право использовать переданные ему исполнителем результаты работ, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты для собственных нужд. Кроме того, в силу п. 3 ст. 772 ГК РФ права исполнителя и заказчика на результаты работ, которым предоставляется правовая охрана как результатам интеллектуальной деятельности, определяются в соответствии с правилами разд. VII ГК РФ.

В силу п. 2 ст. 702 ГК РФ к отношениям, связанным с заключением и исполнением договора ПИР, применяются в субсидиарном порядке нормы § 1 гл. 37 ГК РФ.

2. Субъекты договора на выполнение проектных и изыскательских работ имеют специальные наименования. Подрядчик именуется проектировщиком либо изыскателем, что подчеркивает его особый статус. Каких-либо специальных требований к проектировщику (изыскателю) ГК РФ не содержит, из чего следует, что в качестве такового может выступать любое как юридическое, так и физическое лицо, причем для последнего статус индивидуального предпринимателя не обязателен. Тем не менее на практике в силу специфики соответствующих отношений проектировщиком (изыскателем), как правило, является специализированная проектная организация. Кроме того, следует отметить, что до недавнего времени (до 1 января 2010 г.) Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1> предусматривалось лицензирование проектирования зданий и сооружений (за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения) и инженерных изысканий для строительства данных объектов.


--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.


Еще один аспект статуса проектировщика (изыскателя) определяется тем, что в конкретных ситуациях этот субъект в своей деятельности должен руководствоваться нормами Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, а также Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации".

Вторая сторона договора ПИР - заказчик - подчиняется общим нормам гражданского права, в этом качестве может выступать любой субъект.

3. Предмет договора на выполнение проектных и изыскательских работ - действия по разработке технической документации и (или) осуществлению определенных изысканий. Под изысканиями, как правило, понимают деятельность по сбору информации об условиях будущих работ, в частности будущего строительства.

Данный договор, как правило, заключается в преддверии заключения договора строительного подряда, регламентированного § 3 настоящей главы ГК РФ.

4. Комментируемая статья регламентирует помимо прочего такие важнейшие обязанности заказчика, как принятие работ, выполненных проектировщиком (изыскателем), и оплату их результата. Из этого следует, что предметом договора ПИР являются действия, направленные не только на разработку документации и осуществление изысканий, но и на передачу результата работ заказчику.

5. Порядок оплаты результата работ по договору ПИР установлен в ч. 2 ст. 762 ГК РФ (см. комментарий этой статьи). Таким образом, риск недостижения цели договора несет проектировщик (изыскатель).


Статья 759. Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ


Комментарий к статье 759


1. Комментируемая статья регламентирует особенности исполнения договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (договора ПИР). Для того чтобы приступить к исполнению данного договора, проектировщик (изыскатель) должен получить особый документ, который составляется после заключения договора, - задание на проектирование. Теоретически возможно составление данного документа и до заключения договора, но в этом случае на субъекте, составившем задание на проектирование, будет лежать риск незаключения договора ПИР.

2. Особенностью отношений по осуществлению проектных и изыскательских работ является тот факт, что задание на проектирование (в котором и отражаются все особенности предмета договора ПИР) может быть разработано не только заказчиком, но и самим подрядчиком. В последнем случае необходимо, во-первых, поручение заказчика подрядчику с описанием основных характеристик проектируемого объекта либо цели изысканий; во-вторых, утверждение заказчиком задания на проектирование.

Форма утверждения задания на проектирование нормами § 4 гл. 37 ГК РФ (равно как и иными нормами Кодекса) не регламентируется. Данный пробел в законодательстве порождает практические проблемы, например, в ситуации, когда заказчик утверждает составленное подрядчиком задание на проектирование устно, а затем отказывается от своих слов. Решение данной проблемы зависит от того, какую правовую квалификацию мы дадим действиям по утверждению задания на проектирование. Вариантов два - либо это действия фактические, либо юридические (т.е. сделка). В первом случае, при квалификации утверждения заказчиком задания на проектирование как фактического действия, мы придем к выводу, в соответствии с которым подрядчик, не получивший подтверждения этих действий своевременно, едва ли сможет свои права защитить. Во втором случае, если перед нами сделка, мы можем использовать нормы о форме сделки и последствиях ее несоблюдения. Прежде всего возникает вопрос: в устной или письменной форме должно совершаться утверждение заказчиком задания на проектирование, разработанного подрядчиком? Представляется, что устная форма для этой сделки является достаточной. Аргументируем данную позицию. В силу п. 1 ст. 159 ГК РФ сделка, для которой законом или соглашением сторон не предусмотрена письменная форма, может быть совершена устно. Сделка по утверждению заказа на проектирование не является договором подряда, соответственно, требования к ее форме в ГК РФ отсутствуют. Если в договоре ПИР стороны укажут, что утверждение задания на проектирование должно быть письменным, то последствия несоблюдения простой письменной формы будут состоять в невозможности приводить свидетельские показания и, соответственно, в допустимости доказательств письменных (и иных) в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ. Кроме того, в особом условии договора ПИР стороны могут установить, что несоблюдение простой письменной формы утверждения задания на проектирование влечет недействительность данной сделки (это допускается нормой п. 2 ст. 162 ГК).


Если в договоре ПИР о форме утверждения задания на проектирование не сказано ничего, следовательно, утверждение может совершаться в устной форме, соблюдение которой может быть доказано свидетельскими показаниями (помимо прочих доказательств).

3. Кроме задания на проектирование для исполнения договора могут быть необходимы и иные исходные данные. Передача всех иных данных (информации, документации, моделей, образцов и т.п.) является императивно установленной обязанностью заказчика.

4. В п. 2 комментируемой статьи установлена обязанность проектировщика (изыскателя) соблюдать требования заказчика. Проектировщик имеет право от данных требований отступить только с согласия заказчика. В данном контексте также возникает вопрос о правовой природе согласия заказчика и форме такого согласия. Ответить на этот вопрос можно в основном аналогично ответу на вопрос о правовой природе и форме утверждения заказчиком технического задания, составленного подрядчиком (см. п. 2 комментария настоящей статьи). Отметим лишь, что согласие на отступление от требований, содержащихся в техническом задании и иных исходных документах, может быть квалифицировано как акцепт оферты по внесению в договор ПИР изменений в части предмета.


Статья 760. Обязанности подрядчика


Комментарий к статье 760


Комментируемая статья регламентирует обязанности подрядчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (договору ПИР), об обязанностях заказчика сказано в ст. 762 ГК РФ. Права сторон специально не регламентированы, но поскольку права и обязанности корреспондируют, то соответственно, установление обязанности одной стороны порождает возникновение права требовать исполнения этой обязанности у другой стороны.

1. Часть 2 п. 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность подрядчика в процессе выполнения работ руководствоваться заданием на проектирование, иными исходными документами, договором. Возникает практический вопрос: имеет ли право заказчик давать указания подрядчику и обязан ли последний их исполнять, если такие указания выходят за рамки договора и исходной документации? Представляется, что дача этих указаний может быть квалифицирована как оферта на внесение в договор изменений. Соответственно, подрядчик может эти изменения не акцептовать и не исполнять, но в случае исполнения акцепт будет совершен конклюдентными действиями.

2. Часть 3 п. 1 комментируемой статьи предусматривает обязанность подрядчика согласовывать с заказчиком результат работ - готовую техническую документацию. Еще одна обязанность данной нормой установлена одновременно и для заказчика, и для подрядчика - обязанность ситуативная: в случае необходимости согласовывать техническую документацию с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления. Возникает практический вопрос: какая из сторон будет нести расходы, связанные с таким согласованием? Представляется, что при отсутствии договоренности расходы должны ложиться в равных долях на каждую из сторон, поскольку обязанность согласования несут обе стороны.


Не дан комментируемой статьей и ответ на вопрос: обязан ли подрядчик согласовывать с заказчиком результаты изыскательских работ, если именно они входили в предмет договора ПИР? С одной стороны, по аналогии на данный вопрос можно ответить положительно, с другой стороны, возможно доказать неприменимость аналогии в силу того, что норма ГК РФ прямо регламентировала один из аспектов договора ПИР, не упомянув другой, видимо, с целью создать дифференцированную правовую регламентацию. Такой подход позволит аргументировать отрицательный ответ на поставленный вопрос.

3. В ч. 4 п. 1 комментируемой статьи прописана обязанность подрядчика передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ. На практике возникает проблема, связанная с ответом на вопрос: какая из сторон несет расходы, связанные с передачей результата исполнения договора? Расходы вполне могут возникнуть, если потребуются, например, перевозка результата работ, его проверка, создание особых условий транспортировки и хранения (например, если результат изыскательских работ обладает особыми свойствами). По общему правилу расходы несет субъект, на котором лежит соответствующая обязанность. Таким образом, расходы по передаче результата исполнения договора несет подрядчик, а вот расходы по принятию результата ложатся на заказчика, так как именно он в силу норм ст. 758 ГК РФ обязан принимать результаты работ.

4. Часть 5 п. 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность подрядчика согласовывать с заказчиком передачу технической документации третьим лицам. Представляется, что необходимо дать расширительное толкование данной нормы - речь идет не только о технической документации в целом, но и о любой информации, содержащейся в технической документации.

5. В п. 2 комментируемой статьи установлена особая обязанность подрядчика - гарантировать, что третьи лица не будут иметь законного права воспрепятствовать выполнению работ или ограничивать выполнение работ на основе подготовленной подрядчиком технической документации. В данной норме отсутствуют какие-либо санкции, в связи с чем возникает следующая практическая проблема. Каковы последствия ситуации, когда третье лицо получило право воспрепятствовать выполнению работ как следствие нарушения подрядчиком обязанности, установленной комментируемой нормой? Иначе говоря, если указанное нарушение доказано, имеет ли право заказчик требовать устранения препятствий, т.е. лишения третьего лица принадлежащего ему (третьему лицу) права, либо заказчик может требовать от подрядчика только возмещения убытков, вызванных неисполнением обязанности? Представляется, что в отсутствие специальной регламентации на основе буквального толкования мы вынуждены на первый вопрос ответить отрицательно. Положительный ответ на второй вопрос очевиден в любой ситуации.



Статья 761. Ответственность подрядчика за ненадлежащее выполнение проектных и изыскательских работ


Комментарий к статье 761


1. Комментируемая статья определяет особенности ответственности подрядчика за ненадлежащее качество результата исполнения договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (договора ПИР). Соответственно, вторая сторона - заказчик - несет ответственность по общим правилам, какие-либо особенности не установлены.

2. В силу п. 1 комментируемой статьи к ответственности подрядчик может быть привлечен не только непосредственно после исполнения договора, но и в течение весьма длительного времени. Недостатки исполнения технической документации и изыскательских работ могут быть выявлены в процессе использования этих документации и работ, в частности в ходе строительства.

Кроме того, ненадлежащее качество выполнения договора ПИР может выявиться и после сдачи объекта в эксплуатацию, в процессе использования объекта строительства.

Возникает практический вопрос: в течение какого времени в ходе эксплуатации объекта строительства к ответственности может быть привлечен проектировщик (изыскатель)? Комментируемая норма никаких сроков не устанавливает. Из этого следует, что ответственность проектировщика (изыскателя) распространяется на весь период эксплуатации объекта. Иначе говоря, если спроектированное здание вследствие ошибок проекта рухнуло через восемь лет, то проектировщика можно привлечь к ответственности. Представляется, что именно такова логика законодателя, именно такой вывод следует из сути рассматриваемых отношений. Тем не менее по данной проблеме может быть сформулирована и противоположная позиция. Она основана на применении норм ст. 724 ГК РФ, устанавливающих двухгодичный срок обнаружения недостатков в предмете договора подряда. В силу п. 1 указанной статьи, если иное не установлено законом или договором подряда, заказчик вправе предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работы, при условии, что оно выявлено в сроки, установленные данной статьей.

Общие положения о подряде (включая нормы ст. 724 ГК) применяются к договорам ПИР в силу п. 2 ст. 702 ГК РФ. Для доказательства первой из сформулированных выше позиций необходимо обосновать неприменение норм ст. 724 ГК РФ.

3. Пункт 2 комментируемой статьи определяет последствия обнаружения недостатков технической документации или изыскательских работ. Последствия следующие:

- безвозмездное исправление недостатков, т.е. переделывание технической документации и (или) проведение дополнительных изысканий;

- возмещение убытков, размер которых определяется по общим правилам ст. 15 ГК РФ (реальный ущерб и упущенная выгода).

Указанные последствия применяются одновременно. Практическая проблема определяется тем, что нормы п. 2 комментируемой статьи являются диспозитивными - подлежат применению, если законом либо договором не установлено иное. Возникает вопрос: что именно "иное" может быть установлено договором? Возможны два варианта ответа на данный вопрос. Первая позиция состоит в том, что диспозитивной является только норма о возмещении убытков. В рамках данной позиции мы можем утверждать, что по договору стороны имеют право исключить либо ограничить ответственность подрядчика. Данное толкование является филологическим, так как по правилам русского языка дополнительное предложение связано по смыслу с последним из элементов перечисления. Вторая позиция заключается в том, что диспозитивными являются все нормы п. 2 комментируемой статьи. То есть стороны по договору могут как исключить или ограничить ответственность подрядчика, так и установить, что подрядчик при обнаружении недостатков в результатах работ устранять эти недостатки не будет либо сделает это не безвозмездно. В рамках данной позиции можно даже утверждать, что "иное", установленное договором, - это полное освобождение подрядчика от ответственности.