Файл: ГК_2_комм_том2_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4490

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Традиционно считалось, что исполнителем по договору заказа является непосредственно автор. Однако исполнителем может быть и иное лицо, например юридическое, которое, в свою очередь, приобретет у автора права (в том числе в рамках трудовых отношений) и передаст заказчику. Такой исполнитель является своего рода посредником в договоре заказа, и на него по общему правилу не распространяются "привилегированные" условия, предусмотренные законодательством для авторов (например, условия о дополнительном льготном сроке, об ограничении ответственности - по договору авторского заказа). За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору заказа исполнитель, не являющийся автором, несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ с учетом норм ст. 777 Кодекса.

Внесение изменений п. 2 ст. 25 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" <1> в ст. 772 ГК РФ породило необходимость разграничения охраняемых и неохраняемых результатов. В ходе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ могут быть созданы патентоспособные объекты, которые становятся таковыми с принятием федеральным органом исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности решения о выдаче патента, иные охраняемые объекты (научные произведения, программы для ЭВМ, секреты производства (ноу-хау) и т.д.), а также такие объекты, которые могут и не обладать признаками охраноспособности.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497.


Спорным является вопрос о правовой природе договора, результатом которого является информация, подпадающая под признаки секрета производства (ноу-хау). Несмотря на то что часть четвертая ГК РФ закрепляет режим исключительного права на такой объект, оно сохраняется до тех пор, пока действует фактическая монополия (до сохранения конфиденциальности сведений). Согласно ст. 1467 ГК РФ с момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.

Иная информация, не подпадающая под действие норм части четвертой ГК РФ, не является объектом гражданских правоотношений. В том случае, если в ходе исполнения договора создается материальный результат, не обладающий признаками новизны, он подпадает под действие норм о договоре подряда.

Определение правовой природы договора имеет значение и для налогообложения, в частности при применении п. п. 16, 16.1 ст. 149 НК РФ (освобождение от НДС). В Определении ВАС РФ от 27 сентября 2010 г. N ВАС-12734/10 по делу N А05-11681/2009 было отмечено нарушение в части освобождения от НДС по операциям по выполнению работ, связанных с анализом проб каменного угля, исследованием воды, почвы, грунтов, стройматериалов, горных пород и проведением геотехнического контроля, поскольку данные работы не соответствуют определению научно-исследовательских работ. Работам, согласно данному Определению, должны быть присущи "признаки прикладных научных исследований, т.е. внедрение новых, полученных самостоятельно в результате научной деятельности знаний в достижение практических целей и решение конкретных задач, поставленных перед их исполнителем. По мнению судов, проведенные университетом исследования направлены на отработку известных условий и методик проведения анализов, на осуществление различных измерений, испытаний, сравнение фактических показателей с нормативными показателями, а не на исследования, связанные с применением каких-либо новых знаний для достижения конкретных задач, в результате которых внедряются новые, самостоятельно полученные знания".


Не относится к опытно-конструкторским работам деятельность, связанная с внедрением в производство новой продукции или технологии, производством новой продукции.

Договор на выполнение НИОКТР является по своей правовой природе договором заказа. В части четвертой ГК РФ определены отдельные квалифицирующие признаки договоров заказа о создании результатов интеллектуальной деятельности по различным критериям (субъектный состав, разные элементы договоров для отдельных видов объектов: условия, последствия неисполнения договора, режим распределения прав), которые могут быть применены к рассматриваемым договорам с учетом норм гл. 38 ГК РФ.


Статья 770. Выполнение работ


Комментарий к статье 770


1. Учитывая творческий характер работ по созданию научных исследований, исполнение договора на выполнение НИР осуществляется лично исполнителем. В качестве исполнителя могут выступать как юридические, так и физические лица. В то же время авторами охраняемого результата (научного произведения, объекта патентного права, топологии интегральной микросхемы и т.д.) могут быть только физические лица. Если такого рода объекты созданы несколькими лицами, их отношения регулируются нормами о соавторстве (ст. ст. 1258, 1348, 1411, 1451 ГК). Согласно п. 4 ст. 1228 ГК РФ права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно. Так, например, если объект патентного права создан в результате соавторства, то распоряжение правом на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец осуществляется авторами совместно (абз. 2 п. 3 ст. 1348 ГК).

В том случае, если исполнителем выступает юридическое лицо, автором может быть любое лицо, являющееся работником юридического лица. Привлечение других лиц, как физических, так и юридических, возможно только с согласия заказчика. Не является привлечением третьих лиц использование исполнителем материалов, оборудования производственной базы этих лиц (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 ноября 2007 г. по делу N А79-2919/2007 <1>). Уступка права требования заказчика другому лицу также не влияет на применение положений комментируемой статьи (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 мая 2010 г. N Ф03-3430/2010 по делу N А73-10718/2009 <2>). При множественности лиц на стороне заказчика необходимо получить согласие на привлечение третьих лиц по договору на выполнение НИР от каждого из заказчиков.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

<2> Там же.


Исключительное право на служебный результат интеллектуальной деятельности принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено договором между работником и работодателем. При этом работник сохраняет право на вознаграждение.

2. Второе предложение п. 2 комментируемой статьи подлежит применению к договорам на выполнение как научно-исследовательских, так и опытно-конструкторских и технологических работ. Однако если в ходе таких работ получен охраняемый результат интеллектуальной деятельности, то эти отношения регулируются нормами части четвертой ГК РФ о соавторстве, совместном первоначальном исключительном праве и др. За исполнение договора перед заказчиком и, соответственно, за привлеченных соисполнителей - третьих лиц несет ответственность исполнитель. Согласно п. 4 ст. 706 ГК РФ расчеты третьего лица - соисполнителя непосредственно с заказчиком могут производиться в случае, когда между ними с согласия исполнителя заключен договор на выполнение отдельных работ или в договорах между сторонами было предусмотрено, что расчеты за выполненные работы заказчик производит непосредственному исполнителю, минуя головного исполнителя (Постановление ФАС Московского округа от 2 октября 2002 г. N КГ-А41/6441-02).


В том случае, если третье лицо будет привлечено в качестве исполнителя вопреки установленным в комментируемой статье ограничениям, ответственность в виде возмещения убытков перед заказчиком несет головной исполнитель (п. 2 ст. 706 ГК).


Статья 771. Конфиденциальность сведений, составляющих предмет договора


Комментарий к статье 771


1. Конфиденциальность в переводе с латинского (confidentia) означает доверие. Пунктом 7 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1> предусматривается определение конфиденциальности информации как обязательного для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требования не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.


Перечень сведений, которые составляют конфиденциальную информацию, ограничен в комментируемой статье предметом договора, ходом его исполнения и полученными результатами. Этот перечень может быть расширен договором и затрагивать иные условия договора, например, порядок распределения прав на полученные результаты. В ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <1> (далее - Закон о коммерческой тайне) перечислены сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, и соответственно, на них не могут распространяться положения о конфиденциальности.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.


Объем сведений, признаваемых конфиденциальными, может быть закреплен в отдельном соглашении. Необходимо учитывать, что условия договоров на выполнение НИОКТР должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).

2. Для договоров, в результате которых создаются секреты производства (ноу-хау), условие о конфиденциальности является существенным (ст. ст. 1465, 1467 ГК). Необходимо учитывать, что исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.

Для обеспечения конфиденциальности необходимо принятие специальных мер (ст. ст. 10, 11, 13 Закона о коммерческой тайне). В Постановлении Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 504 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" под технической защитой конфиденциальной информации понимается комплекс мероприятий и (или) услуг по ее защите от несанкционированного доступа, в том числе и по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.


В договоре на выполнение НИОКТР целесообразно установить срок, в течение которого необходимо соблюдать конфиденциальность, а также особенности разглашения конфиденциальной информации не только путем публикации (п. 2 комментируемой статьи), но и другими способами. Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, представляет собой действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору (п. 9 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

Особенности правомерного и неправомерного разглашения конфиденциальной информации целесообразно конкретизировать в договоре. Так, например, если в состав полученных результатов входят потенциальные объекты патентного права, то та сторона, которой принадлежит право на подачу заявки, при осуществлении этого права раскрывает информацию о патентоспособном объекте, что необходимо учитывать при заключении договора, прежде всего в тех случаях, когда в ходе проведения экспертизы может выявиться отсутствие признаков патентоспособности.

В случае нарушения условий о конфиденциальности одной из сторон ответственность может быть установлена в договоре. При ее отсутствии лицо, разгласившее информацию, несет ответственность в виде возмещения убытков. Согласно ст. 1472 ГК РФ нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства в соответствии с п. 2 ст. 1468, п. 3 ст. 1469 или п. 2 ст. 1470 ГК РФ, обязано возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом.

Лицо, которое использовало секрет производства, но не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, в том числе в связи с тем, что оно получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке, не несет вышеуказанную ответственность.


Статья 772. Права сторон на результаты работ


Комментарий к статье 772


1. Основная цель договоров на выполнение НИОКТР состоит не только в достижении поставленного результата, который имеет нематериальный характер, а также определенную новизну по сравнению с уже известными в науке и технике достижениями, уровень которой влияет на охраноспособность объекта, как относящегося в соответствии со ст. 1225 ГК РФ к объектам интеллектуальных прав, так и не относящегося к ним, но и в дальнейшем его использовании.


В комментируемую статью были внесены изменения в связи с принятием части четвертой ГК РФ, которым дано разъяснение в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29).

Порядок распределения прав на охраняемые объекты установлен частью четвертой ГК РФ. Как правило, нормы, определяющие такой порядок, носят диспозитивный характер и могут быть изменены соглашением сторон. В том случае, если объект не относится к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, порядок его использования целесообразно установить в договоре с учетом санкций за нарушение такого порядка.

2. В п. 2 комментируемой статьи используется конструкция "для собственных нужд", которая применяется и в части четвертой ГК РФ применительно к договорам заказа на создание результата интеллектуальной деятельности (п. п. 2, 3 ст. 1296, п. 2 ст. 1297, п. 3 ст. 1370 ГК и др.). Данное понятие не определено законодательством. В науке предлагаются следующие критерии. В.Ю. Джермакян, например, пишет, что "собственные нужды подрядчика (исполнителя) в рассматриваемой ситуации не должны предусматривать использование изобретения, полезной модели или промышленного образца вне сферы обслуживания собственного производства", и приводит в качестве примера "собственные нужды электростанции как комплекса вспомогательного электрического оборудования электростанции, обеспечивающего бесперебойную работу ее основных агрегатов" <1>. В.И. Еременко отмечает, что "различные лица имеют различный масштаб собственных нужд. Так, например, собственные нужды КБ и НИИ заключаются в возможности использовать полученный результат в других разработках и отличаются от собственных нужд компаний, имеющих собственное производство, а тем более - от собственных нужд ТНК" <2>.

--------------------------------

<1> Джермакян В.Ю. Комментарий к главе 72 "Патентное право" Гражданского кодекса РФ (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс".

<2> Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009 // СПС "КонсультантПлюс".


3. О получении охраняемых результатов по договорам на выполнение НИОКТР говорится в нормах части четвертой ГК РФ применительно практически ко всем видам охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Однако необходимо разграничивать такие договоры на выполнение НИОКТР, которые имели целью достижение заданного результата, и такие договоры, которые этой цели не имели. Как отмечается в п. 8 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29, если в рамках исполнения договора на выполнение НИОКТР был получен патентоспособный результат интеллектуальной деятельности, создание которого не было прямо предусмотрено договором, право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец в силу п. 1 ст. 1357, п. 1 ст. 1371 ГК РФ принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором между исполнителем и заказчиком не предусмотрено иное. В частности, с учетом изложенного, а также положений ст. 772 ГК РФ заказчику может быть передано право на получение патента. Порядок использования такого результата заказчиком определяется на основании ст. 1371 Кодекса.