Файл: ГК_2_комм_Садиков_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5325

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) согласно п. 21 Указа от 24.12.93 N 2296 возможность его действия в полном объеме увязывалась со вступлением в силу нового ГК. Поскольку ГК придает иной характер регулированию аналогичных отношений, должна действовать ст. 4 Вводного закона, согласно которой ранее принятые на территории Российской Федерации акты не применяются, если они противоречат ГК.

3. На практике еще до принятия ГК РФ имели место случаи заключения договоров о передаче в доверительную собственность (траст) отдельного имущества, включая деньги. Кроме того, на основании Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2296 ГКИ РФ был разработан и принят Типовой договор об учреждении траста (доверительной собственности) на пакет акций, находящихся в государственной собственности (распоряжение ГКИ РФ от 15.02.94 N 343-р), в соответствии с которым также были заключены конкретные договоры.

Правовая природа таких сделок во многих случаях не соответствует их названию. Например, многочисленные договоры о передаче денег граждан в трастовое управление финансовых компаний сочетают в себе элементы поручения и комиссии. Их заключение не противоречило ранее действовавшему законодательству Российской Федерации, а содержание должно оцениваться с учетом п. 3 ст. 421 ГК о смешанных договорах.


Статья 1012. Договор доверительного управления имуществом


Комментарий к статье 1012


Анализ текста статьи, а также конкретных видов передачи имущества в доверительное управление позволяет выделить ряд отличительных черт договора:

а) это особый договор по управлению имуществом собственника в интересах самого собственника либо названного им другого лица - выгодоприобретателя. В свою очередь, само понятие "доверительное управление" обладает определенными особенностями: хотя оно и не достигает столь высокой степени доверительности, как в англо-американской системе права, значение личности участников договора, а также личности третьего лица - выгодоприобретателя для него достаточно велико. Особенно это заметно при анализе оснований прекращения договора (см. ст. 1024 и коммент. к ней); доверительное управление по данному договору необходимо отличать от "внутреннего" управления обществом, товариществом, унитарным предприятием их директором, а также иными уставными органами. Директор (правление общества и т.п.) хотя и имеет право распоряжения (в той или иной степени) имуществом таких организаций, но действует при этом от их имени и в их интересах, никогда не принимает имущество, которым распоряжается, на свой отдельный баланс, а если и несет гражданско-правовую ответственность перед обществом (товариществом, предприятием), то только в случаях, предусмотренных законом или договором (п. 3 ст. 53 ГК). Как орган юридического лица, а не его доверительный управляющий, призваны действовать и те коммерческие организации либо индивидуальные предприниматели, с которыми в силу п. 3 ст. 103 ГК (п. 1 ст. 69 Закона об акционерных обществах) по решению общего собрания акционеров был заключен договор о передаче полномочий исполнительного органа акционерного общества.


К управлению хозяйственным обществом (товариществом) его органом примыкает управление внешним или конкурсным управляющим, а также ликвидационной комиссией (ликвидатором) юридического лица. В отличие от доверительного управляющего эти лица управляют имуществом юридического лица не столько в интересах юридического лица, не говоря о назначенном им выгодоприобретателе, сколько в интересах кредиторов.

Отсутствие непосредственного управления имуществом дочернего или зависимого общества, которое является обязательным признаком доверительного управления, позволяет отличать последнее и от "внешнего" управления, в частности, холдинговой компанией (ст. ст. 105, 106 ГК, ст. 6 Закона об акционерных обществах; приложение N 1 к Указу Президента РФ от 16.11.92 N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (СЗ РФ, 1992, N 21, ст. 1731)).

Есть еще одно обстоятельство, на которое необходимо обращать внимание при разграничении прав из доверительного управления имуществом и личных прав участников (товарищей), связанных с управлением обществом или товариществом. ООО "Изотермика" обратилось в арбитражный суд с иском об отмене решений общего собрания участников ООО "Луч-С". В качестве подтверждения своих полномочий истец сослался на договоры доверительного управления долями в ООО "Луч-С", заключенные с каждым из участников общества. В Постановлении от 30.03.2004 N КГ-А40/1983-04 ФАС Московского округа справедливо указал, что сам по себе договор управления долей в ООО "Луч-С" не дает доверительному управляющему права участвовать в управлении обществом вместо его участников. С подобным иском ООО "Изотермика" могло обратиться только от имени участников и на основании выданной им доверенности.

Исключение из общего правила предусмотрено в п. 3 ст. 11 Закона об инвестиционных фондах. Согласно последнему управляющая компания - доверительный управляющий паевым инвестиционным фондом осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, включая право голоса по голосующим ценным бумагам;

б) передача имущества в доверительное управление есть форма реализации собственником своих правомочий, предоставленных ему п. 4 ст. 209 ГК. Именно собственник определяет цель доверительного управления, объем передаваемых правомочий, а также лицо, в интересах которого доверительный управляющий должен действовать. В качестве такового собственник может назвать самого себя, а также, за определенными исключениями, любое другое лицо. В последнем случае договор доверительного управления имуществом становится разновидностью договора в пользу третьего лица (см. ст. 430 ГК).

Когда это прямо предусмотрено законом (см., например, ст. ст. 38, 43 ГК), учредителем доверительного управления вправе выступить не сам собственник, а другое лицо (орган опеки и попечительства, душеприказчик и т.п.). Однако и в этом случае указанные лица действуют исключительно в интересах собственника;


в) договор доверительного управления порождает обязательственные отношения между учредителем управления и доверительным управляющим. Он не влечет перехода права собственности к последнему;

г) договор носит "длящийся" характер, т.е. заключается на определенный срок для совершения целого ряда, а не одного конкретного действия (подробнее см. п. п. 3 и 4 комментария к ст. 1016);

д) доверительный управляющий вправе совершать не только юридические, но и любые фактические действия в интересах собственника или выгодоприобретателя, если только эти действия не запрещены законом или договором.

Этим договор доверительного управления существенно отличается от договора поручения, по которому поверенный вправе совершать только юридические действия в интересах поручителя. В то же время договоры близки тем, что и поверенный, и управляющий действуют не в своих интересах, а в интересах других лиц. Поэтому в ряде случаев закон предлагает самому собственнику выбрать, какой из договоров наиболее соответствует его целям (см., например, ст. 41 ГК).

Возможностью совершать не только сделки, но и иные юридические действия, не говоря о фактических, договор доверительного управления отличается также от договора комиссии;

е) по договору управления имуществом доверительный управляющий должен действовать от своего имени, но обязательно указывая, что он является управляющим. В случаях, не требующих письменного оформления, он делает это устно, а при подписании письменных документов, включая сделки, после своего имени или наименования ставит отметку "Д.У.".

Обязанность управляющего, действуя от своего имени, извещать всех третьих лиц о своем особом положении также отличает договор доверительного управления от договоров поручения, комиссии и от агентского договора;

ж) договор доверительного управления имуществом является, по общему правилу, возмездным.


Статья 1013. Объект доверительного управления


Комментарий к статье 1013


1. Объектами доверительного управления может служить большинство объектов гражданских прав, перечисленных в ст. 128 ГК. Это, прежде всего, различные виды имущества (предприятия, другие имущественные комплексы, недвижимое имущество, ценные бумаги и т.п.), имущественные права, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, а также исключительные права (авторские права на произведения науки, литературы, искусства, права на фирменное наименование и т.п.). По одному из дел арбитражный суд пришел к выводу, что собственнику действующим законодательством не запрещено передавать в доверительное управление имущество, даже если оно находится в арендованном помещении (см.: Долженко А.Н., Резников В.Б., Хохлова Н.Н. Судебная практика по гражданским делам. М., 2001. С. 837 - 839).

Нематериальные блага (гл. 8 ГК), напротив, объектом доверительного управления договора считаться не могут.


Говоря о доверительном управлении предприятием, следует иметь в виду, что речь идет о передаче его в управление как объекта права (ст. 132 ГК). Сохранение предприятия в качестве самостоятельного юридического лица невозможно практически, т.к. передаваемое в управление имущество должно отражаться у доверительного управляющего на отдельном балансе, по нему ведется самостоятельный учет, для расчетов открывается отдельный банковский счет (см. ст. 1018 и коммент. к ней).

2. Передача в доверительное управление определенных объектов требует соблюдения ряда дополнительных условий. Так, в соответствии со ст. 61 Закона о ЦБР приобретение и (или) получение в доверительное управление одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми организациями, более 5% акций (долей) кредитной организации требуют уведомления ЦБР. Те же действия, но связанные с получением или приобретением в доверительное управление более 20% акций (долей) кредитной организации, требуют уже получения предварительного согласия ЦБР.

3. При передаче в доверительное управление исключительных прав (объектов интеллектуальной собственности) в качестве общей предпосылки могут быть использованы отношения по передаче исключительных прав в коллективное управление некоммерческих организаций, складывающиеся на основании ст. ст. 44 - 47 Закона об авторском праве. Сами по себе эти отношения доверительным управлением не являются, поскольку Закон об авторском праве был принят до принятия ГК РФ, но содержание договора вполне может быть трансформировано с учетом требований ГК в договор доверительного управления.

Передачу в доверительное управление исключительных прав (объектов интеллектуальной собственности) необходимо отличать от передачи их же по договору коммерческой концессии (гл. 54 ГК). В последнем случае исключительные права передаются пользователю для его собственной предпринимательской деятельности.

4. В законе, за исключением п. 2 комментируемой статьи, не содержится прямого запрета на передачу в доверительное управление вещей, определяемых родовыми признаками. Однако сама структура договора, характер взаимоотношений, складывающихся между участниками, а также примерный перечень объектов, данный в этой статье, не оставляют сомнений в том, что в доверительное управление, как правило, должно передаваться индивидуально-определенное имущество.

Дополнительной характеристикой объекта доверительного управления, на которую справедливо указал в Постановлении от 30.01.2001 по делу N КГ-А41/112-01 ФАС Московского округа, является возможность его неоднократного использования. Поскольку передача на 3 года права получать денежные средства по исполнительному листу с целью реализации в последующем такого права этим характеристикам не отвечала, суд кассационной инстанции решение первой инстанции о признании договора ничтожным оставил в силе.


В любом случае имущество, передаваемое в управление, должно быть максимально обособлено от других вещей самого собственника и личного имущества доверительного управляющего (п. 1 ст. 1018 ГК). Поэтому даже вещи, определяемые родовыми признаками (например, комплекты белья в составе наследуемого имущества), в известной мере становятся индивидуально-определенными.

В ряде случаев объект будущего договора прямо называется в законе. Так, согласно ст. 38 ГК в доверительное управление может быть передано только недвижимое и ценное движимое имущество подопечного. Что касается остального имущества, то в отношении него сохраняются полномочия опекуна или попечителя.

5. По общему правилу передача в доверительное управление денежных средств не допускается. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом:

а) согласно п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона о банках кредитная организация, т.е. юридическое лицо, которое на основании специального разрешения (лицензии) ЦБР имеет право осуществлять банковские операции, в числе прочих может заключать договоры доверительного управления денежными средствами и иным имуществом физических и юридических лиц.

Организации, не являющиеся кредитными, могут доверительно управлять денежными средствами только на основании лицензии, выдаваемой в установленном федеральным законом порядке (ст. 7 Федерального закона от 03.02.96 N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (СЗ РФ, 1996, N 6, ст. 492)). Отсутствие соответствующей лицензии лишает организацию права осуществлять такую деятельность. Так, Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 30.07.96 N 1606/96 предписал суду рассмотреть вопрос о праве страхового общества заключать договоры о доверительном управлении денежными средствами, т.к. Закон о банках относит доверительное управление денежными средствами к банковским операциям (Вестник ВАС РФ, 1996, N 10, ст. 97).

В развитие положений Закона о банках ЦБР утверждена Инструкция от 02.07.97 N 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации" (Вестник Банка России, 1997, N 43) (далее - Инструкция N 63). В соответствии с Инструкцией N 63 объектами доверительного управления для кредитной организации могут быть денежные средства в валюте РФ и иностранной валюте (п. 3.1).

Договор доверительного управления денежными средствами может предусматривать управление имуществом учредителя без объединения его с имуществом других лиц (индивидуальный договор) или с объединением в Общий фонд банковского управления (п. 2.4). Общий фонд банковского управления (далее - ОФБУ) - это имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления (п. 2.5);