ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5324
Скачиваний: 4
б) ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг к доверительному управлению ценными бумагами отнесено не только управление собственно ценными бумагами, но и денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, а также денежными средствами и ценными бумагами, полученными в процессе управления ценными бумагами. В развитие Закона Постановлением ФКЦБ от 17.10.97 N 37 утверждено Положение о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги (Экономика и жизнь, 1997, N 48) (далее - Положение ФКЦБ N 37).
Согласно Положению передача в доверительное управление средств инвестирования в виде наличных денежных средств осуществляется путем их фактического вручения управляющему с учетом действующего порядка кассового обслуживания физических и юридических лиц (п. 3.3). Денежные средства со счета учредителя управления передаются путем выдачи учредителем письменного распоряжения банку о перечислении средств на счет доверительного управления, открываемый управляющим специально. При этом моментом получения средств управляющим считается момент их зачисления на счет (п. 3.4);
в) согласно ст. 13 Закона об инвестиционных фондах в доверительное управление управляющей компании открытым или интервальным паевыми инвестиционными фондами (далее - ПИФ) могут быть переданы только денежные средства, а в доверительное управление закрытым ПИФом - денежные средства, а также, если это предусмотрено правилами доверительного управления данного ПИФа, иное имущество. Следовательно, и в этом случае речь идет о доверительном управлении денежными средствами по основаниям, предусмотренным законом.
Согласно Закону ПИФ - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем ПИФа с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей и имуществом, полученным в процессе доверительного управления. ПИФ юридическим лицом не является (ст. 10).
В связи с принятием Закона об инвестиционных фондах Указом Президента РФ от 06.06.2002 N 562 (СЗ РФ, 2002, N 23, ст. 2134) признаны утратившими силу Указы Президента РФ от 26.07.95 N 765 и от 23.02.98 N 193, регламентировавшие ранее правовое положение этих фондов. Во исполнение Закона Правительством РФ приняты: Типовые правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.07.2002 N 564 (СЗ РФ, 2002, N 31, ст. 3113)); Типовые правила доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2002 N 633 (СЗ РФ, 2002, N 35, ст. 3385)); Типовые правила доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2002 N 684 (СЗ РФ, 2002, N 39, ст. 3788)).
6. В доверительное управление может быть передано и государственное, и муниципальное, и частное имущество. Однако то государственное или муниципальное имущество, которое ранее было передано на вещном праве хозяйственного ведения или оперативного управления унитарному предприятию или государственному либо муниципальному учреждению, до передачи его в доверительное управление должно утратить свой предыдущий правовой статус.
Это объясняется тем, что такое имущество уже передано на ограниченном вещном праве указанным субъектам (ст. ст. 294 и 296 ГК). Передача его в руки доверительного управляющего означала бы невозможность для унитарного предприятия или учреждения осуществлять предоставленное им право.
Статья 1014. Учредитель управления
Комментарий к статье 1014
1. К тексту статьи необходимо добавить, что учредителем доверительного управления может выступить как единоличный собственник, так и обладатели имущества на праве общей или совместной собственности. Так, супруги вправе передать в доверительное управление принадлежащий им жилой дом. В этих случаях помимо гл. 53 необходимо руководствоваться также правилами гл. 16 ГК о праве общей собственности и ст. 35 Семейного кодекса.
Другим случаем учреждения доверительного управления долевыми собственниками следует считать передачу имущества в состав паевого инвестиционного фонда. Согласно п. 2 ст. 11 Закона об инвестиционных фондах имущество, составляющее ПИФ, является общей долевой собственностью учредителей, но с определенными особенностями. Присоединяясь к договору доверительного управления ПИФом, который заключается между физическим или юридическим лицом, с одной стороны, и управляющей ПИФом компанией - с другой, учредитель управления право преимущественной покупки доли, а также право на раздел и выдел этой доли в имуществе ПИФа теряет (п. 2 ст. 11 Закона об инвестиционных фондах).
В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона об инвестиционных фондах и п. 4 ст. 24 Закона о регистрации прав на недвижимость право общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит государственной регистрации. При этом в ЕГРП указывается, что собственниками конкретного объекта недвижимости, входящего в состав ПИФа, являются владельцы инвестиционных паев конкретного фонда без указания их фамилий и размеров принадлежащих им долей.
2. В случаях, предусмотренных законом, в роли учредителя управления, а следовательно, стороны по договору вправе выступить не сам собственник, а другое лицо - орган опеки и попечительства (ст. ст. 38, 42, 43 ГК), нотариус или исполнитель завещания (душеприказчик) (ст. 1173 ГК) и др. Однако и в этих случаях учредитель управления действует в интересах самого собственника, реализуя одно из предоставленных ему п. 4 ст. 209 ГК правомочий.
3. В роли учредителя управления, не являющегося собственником имущества, может выступить и обладатель исключительного права, а также обязательственного права, удостоверенного бездокументарной ценной бумагой (ст. 1013 ГК). Сюда же следует отнести лицо, передавшее в доверительное управление те денежные средства, которые размещены в кредитной организации. Поскольку находящаяся на банковском счете сумма представляет собой обязательственное право требования, а не саму вещь, учредитель управления - вкладчик выступает в этом случае не как собственник, а как обладатель обязательственного права. Сказанное не влияет на объем его прав как учредителя доверительного управления. Они в данном случае близки по объему к правам собственника.
4. Передать в доверительное управление государственное или муниципальное имущество может от лица собственника (Российской Федерации в целом, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) лишь орган, уполномоченный собственником управлять его имуществом.
В частности, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 07.08.97 N 989 "О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении договоров доверительного управления этими акциями" (СЗ РФ, 1997, N 45, ст. 5193) при передаче в доверительное управление принадлежащих Российской Федерации акций приватизированных предприятий таким органом являлось Министерство имущественных отношений РФ. В настоящее время на основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ, 2004, N 11, ст. 945) и Постановления Правительства РФ от 08.04.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" (СЗ РФ, 2004, N 15, ст. 1492) таковым следует считать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом РФ, при передаче в доверительное управление аналогичных акций угольных компаний - Министерство топлива и энергетики РФ (п. 3 Постановления Правительства РФ от 11.12.96 N 1485 (СЗ РФ, 1996, N 52, ст. 5919)), в настоящее время Федеральное агентство по энергетике РФ (Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 и Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 N 197 "Вопросы Федерального агентства по энергетике" (СЗ РФ, 2004, N 15, ст. 1489)).
Выгодоприобретателем по такому договору также являются Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование в лице соответствующего финансового органа либо органа, уполномоченного управлять соответствующим имуществом.
При разрешении конкретных дел необходимо тщательно выяснять, какие органы исполнительной власти выступали от лица РФ учредителями управления и какие - представителями РФ как выгодоприобретателя. В Постановлении от 15.04.2002 по делу N КГ-А41/2077-02 ФАС Московского округа, отменяя решения нижестоящих инстанций, справедливо указал на то, что учредителем управления от лица РФ выступало Минимущество РФ. Удовлетворяя иск третьего лица о возврате Минимуществу РФ акций, указанных в договоре, суд первой инстанции, по существу, проигнорировал содержание ст. 4 АПК. По смыслу этой статьи в арбитражный суд за защитой своих прав могут обратиться лишь лица, чьи права непосредственно нарушены, а иные лица - только в случаях, предусмотренных законом.
Государственные или муниципальные унитарные предприятия и учреждения выступать в качестве учредителя доверительного управления имуществом не вправе (см. ст. 1015 и коммент. к ней).
Статья 1015. Доверительный управляющий
Комментарий к статье 1015
1. По общему правилу передача имущества в доверительное управление - это передача его в руки профессионала. Таковым в хозяйственном обороте является предприниматель. Именно он (индивидуальный предприниматель - ст. 23 ГК или одна из коммерческих организаций, перечисленных в п. 2 ст. 50 ГК) вправе выступить в роли доверительного управляющего чужим имуществом.
Не исключен вариант, когда собственник либо иное заинтересованное в получении имущества лицо учреждает специальную коммерческую организацию, которой в дальнейшем будет передано имущество. В зависимости от вида имущества и характера деятельности доверительного управляющего будет решаться вопрос о необходимости специального разрешения (лицензии) на занятие такой деятельностью (см. ст. 49 ГК)
Наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица лицензии на занятие такими видами деятельности, как доверительное управление денежными средствами или ценными бумагами, является обязательным (ст. ст. 5 и 6 Закона о банках, ст. ст. 5 и 39 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 38 Закона об инвестиционных фондах). По одному из дел Президиум ВАС РФ прямо указал: "Как видно из договоров, объектом доверительного управления являлись денежные средства. Однако доказательств, подтверждающих правомочия истца на осуществление указанных операций, в деле не имеется. Между тем решение вопроса о правомерности деятельности истца как доверительного управляющего связано с правовой природой денежных средств, получаемых им от физических или юридических лиц на основании упомянутых договоров" (Вестник ВАС РФ, 1999, N 10, ст. 5 - 7). Применительно к доверительному управлению денежными средствами и ценными бумагами в составе ПИФов Правительством РФ утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 495 (СЗ РФ, 2002, N 27, ст. 2707)).
2. В силу п. 1 ст. 49 ГК и ст. 3 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью. Последняя не охватывает возможности заниматься доверительным управлением чужим имуществом. Кроме того, запрет для унитарного предприятия выступать в роли доверительного управляющего позволит избежать скрытой передачи государственного или муниципального имущества в "доверительное" управление кому-либо из должностных лиц унитарного предприятия.
По этим же причинам существует запрет на передачу имущества в доверительное управление государственному органу (министерству, ведомству, управлению, инспекции и т.п.) или органу местного самоуправления (выборному органу, главе муниципального образования, иным выборным должностным лицам). В связи с запросом в Конституционный Суд РФ администрации Московской области о конституционности положений п. п. 1 и 2 комментируемой статьи КС РФ в Определении от 01.10.98 указал следующее: "По смыслу пунктов 1 и 2 ст. 1015 ГК РФ, из круга лиц, наделенных правом осуществлять права и обязанности доверительных управляющих, исключены публично-правовые образования, государственные органы и органы местного самоуправления, однако это не препятствует владельцам частной собственности заключать договоры доверительного управления имуществом с другими субъектами гражданского права, профессионально занимающимися предпринимательской деятельностью" (Сборник постановлений Конституционного Суда РФ (гражданское и налоговое право). М., 2000. С. 46 - 49). В основе выводов Конституционного Суда РФ по этому вопросу - положение о недопустимости совмещения властной деятельности в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательской деятельности.
3. В отдельных случаях, предусмотренных законом, доверительное управление учреждается, главным образом, не для приумножения имущества собственника, а для его сохранности или распределения, т.е. для некоммерческих целей. Таковыми, в частности, являются случаи управления имуществом подопечного (ст. 38 ГК), безвестно отсутствующего (ст. 42 и ст. 43 ГК). Здесь в роли доверительного управляющего может выступить и гражданин, не являющийся предпринимателем, и некоммерческая организация (например, фонд), за исключением учреждения.
Статья 1016. Существенные условия договора доверительного управления имуществом
Комментарий к статье 1016
1. В статье прямо перечислены те условия договора, без согласования которых он считается незаключенным. Это т.н. существенные условия договора, непосредственно указанные в законе. В п. 6 ст. 11 Закона об инвестиционных фондах содержатся дополнительные к названным существенные условия договоров доверительного управления паевыми инвестиционными фондами.
В соответствии со ст. 432 ГК к числу существенных отнесены также условия, названные в иных правовых актах. Так, по Указу Президента РФ от 09.12.96 N 1660 "О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации" (СЗ РФ, 1996, N 51, ст. 5764) доверительный управляющий не вправе распоряжаться акциями (дарить, продавать, передавать в залог и т.п.); его голосование по важнейшим вопросам деятельности акционерного общества, перечисленным в Указе, должно быть письменно согласовано с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на это Правительством РФ.
Дополнительные существенные условия договора о доверительном управлении акциями приватизированных предприятий угольной промышленности, находящихся в федеральной собственности, содержатся в разд. VIII приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 11.12.96 N 1485 (СЗ РФ, 1996, N 52, ст. 5919), а акциями других акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и находящихся в федеральной собственности, - в Постановлении Правительства РФ от 07.08.97 N 989 (СЗ РФ, 1997, N 45, ст. 5193).
2. Пункт 6 ст. 3 ГК к числу иных правовых актов относит исключительно указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Поэтому нельзя признать существенными те дополнительные условия договоров, которые содержатся в Положении ФКЦБ N 37 и в Инструкции ЦБР N 63.
Сказанное, однако, не означает, что в соответствии со ст. 432 ГК стороны не могут сами согласовать те или иные существенные условия заключенного ими договора.
3. Одним из существенных условий договора является его срок. С одной стороны, договор доверительного управления имуществом не может быть заключен для совершения какого-либо разового действия (например, для прикрытия сделки по купле-продаже автомобиля), с другой - срок его действия, как правило, не должен превышать 5 лет. Достаточно длительный срок договора создает дополнительные гарантии для выполнения доверительным управляющим своих обязанностей. В ст. 12 Закона об инвестиционных фондах говорится о том, что срок действия договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом не должен превышать 15 лет.