ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5319
Скачиваний: 4
Однако при этом должны соблюдаться нормы перевода исключительных прав, установленные законодательством об интеллектуальной собственности. Возможно также субсидиарное применение к данным договорным отношениям соответствующих правил § 1 гл. 24 ГК.
2. Новый правообладатель становится стороной договора, принимая на себя все связанные с этим права и обязанности (допускается множественность лиц на стороне правообладателя). Он, в частности, обязан прежде всего обеспечить внесение изменений в соответствующую регистрацию договора в патентном ведомстве, принять меры к поддержанию в силе свидетельства на товарный знак: платить ежегодно пошлину, а в случае истечения 10-летнего срока действия свидетельства - подать заявку на его продление и т.п. (см. ст. 16 Закона о товарных знаках).
Статья 1039. Последствия изменения фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя
Комментарий к статье 1039
Комментируемая статья устанавливает определенные гарантии интересов пользователя, которые должен учитывать правообладатель, принимая решение изменить фирменное наименование, являющееся объектом договора коммерческой концессии. Сам факт такого изменения служит для пользователя, во-первых, основанием расторгнуть договор без каких-либо дополнительных мотивов, во-вторых, снизить договорную цену при сохранении договорных отношений. (При этом, безусловно, правообладатель обязан перерегистрировать договор на новое фирменное наименование за свой счет.)
Следовательно, хотя закон не ограничивает правообладателя в возможности изменить обремененное договором фирменное наименование, во избежание указанных негативных последствий во всех подобных случаях для него целесообразно предварительно согласовать с пользователем условия этого изменения. Такое согласование требует письменной формы (например, путем обмена письмами). Письменная форма в этом случае отвечает общим требованиям, согласно которым изменения договора должны быть совершены в той же форме, в которой он был совершен (п. 1 ст. 452 ГК).
Статья 1040. Последствия прекращения исключительного права, пользование которым предоставлено по договору коммерческой концессии
Комментарий к статье 1040
Прекращение исключительного права, входящего в комплекс прав, пользование которыми предоставлено по договору коммерческой концессии, не служит основанием прекращения договора, а влечет изменение встречных обязательств пользователя. Обычно стороны согласовывают в таком случае соразмерное уменьшение вознаграждения, выплачиваемого пользователем правообладателю.
Основания прекращения исключительных прав предусмотрены в законах об охране этих прав (см., например, ст. ст. 28, 29 Закона о товарных знаках, ст. ст. 29, 30 Патентного закона).
Правила ст. 1040 не распространяются на фирменное наименование и коммерческое обозначение, поскольку, в силу п. 3 ст. 1037 ГК, прекращение исключительных прав на эти объекты прекращает и договор коммерческой концессии.
Глава 55. ПРОСТОЕ ТОВАРИЩЕСТВО
Комментарий к главе 55
Договор простого товарищества, более известный как договор о совместной деятельности, не является новым. На протяжении десятилетий правовое положение участников договора регулировалось гл. 38 ГК 1964. С 03.08.92 - момента введения в действие Основ ГЗ - их права и обязанности определялись гл. 18 Основ, а в части, не противоречащей Основам, сохраняли свое значение нормы гл. 38 ГК 1964 (Постановление Верховного Совета РСФСР от 14.07.92 N 3301-1 "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" (Ведомости РСФСР, 1992, N 30, ст. 1800)).
С 01.03.96 к правоотношениям, возникающим между участниками договора простого товарищества, а также между ними и третьими лицами, применяются нормы гл. 55. Споры о правах и обязанностях, возникших до этой даты, разрешаются согласно требованиям ст. ст. 5 и 8 Вводного закона.
Статья 1041. Договор простого товарищества
Комментарий к статье 1041
1. Статья содержит легальное определение договора. Анализ определения позволяет назвать ряд его обязательных признаков:
а) это соглашение, по которому объединяются два и более лица. В последнем случае договор считается многосторонним.
По смыслу договора товарищи, объединяясь, должны доверять друг другу. Неслучайно каждому из них, если иное не предусмотрено договором, дается право выступать от лица всех товарищей. Большое значение личностного, доверительного фактора для договора подтверждается основаниями и процедурой его прекращения (см. ст. 1050 и коммент. к ней); порядком передачи прав и обязанностей по договору (см. п. 6 комментария к ст. 1043);
б) соглашение между товарищами не приводит к образованию юридического лица. Им нет необходимости регистрировать свое объединение в порядке, предусмотренном ст. 51 ГК и Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в органах по управлению государственным или муниципальным имуществом и т.п.;
в) соглашение предполагает личное участие (личные действия) каждого из товарищей по достижению общей цели. Неслучайно ГК ставит знак равенства между понятиями "договор простого товарищества" и "договор о совместной деятельности".
Попытки признать участием в договоре простое предоставление денежных средств с обязательством вернуть их к обусловленному в договоре сроку поддержки в судебной практике не находят. Так, стороны обязались совместно действовать в области аграрного производства. На основании договора одна сторона предоставила другой беспроцентный заем на определенную сумму с определенным сроком. Другая приняла на себя обязательство на полученные средства закупить сырье, переработать его и реализовать готовую продукцию. На момент рассмотрения дела в суде часть средств уже была возвращена. Как указал Президиум ВАС РФ, при таких обстоятельствах суд обоснованно квалифицировал договор не как простое товарищество, а как договор займа (Вестник ВАС РФ, 1997, N 4, ст. 61);
г) для совместной деятельности товарищи вносят и соединяют свои вклады (см. ст. 1042 и коммент. к ней);
д) соглашение заключается для достижения общей цели - извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (совместное строительство дома, дороги и т.п.).
В тех случаях, когда целью договора является постоянная деятельность для извлечения прибыли (предпринимательская деятельность), сторонами могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Как полагает Президиум ВАС РФ, учреждения и иные некоммерческие организации в этих случаях участниками договора о совместной деятельности быть не могут (п. 3 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.07.2000 N 56 (Вестник ВАС РФ, 2000, N 9, ст. 85); далее - Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве).
По указанному пути со ссылкой на п. 2 комментируемой статьи нередко идет и судебная практика (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 16.12.2003 N КГ-А40/10044-03; от 20.03.2003 N КГ-А40/1344-03-П).
Представляется, что подобный подход необоснованно сужает круг участников договора простого товарищества, поскольку сам закон (п. 3 ст. 50 ГК, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 145)) разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, если она не противоречит целям, ради которых организация создана.
Во всех остальных случаях круг участников договора не ограничен.
2. Исключение из общего правила о том, что объединение лиц в виде простого товарищества государственной регистрации не подлежит, составляет финансово-промышленная группа (ФПГ). Это объясняется ее особым положением и целями, ради которых она создается.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.11.95 N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" (СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4697) регистрацию ФПГ, как правило, предваряет регистрация ее центральной компании. Последняя выступает от имени всех участников ФПГ в их отношениях с третьими лицами и подлежит регистрации в обычном порядке как юридическое лицо.
Сама ФПГ регистрируется по заявке своей центральной компании, подаваемой в Минэкономразвития России (Постановление Правительства РФ от 02.02.98 N 104 "О возложении на Министерство экономики Российской Федерации функций уполномоченного федерального государственного органа по государственному регулированию создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп" (СЗ РФ, 1998, N 6, ст. 738)). Порядок регистрации должен отвечать ст. ст. 5 - 9 Федерального закона "О финансово-промышленных группах" и Положению о порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.05.96 N 621 (СЗ РФ, 1996, N 22, ст. 2699).
Отдельные ФПГ не могут рассматриваться в качестве разновидности простого товарищества. Не являются таковыми, например, те из них, которые образованы основным и дочерним акционерными обществами, но не имеют специального договора об управлении дочерним обществом со стороны основного. Однако государственной регистрации в изложенном выше порядке подлежат все ФПГ.
3. Договор простого товарищества является консенсуальным (п. 1 ст. 1041) и считается заключенным с момента получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК). При этом в оферте должны содержаться все существенные условия договора, а акцепт должен быть полным и безоговорочным.
В гл. 55 нет специальных правил, касающихся формы договора простого товарищества. Поэтому к договору применяются общие правила о форме сделок (ст. ст. 158 - 165 ГК).
4. В законе отсутствуют какие-либо указания о сроке действия договора, поэтому он определяется по усмотрению сторон. В зависимости от избранного сторонами срока договоры могут быть подразделены на: а) бессрочные; б) с указанием срока; в) с указанием цели в качестве отменительного условия. Важно, что с учетом вида договора по-разному решается вопрос о его прекращении (см. ст. ст. 1050 - 1053 и коммент. к ним).
В соответствии с ГК договоры простого товарищества можно условно разделить также на: а) связанные с предпринимательской деятельностью; б) не связанные с предпринимательской деятельностью.
5. Сфера применения договора достаточно широка. Наиболее часто он заключается в следующих случаях:
1) при совместном строительстве юридическими лицами зданий, сооружений, заводов, дорог, гаражей, а также жилых домов. В этом случае при наличии приведенных выше признаков заключенный договор должен быть квалифицирован как договор простого товарищества. Именно на основании норм комментируемой главы разрешалось до сих пор большинство спорных вопросов в судебной практике, примеры из которой в т.ч. приводятся в Обзоре практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве.
С 01.04.2005 вступил в силу Закон о долевом строительстве. Согласно п. 1 ст. 1 Закона о долевом строительстве предметом его регулирования являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Это означает, что не только у граждан, но и у юридических лиц появилась теперь возможность участвовать в строительстве объекта недвижимости посредством заключения договора участия в долевом строительстве, который по своим признакам отличается от договора простого товарищества. Важно, что договор участия в долевом строительстве может быть заключен при строительстве гаражей, объектов здравоохранения, общественного питания, предпринимательской деятельности, торговли, культуры и т.п., но не объектов производственного назначения (ст. 2 Закона о долевом строительстве).
С учетом сказанного изменится, по-видимому, и практика. Для тех некоммерческих организаций, а также ряда коммерческих организаций, которые не желают непосредственно участвовать в строительстве гаражей, объектов здравоохранения, общественного питания и т.п. (кроме объектов производственного назначения), внося для этого вклады, неся ответственность по долгам товарищества сообразно внесенным вкладам и т.п., имеет смысл заключить с коммерческой организацией либо индивидуальным предпринимателем - застройщиком (п. 1 ст. 2 Закона о долевом строительстве) договор участия в долевом строительстве. Подробнее о различиях в договоре простого товарищества и договоре участия в долевом строительстве см. п. 6 настоящего комментария.
Необходимо отметить, что судебной практикой накоплен достаточно богатый опыт разграничения договоров простого товарищества (о совместной деятельности) и иных смежных с ним договоров, заключаемых при строительстве зданий, сооружений, гаражей и т.п. Так, по одному из дел Президиум ВАС РФ указал, что по условиям договора построенные (реконструированные) сооружения являются собственностью истца, а всю прибыль, полученную от последующей эксплуатации имущества, он использует по своему усмотрению. Таким образом, отсутствуют обязательные признаки, присущие договору о совместной деятельности, в т.ч. объединение имущества обоих участников, их возможность пользоваться этим имуществом и др. Никакой совместной деятельности в плане взаимодействия субъектов для решения общей хозяйственной задачи из содержания договоров также не усматривается. Фактически сделки совершены с целью привлечения денежных средств предприятий и населения для финансирования деятельности истца, и эти средства необоснованно признаны судом в качестве вклада в совместную деятельность (Вестник ВАС РФ, 1997, N 5, ст. 41).
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 03.07.2004 по делу N А31-5099/5 в результате анализа представленных по делу доказательств суд справедливо пришел к выводу об отсутствии в действиях сторон признаков простого товарищества. Суд посчитал, что, во-первых, исходя из исковых требований истца ИЧП А. о признании права собственности на объект недвижимости, т.е. исходя из цены, договор между истцом и ответчиком ИЧП О. должен быть заключен в простой письменной форме (п. 1 ст. 161 и ст. 434 ГК); во-вторых, документы об оплате истцом приобретенных для ответчика стройматериалов и оборудования в совокупности с письмом истца вернуть оборудование при несогласии ответчика заключить договор о совместной деятельности свидетельствуют об отсутствии у сторон соглашения по существенному условию договора - порядку и размеру внесения вкладов.
Поскольку речь идет о договорах, используемых юридическими лицами и индивидуальными частными предпринимателями при строительстве, ВАС РФ неоднократно обращал внимание на необходимость разграничивать договоры строительного подряда и о совместной деятельности. В частности, Президиум ВАС РФ отменил состоявшиеся решения и направил дело на новое рассмотрение, указав, что судом не был четко определен вид договора, которым руководствовались стороны при строительстве гаражей (Вестник ВАС РФ, 1996, N 1, ст. 38).