Файл: ГК_2_комм_Садиков_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5318

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязанности правообладателя направлены прежде всего на обеспечение пользователю фактических и юридических условий, необходимых ему для реализации полученных по договору прав и надлежащего осуществления своей деятельности.

Что касается абз. 3 п. 1 комментируемой статьи, где предусмотрена обязанность правообладателя предоставить пользователю лицензии и оформить их в установленном порядке, то комментируемая норма, на наш взгляд, представляется излишней: по сути, она дублирует обязанность правообладателя зарегистрировать договор в патентном ведомстве, предусмотренную п. 2 ст. 1028 ГК.

2. Правила п. 2 комментируемой статьи имеют диспозитивный характер. Стороны могут по своему усмотрению отступить от них. Между тем все три обязанности, предусмотренные этим пунктом (обеспечение регистрации договора, консультативные услуги (включая обучение персонала), а также контроль качества товаров (услуг)), как правило, прямо предусматриваются в договоре в качестве его существенных условий.


Статья 1032. Обязанности пользователя


Комментарий к статье 1032


1. Коммерческая концессия предполагает создание сети однородных предприятий с одинаковыми условиями ведения хозяйственной деятельности. Этому должно способствовать выполнение сторонами установленных ст. 1031 и ст. 1032 обязательных правил, определяющих их обязанности по договору коммерческой концессии.

Правила ст. 1032 преимущественно содержат императивные нормы. Они обязывают пользователя реализовать в полном объеме полученные права. Он должен осуществлять предусмотренную договором хозяйственную деятельность в обусловленном масштабе и на обусловленном качественном уровне, полностью соответствующем качеству товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем, включая требования эстетики, комфортности и т.п. В рамках этой деятельности он обязан выступать под фирменным наименованием правообладателя, указывая фирму на ярлыках товаров, в документации, рекламных материалах, на вывесках и другим обусловленным в договоре образом.

Однако во избежание нарушения правил о защите конкурентного рынка пользователь не должен вводить потребителя в заблуждение. Он обязан информировать его о том, что торговля товаром или иная деятельность осуществляется им по договору коммерческой концессии. Обычно в договоре предусматривается, что пользователь поместит по месту своего размещения, на бланках для деловой переписки и т.п. соответствующий текст, поясняющий, что он действует по лицензии правообладателя, а не является агентом или дочерним предприятием последнего.

2. К основным обязанностям пользователя относится также неразглашение предоставленной ему правообладателем конфиденциальной коммерческой информации, в частности содержания методик по управлению бизнесом и других инструктивных материалов о системах и методах ведения дела, переданных правообладателем пользователю.


Нарушение обязанности о неразглашении обусловленной в договоре информации может нанести весьма серьезный ущерб обеим сторонам договора, т.к. тайна информации служит необходимой предпосылкой защиты прав ее обладателя (см. ст. 139 ГК и ст. 12 Закона о коммерческой тайне).

Во избежание утечки такой информации пользователь, как правило, обязуется заключить соглашение со своими работниками (обычно по форме, согласованной с правообладателем) о неразглашении сведений, отнесенных сторонами к коммерческой тайне, к которым имеют доступ эти работники.

3. Условия о неразглашении работником соответствующей информации могут быть включены в трудовой договор (ст. 57 Трудового кодекса). Обязанность работника сохранять коммерческую информацию в тайне действует и после прекращения трудовых отношений в течение последующих 3 лет, если в специальном соглашении с работником не был оговорен иной срок (см. ст. 11 Закона о коммерческой тайне).


Статья 1033. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии


Комментарий к статье 1033


1. В силу п. 1 статьи допускается включение в договор коммерческой концессии отдельных обязательств, ограничивающих свободу оборота той или другой стороны вне рамок договорных отношений.

В частности, может быть предусмотрен отказ пользователя от получения аналогичных коммерческих концессий по договорам с конкурентами правообладателя, обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам концессию в пределах той же территории, как и встречное обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем в пределах обусловленной в договоре территории. В последнем случае имеется в виду отказ пользователя от ведения внедоговорной деятельности на этой территории с использованием переданных ему правообладателем фирменного наименования, товарных знаков, других объектов. Включение такого рода ограничительных условий правомерно, если оно обусловлено необходимостью более четкого определения объема использования предоставляемых по договору прав и, в частности, разграничения между сторонами территориальной и хозяйственной сфер их использования. Аналогичные условия характерны и для традиционных лицензионных договоров.

Пользователь не может также без согласования с правообладателем решать вопросы расположения и оформления коммерческих помещений, что прямо вытекает из его обязанности соблюдать инструкции и указания правообладателя в отношении внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений.

2. Приведенный в п. 1 перечень носит примерный характер. Однако во всех случаях договорные условия, ограничивающие права сторон в их хозяйственной деятельности, не должны подпадать под запреты, защищающие свободу рыночных отношений, установленные Законом о конкуренции. В противном случае эти условия могут быть оспорены и признаны недействительными по требованию заинтересованного лица или компетентного органа (ст. 166 ГК).


3. Обязательства пользователя согласовывать с правообладателем вопросы расположения и оформления коммерческих помещений (абз. 5 п. 1) прямо вытекают из его обязанности соблюдать инструкции и указания правообладателя относительно внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений (см. абз. 4 ст. 1032 ГК).

4. Правила п. 2 комментируемой статьи имеют обязательный характер и содержат запреты на включение в договор условий, ограничивающих права пользователя (по вопросам цены продаваемых им товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и определения круга потребителей). Такие ограничительные условия признаются ГК ничтожными, а следовательно, недействительными.


Статья 1034. Ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю


Комментарий к статье 1034


1. Комментируемая статья устанавливает специальные правила ответственности участников договора коммерческой концессии перед третьими лицами - потребителями концессионных товаров, работ и услуг. Предусматривается субсидиарная ответственность правообладателя за их качество (о субсидиарной ответственности см. ст. 399 ГК).

2. Требования к правообладателю подчинены общим правилам об ответственности продавца за качество продаваемых товаров, установленным ст. ст. 469 - 477 ГК (см. также специальные правила о розничной купле-продаже - ст. ст. 503 - 505 ГК), и общим правилам об ответственности подрядчика за качество выполненных работ, установленным ст. ст. 721 - 725 ГК (см. также специальные правила об ответственности за качество работ, выполняемых по бытовому подряду - ст. 737 ГК). Эти правила распространяются и на оказание возмездных услуг (см. ст. 783 ГК).

Если по договору концессии пользователь не только продает, но и сам производит товар правообладателя (производственная концессия), то потребитель имеет право заявить свои требования по поводу такого товара как обеим сторонам, так и любой из них (о солидарных обязательствах см. ст. ст. 322 - 326 ГК). Ответственность поставщиков перед покупателем за изготовленные ими товары определяется правилами ст. ст. 518 - 522 ГК.

Положения комментируемой статьи направлены на повышение гарантий интересов потребителей. Вступая в отношения с пользователем, потребитель вправе рассчитывать на получение результата, эквивалентного тому, который он получил бы непосредственно от правообладателя. Об определенных обязанностях, возложенных на стороны договора по обеспечению такого результата, см. ст. ст. 1031 и 1032 ГК.

3. В гл. 54, регулирующей договоры коммерческой концессии, не предусматриваются специальные нормы об ответственности сторон за нарушение встречных договорных обязательств. Следовательно, если стороны не согласуют в договоре основания, форму и размер имущественной ответственности, то к стороне, не выполнившей обязательства или выполнившей их ненадлежащим образом, будут применяться санкции исходя из общих норм обязательственного права, установленных в гл. 25 ГК.


В частности, учитывая, что договор регулирует отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, сторона, нарушившая договор, будет нести ответственность и при отсутствии ее вины согласно п. 3 ст. 401 ГК, причем при определении размера убытков может быть взыскан не только реальный ущерб, но и упущенная выгода.


Статья 1035. Право пользователя заключить договор коммерческой концессии на новый срок


Комментарий к статье 1035


Защищая интересы добросовестного пользователя, рассматриваемая норма закрепляет его преимущественное право заключить новый договор коммерческой концессии в течение 3 лет с момента окончания срока действия первоначального договора. При этом учитывается, очевидно, что вложенные пользователем средства на приобретение концессии окупаются не сразу и прибыль начинает поступать лишь через какое-то время. Возможность продления договора в определенной мере страхует имущественные интересы пользователя, рискующего своим капиталом при создании нового хозяйственного комплекса под фирмой правообладателя.

В случае если правообладатель нарушил права пользователя, заключив в указанный срок договор концессии с другим лицом или выдав разрешение на субконцессию, он обязан возместить пользователю понесенные им вследствие этого убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду (ст. 15 ГК).

Пользователь, однако, не может в этом случае оспаривать действительность договора, заключенного правообладателем, в отличие, например, от последствий, наступающих при нарушении преимущественного права нанимателя по договору жилого найма (см. ст. 684 ГК).


Статья 1036. Изменение договора коммерческой концессии


Комментарий к статье 1036


Договор коммерческой концессии может быть изменен в соответствии с правилами, предусмотренными главой 29 настоящего Кодекса.

В отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на изменение договора лишь с момента регистрации этого изменения в порядке, установленном пунктом 2 статьи 1028 настоящего Кодекса, если не докажут, что третье лицо знало или должно было знать об изменении договора ранее.

К договору коммерческой концессии применяются общие нормы ГК (гл. 29) об основаниях, порядке и последствиях изменения сторонами договорных условий.

Специальные правила комментируемой статьи определяют момент, с которого новые договорные условия приобретают силу для третьих лиц. Таким моментом, исходя из отсылки к п. 2 ст. 1028 ГК, служит регистрация этих условий в государственном реестре и в реестре патентного ведомства. Можно сделать вывод, что имеются в виду изменения, касающиеся фирменного наименования правообладателя и (или) исключительных прав, пользование которыми предоставлено по договору коммерческой концессии.


Статья 1037. Прекращение договора коммерческой концессии



Комментарий к статье 1037


1. Договор коммерческой концессии может быть заключен на определенный срок (в этом случае обычно предусматривается оговорка о возможности его досрочного расторжения) либо без указания срока. Досрочное расторжение договора коммерческой концессии допускается по общим основаниям, установленным гл. 29 ГК, и специальным основаниям, предусмотренным комментируемой статьей.

В соответствии с общими нормами, установленными ст. 450 ГК, к существенным нарушениям договора, служащим основанием для его досрочного расторжения по требованию одной из сторон, можно отнести, в частности, нарушение пользователем принятого на себя обязательства сохранить в тайне коммерческую информацию, предоставленную ему по договору, отказ правообладателя передать пользователю согласованную между ними информацию, необходимую для выполнения договора, либо предоставить консультативные услуги, предусмотренные договором.

Соглашение сторон о досрочном расторжении договора должно быть оформлено в том же порядке, в каком был заключен и зарегистрирован договор. Вытекающие отсюда изменения в правах пользователя на объекты интеллектуальной собственности должны быть внесены в соответствующие государственные реестры, в которых зарегистрирован договор.

2. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает специальное основание досрочного прекращения договорных отношений. Утрата концессионером прав на фирменное наименование (или коммерческое обозначение) без приобретения другого наименования влечет безусловное прекращение действия договора коммерческой концессии, поскольку предоставление пользователю права на участие в товарном обороте под фирменным наименованием правообладателя является признанным ГК существенным условием договора коммерческой концессии.

Исключительное право на фирменное наименование не ограничено каким-либо сроком. Оно прекращается ликвидацией самого юридического лица (п. 1 ст. 61 ГК).

Кроме того, право на фирменное наименование может быть прекращено судебным решением, установившим, что правообладатель зарегистрировал его в нарушение установленных законом требований. Такое судебное решение может быть вынесено, например, по иску лица, осуществляющего аналогичную деятельность, представившего доказательства, что оспариваемое наименование тождественно или сходно с его ранее зарегистрированным фирменным наименованием.

3. Ликвидация юридического лица, в т.ч. объявление о его несостоятельности (банкротстве), также относится к числу общих оснований прекращения обязательств (ст. 419 ГК).


Статья 1038. Сохранение договора коммерческой концессии в силе при перемене сторон


Комментарий к статье 1038


1. Переход исключительного права на какой-либо объект, входящий в комплекс передаваемых по договору прав, к другому правообладателю (как в порядке сингулярного, так и универсального правопреемства) не является основанием для изменения условий договора или его расторжения.