Файл: ГК_2_комм_Садиков_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5320

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, что позволяет потребителю отличать товары, работы и услуги одних предпринимателей от однородной продукции других. Поэтому обозначения, не обладающие различительной способностью, не могут получить охрану. К товарным знакам приравниваются знаки обслуживания, применяемые в сфере услуг гостиницами, прачечными, туристическими бюро и т.п.

Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством, которое выдается и регистрируется патентным ведомством на имя владельца знака, юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Отношения, возникающие в связи с охраной и использованием товарных знаков, регулируются Законом о товарных знаках.

Срок действия свидетельства - 10 лет с момента поступления в патентное ведомство заявки о регистрации знака и выдаче свидетельства. Однако практически охрана знака не ограничена во времени. Его владелец может каждые 10 лет возобновлять регистрацию на очередные 10 лет при условии своевременного обращения в патентное ведомство и уплаты установленных пошлин.

6. Договор коммерческой концессии рассчитан на сферу предпринимательской деятельности. Согласно п. 3 статьи сторонами по договору могут быть коммерческие организации и граждане, занимающиеся предпринимательством. Однако при этом предполагается, что они могут быть носителями либо фирменного наименования, либо коммерческого обозначения.

Между тем в соответствии со ст. 138 ГК исключительные права гражданина или юридического лица на средства индивидуализации признаются "в случаях и в порядке", установленных законом. Российским законодательством охрана коммерческих обозначений не регламентируется. Не определены не только само понятие, но и условия защиты прав на коммерческое обозначение, в частности в случае столкновения с правами на зарегистрированное фирменное наименование или товарный знак. В одном из проектов части третьей ГК РФ содержался раздел V "Исключительные права". В нем были статьи, посвященные праву на коммерческое обозначение. Однако третья часть ГК принята без этого раздела. Важно также подчеркнуть, что коммерческие обозначения (в отличие от фирменных наименований и других средств индивидуализации) не входят и в круг объектов интеллектуальной собственности, подлежащих охране в силу Парижской конвенции и других международных договоров в этой сфере, в которых участвует Российская Федерация.


КонсультантПлюс: примечание.

Статья В. Старженецкого "Защита коммерческих обозначений в арбитражных судах РФ" включена в информационный банк согласно публикации - "Коллегия", 2003, N 1.


Судебная практика уже столкнулась с вопросом о защите прав на коммерческое обозначение. Одно из таких дел было рассмотрено Президиумом ВАС РФ. (См: Старженецкий В. Защита коммерческих обозначений в арбитражных судах Российской Федерации // ИС. Промышленная собственность, 2002, N 11, с. 60 - 63.)


Общество с ограниченной ответственностью "Нью-Йорк Пицца" обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Кирееву - владельцу ресторана быстрого обслуживания. Истец требовал запретить ответчику использовать в его деятельности обозначение "Нью-Йорк Пицца".

Исковые требования основывались на том, что истец как "ООО "Нью-Йорк Пицца" был зарегистрирован в 1999 г. Ответчик Киреев использовал обозначение "Нью-Йорк Пицца", помещая его в своих объявлениях, на вывеске, в меню, на форменной одежде своих работников. И тем самым нарушал исключительное право истца на принадлежащее ему фирменное наименование.

Ответчик иск не признал, ссылаясь, в частности, на то, что он использовал спорное обозначение с 1997 г., т.е. до его регистрации истцом. Суд первой инстанции согласился с доводами истца. Однако Президиум ВАС РФ отменил решение суда и направил дело на новое рассмотрение.

Комментируя Постановление Президиума ВАС РФ, В. Старженецкий приходит к выводу о том, что предприниматель мог использовать спорное коммерческое обозначение в своей деятельности "независимо от его государственной регистрации и независимо от регистрации практически аналогичного фирменного наименования другим лицом при соблюдении некоторых условий". В их числе использование до даты регистрации сходного обозначения, различия в сферах фактической деятельности (деловые и территориальные), недопустимость актов недобросовестной конкуренции. По его мнению, "коммерческое обозначение - самостоятельное средство индивидуализации, отличное от фирменных наименований и товарных знаков, выполняющее специфические функции". При этом он ссылается на ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности. С этой позицией вряд ли можно согласиться. Статья 8 Конвенции посвящена охране фирменных наименований, а в российском законодательстве не определены не только само понятие, но и условия защиты прав на коммерческое обозначение.

По другим причинам вызывает сомнения возможность закрепления за индивидуальным предпринимателем права на фирменное наименование. Этому препятствует п. 1 ст. 19 ГК, согласно которому гражданин приобретает и осуществляет свои права и обязанности под своим именем. Поэтому общая норма, содержащаяся в п. 3 ст. 23 ГК, о распространении правил ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, здесь неприменима. Учитывая, что передача и использование прав на фирменное наименование или коммерческое обозначение являются существенным условием договора, до введения в российское законодательство правил об охране коммерческих наименований практическое участие граждан в рассматриваемом договоре (в качестве правообладателя или пользователя) не имеет правовых оснований.



Статья 1028. Форма и регистрация договора коммерческой концессии


Комментарий к статье 1028


1. Комментируемая статья предусматривает специальные требования к оформлению договорных отношений, соблюдение которых является обязательным.

Договор должен быть заключен в письменной форме (ст. 434 ГК). Наряду с этим он подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, ведущем реестр юридических лиц (ст. 51 ГК), где зарегистрирован правообладатель. Это общее правило. Если же правообладатель зарегистрирован за рубежом, то допускается регистрация договора по месту регистрации пользователя.

Приказом МНС РФ от 20.12.2002 N БГ-3-09/730 (БНА РФ, 2003, N 8) утвержден Порядок регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии). Договор коммерческой концессии (субконцессии) (изменение или прекращение договора) регистрируется в государственном реестре по месту регистрации юридического лица - соответственно правообладателя или пользователя.

Регистрация должна быть завершена в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Регистрационные записи о договоре, его изменении или прекращении вносятся в Журнал учета регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии). Каждой записи в Журнале присваивается регистрационный номер.

2. Если по договору предоставляются права на использование товарных знаков, полезных моделей, изобретений, охраняемых соответственно свидетельством или патентом, то договор коммерческой концессии должен быть также зарегистрирован в патентном ведомстве.

В Правила Роспатента от 29.04.2003 N 64 с изм. от 11.12.2003 (БНА РФ, 2003, N 36; 2004, N 1), устанавливающие порядок регистрации договоров об уступке исключительных прав и предоставлении лицензий на их использование, включена специальная гл. V "Особенности регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)". Имеются также специальные приложения N 11 и 12, в которых даны образцы заявлений о регистрации этих договоров и о регистрации изменений, касающихся зарегистрированных договоров.

3. Договор вносится в тот реестр, а если несколько объектов, то в те реестры, где регистрируется предоставление лицензий на использование соответствующих объектов.

Необходимость такой процедуры оформления рассматриваемых договорных отношений обусловлена особыми правилами гражданского оборота тех исключительных прав, которые возникают и охраняются в силу государственной регистрации, - товарных знаков, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.

По сути, регистрацию договора коммерческой концессии в патентном ведомстве следует рассматривать в качестве оформления лицензий на использование объектов договора. В соответствии с патентным законодательством незарегистрированный лицензионный договор считается недействительным. Соответственно те же правила установлены для договоров коммерческой концессии.


4. Несоблюдение письменной формы, также как и требования о регистрации договора в патентном ведомстве, влечет его недействительность. Договор признается ничтожным, и наступают последствия, предусмотренные ст. 168 ГК.

5. Государственная регистрация в реестре предпринимателей практически является завершающей стадией оформления уже заключенного договора. Она важна для отношений сторон с третьими лицами. Вступая в хозяйственные связи с широким кругом потребителей, другими предпринимателями и т.п., стороны не смогут ссылаться на договор до его регистрации. Для самих же участников договор действует с момента его заключения, в изъятие из общих правил п. 3 ст. 433 ГК.


Статья 1029. Коммерческая субконцессия


Комментарий к статье 1029


1. Договор коммерческой субконцессии заключается на основе договора концессии, в котором должно быть предусмотрено право (или обязанность) пользователя предоставлять субконцессии и условия их предоставления. Условия, на которых предоставляется субконцессия, согласовываются предварительно пользователем с правообладателем в дополнительном соглашении, если они не были определены в договоре концессии.

По договору субконцессии пользователь выступает в роли вторичного правообладателя, а другая сторона - в роли вторичного пользователя. Предоставленные на основе субконцессии исключительные права производны от прав, полученных пользователем по основному договору. Их объем не может выходить за пределы прав пользователя (см. п. 2 ст. 1027 ГК). Превышение этих пределов может рассматриваться как нарушение пользователем своих обязательств по договору концессии.

2. Судьба договора коммерческой субконцессии непосредственно связана с судьбой договора коммерческой концессии, на основе которого он заключен (см. абз. 2 п. 1 и п. п. 2 и 3 комментируемой статьи).

3. В правилах комментируемой статьи закреплены присущие договору коммерческой концессии элементы лицензионных отношений, возникающих в связи с предоставлением прав на использование объектов исключительных прав.

В случае досрочного прекращения субконцессии презюмируется, при определенных условиях, трансформация субконцессионного договора в основной договор между правообладателем и вторичным пользователем. Причем происходит не просто замена стороны договора (переход прав кредитора к другому лицу). Дело в том, что договор субконцессии порождает не только прямые отношения между сторонами договора, но и опосредованные отношения между вторичным пользователем и основным правообладателем. Права всех пользователей (независимо от того, являются ли они первичными или вторичными) производны от прав основного правообладателя. Каждая сублицензия оформляется в том же порядке, что и основная лицензия (вносится в государственный реестр юридических лиц, где зарегистрировано фирменное наименование, и в патентный реестр, где зарегистрированы товарный знак, иные объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие основному правообладателю, в качестве обременения этих прав). И следовательно, трансформация субконцессии в концессию, по сути, означает преобразование уже существовавших опосредованных отношений между этими сторонами в прямые договорные отношения.


4. В этой связи следует обратить внимание на особенности правил об ответственности, предусмотренных п. 4 комментируемой статьи. В отличие от общих правил ответственности должника перед кредитором за действия третьих лиц (см. ст. 403, п. 3 ст. 706 ГК) по договору субконцессии вторичный пользователь отвечает за причиненный его действиями вред непосредственно перед основным правообладателем, хотя и не состоит с ним в прямых договорных отношениях. К пользователю в этом случае могут предъявляться требования в порядке субсидиарной ответственности (ст. 399 ГК) при условии, что это не противоречит договору коммерческой концессии, на основе которого предоставлена субконцессия.

Презумпция преобразования субконцессии в концессию создает дополнительные гарантии экономических интересов правообладателя, заинтересованного в расширении хозяйственного оборота продукции под его фирменными обозначениями. В равной мере это отвечает интересам вторичного пользователя, который может продолжить свою хозяйственную деятельность на тех же условиях, на которые он рассчитывал, заключая субконцессионный договор.

5. Во всем остальном к договору коммерческой субконцессии применяются правила гл. 54, как относительно оформления и регистрации договора, так и других прав и обязанностей сторон.


Статья 1030. Вознаграждение по договору коммерческой концессии


Комментарий к статье 1030


Договор коммерческой концессии является возмездным, пользователь обязан выплатить правообладателю вознаграждение за пользование предоставленным ему комплексом исключительных прав.

Правила комментируемой статьи отражают сложившуюся практику и имеют рекомендательный характер.

Наиболее распространенной формой оплаты является сочетание единовременной платы - вступительного взноса и текущей платы. Вступительный взнос вносится в качестве платы за присоединение к фирменной сети правообладателя (т.н. входной платы), которая выплачивается сразу после заключения договора, но может выплачиваться и частями: 25% - по подписании договора, 25% - по завершении обучения персонала пользователя, 25% - после открытия первого предприятия и т.д. Она предназначена для покрытия расходов правообладателя, связанных с организацией бизнеса пользователя. Последующие периодические платежи, как правило, определяются в виде отчислений в процентах (роялти) от суммы оборота товаров (услуг, работ). Практикуется также оплата по твердой шкале в виде фиксированной суммы, выплачиваемой в предусмотренные договором сроки (еженедельно, ежемесячно). Кроме того, за предоставленные субконцессии пользователь обычно выплачивает правообладателю определенный процент от оборота вторичного пользователя.


Статья 1031. Обязанности правообладателя


Комментарий к статье 1031


1. Правила п. 1 ст. 1031 имеют императивный характер. Техническая и коммерческая информация, которую обязан предоставить правообладатель пользователю, включает инструкции, методики и т.п. по управлению бизнесом. В течение всего периода действия договора должны проводиться правообладателем профессиональное обучение персонала пользователя, специальный инструктаж по различным аспектам организации административной работы и функционированию предприятия, как-то: управление, создание сбытовой сети, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, бухгалтерских счетов, налоговой документации, личных дел сотрудников, обслуживание клиентуры, приготовление фирменных блюд. Кроме того, в обязанности правообладателя обычно вменяется поддержание в силе предоставленных пользователю прав, а также принятие мер в защиту нарушенных прав.